Интернет как новая коммуникативная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - выяснить, в чем заключается специфика Интернет - коммуникации, чем обусловлены ее особенности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Определение особенностей Интернет коммуникации
2) Изучение отличий Интернета от традиционных СМИ
3) Рассмотрение языковой специфики виртуальной коммуникации.
4) Изучение феномена Интернет - зависимости.
5) Рассмотрение положительных сторон виртуальной коммуникации.

Содержание

Введение

I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций

1.1 Особенности Интернета как канала коммуникации……………………...6

1.2 Отличия Интернета от традиционных СМИ……………………………..10

1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14

II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости

2.1 Исследования зависимости от Интернета ……………………………….20

2.2 Характеристика пользователей Интернета …………………………...…23

2.3 Плюсы Интернет – коммуникации ………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

ком.менеджмент.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

В модели данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация, может быть представлена как обычным способом, так и в виде средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие возможно как с другими пользователями Интернета (межличностное взаимодействие), так и с самой средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем последний вид является превалирующим. Благодаря этому передатчик информации одновременно является и ее потребителем. Информация не просто передается от отправителя к потребителю, но и сама среда создается и видоизменяется под ее воздействием и уже в новом преобразованном виде воспринимается всеми ее участниками. Интернет при этом становится не просто местом моделирования реальной среды, а ее альтернативой и основой для построения новой виртуальной сферы ведения коммерции.

 

Представленная модель охватывает широкий диапазон возможных видов коммуникационного взаимодействия. Основные из них следующие:

 

1. Пользователи, при помощи навигационного  программного обеспечения, могут  взаимодействовать со средой  Интернета и исследовать информационное  содержание WWW;

 

2. Пользователи могут представлять информацию о себе, своих потребностях, участвовать в обсуждении различных вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;

 

3. Фирмы могут взаимодействовать  со средой Интернета, что дает  возможность осуществить контакт  как между ними, так и с информацией, представленной в Сети;

 

4. Фирмы могут представлять информацию  о себе в среде Интернета  при помощи собственного web-сайта  или за счет размещения информации  на других web-серверах;

 

5. Пользователи и фирмы могут  напрямую взаимодействовать друг с другом, например, посредством электронной почты, телеконференций, непосредственно в чатах или программах моментального обмена сообщениями.

 

Из перечисленного становится ясно, что коммуникационная модель «многие ко многим» органически включает в себя модели «один ко многим» и «один к одному», что значительно расширяет возможности общения как для фирм, так и для потребителей, участвующих в процессе коммуникации.

 

Наряду с отмеченными отличиями укажем еще на одно. Коммуникационная модель традиционных средств массовой информации не содержит контура обратной связи, в то время как модель среды Интернета включает в себя ярко выраженные обратные связи. Примерами реализации их с потребителями могут быть электронная почта, данные о регистрации пользователей, файлы cookie, подписка или регистрация на web-серверах. Наличие обратных связей значительно повышает эффективность использования коммуникативного средства взаимодействия и возможности фирмы адекватно реагировать на события, происходящие во внутренней и внешней среде, тем самым, повышая ее конкурентоспособность.

 

Относительно традиционных СМИ Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:

 

1. Мультимедиа - Интернет имеет  возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты  других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.

 

2. Персонализация - Интернет обеспечивает  необходимой информацией на любом  уровне заинтересованности индивидуумов  или групп людей; в данном случае  доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению.

 

3. Интерактивность - Интернет предполагает  диалог, а не монолог, который  подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы , чаты и телеконференции.

 

4. Отсутствие посредников - Интернет  дает возможность прямого доступа  правительства к населению и  наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции со стороны СМИ.

1.3 Специфика общения в Интернете

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

 

Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:

 

1. Анонимность. Несмотря на то, что  иногда возможно получить некоторые  сведения анкетного характера  и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального  и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

 

2. Своеобразие протекания процессов  межличностного восприятия в  условиях отсутствия невербальной  информации. Как правило, сильное  влияние на представление о  собеседнике имеют механизмы  стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

 

3. Добровольность и желательность  контактов. Пользователь добровольно  завязывает контакты или уходит  от них, а также может прервать  их в любой момент.

 

4. Затрудненность эмоционального  компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

 

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи подают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

 

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

 

1. Недостаточное насыщение общением  в реальных контактах. В подобных  случаях пользователи быстро  теряют интерес к Интернет - общению, если появляются возможности  для удовлетворения соответствующих  потребностей в реальной жизни.

 

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

 

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

 

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата.

 

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем введения в виртуальное общение суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенных эмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.

 

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Новый мир и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет - общения - который не только является специфической особенностью Интернет - сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом. Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.

 

Несмотря на то, что далеко не все формы общения в Интернете предполагают маски для его участников, тем не менее, тенденция демократичности и упрощения проникает даже в деловые бумаги, создаваемые и существующие в формате онлайн, значительно облегчая официальные стандарты деловой переписки. Причем ситуация максимального сближения речевого Интернет - стиля с традициями разговорного стиля вообще повышает степень доверия к высказыванию, что крайне важно при осуществлении деловых контактов.

 

Существуют общие специфические черты взаимодействия в Интернет - сообществах, безотносительно к их тематической направленности, времени существования, составу и ресурсу, на котором они размещены:

 

1. Организация собственной социальной  структуры и стратификации пользователей  по формальным («гость», «новичок», «ветеран», «VIP», и т.д.) и неформальным  статусам («лидер», «авторитет», «звезда»  и пр.), каждому из которых присущи  особые функции и нередко отведены конкретные роли, что не только определяет положение Интернет - пользователя в сообществе, но и формирует групповые ожидания и стереотипы поведения в группе;

 

2. Наличие организационной культуры, т.е. целенаправленно созданной системы  ценностей, установок, норм и правил поведения, сформированных в рамках конкретного Интернет - сообщества, принимаемых и поддерживаемых его участниками и отражающих характер их внутреннего и внешнего взаимодействия, неисполнение этих предписаний предполагает вынесение предупреждений, наложение определенных санкций, запретов и т.д.;

 

3. Неуправляемое возникновение  в процессе становления и развития  Интернет - сообщества «естественной  культуры», которая включает в  себя формирование стереотипов  поведения, традиций, общегрупповых ценностей и интересов, жаргона и т.д., что в большинстве случаев направленно на повышение эффективности решения совместных задач;

 

4. Незначительная целостность и  устойчивость Интернет -сообщества  как отдельно взятой социальной  группы, без подкрепления ее индивидуальными межличностными контактами;

 

5. В качестве одного из определяющих  факторов социальной дифференциации  в Интернет - сообществе выступает  уровень доступа к знаниям  и информации (информационная стратификация), при этом роль традиционных критериев определения социального положения незначительна, т.е. происходит сглаживание межкультурных, этнических, социльно-личностных различий и наличествует уравнивание по социальному, образовательному и материальному статусу;

 

6. В результате ряда особенностей Интернет - пространства создаются условия, при которых групповые процессы протекают гораздо быстрее, нежели в реальных социальных группах и сообщества существуют незначительный срок;

 

7. Снимается ряд коммуникативных  барьеров в общении, а появляющееся у

 

Интернет - пользователя ощущение безнаказанности снимает некоторую ответственность за свои слова и поступки, что нередко приводит к потере чувства реальности и необоснованно рискованным действиям;

 

8. Способность Интернет - сообщества  мгновенно реагировать на возникающие в обществе социальные проблемы путем появления новых образцов культуры, ценностей и социальных норм, инноваций и т.д., закрепление которых может осуществляться как естественным, так и искусственным путем, позволяя говорить о частичной управляемости организационного развития Интернет - сообщества.

 

Процессы, происходящие внутри Интернет - сообществ во многом зависят от внешних факторов, таких как события в социальной, политической, экономической и прочих сферах, а функционирование Интернет - сообщества во многом определяется социально-психологическими характеристиками его участников, спецификой отношений между ними, общегрупповыми целями и ценностями.

Информация о работе Интернет как новая коммуникативная среда