Интернет как новая коммуникативная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - выяснить, в чем заключается специфика Интернет - коммуникации, чем обусловлены ее особенности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Определение особенностей Интернет коммуникации
2) Изучение отличий Интернета от традиционных СМИ
3) Рассмотрение языковой специфики виртуальной коммуникации.
4) Изучение феномена Интернет - зависимости.
5) Рассмотрение положительных сторон виртуальной коммуникации.

Содержание

Введение

I ГЛАВА Теоретико-методологические подходы к пониманию Интернета как средства коммуникаций

1.1 Особенности Интернета как канала коммуникации……………………...6

1.2 Отличия Интернета от традиционных СМИ……………………………..10

1.3 Специфика общения в Интернете………………………………………...14

II ГЛАВА Феномен Интернет-зависимости

2.1 Исследования зависимости от Интернета ……………………………….20

2.2 Характеристика пользователей Интернета …………………………...…23

2.3 Плюсы Интернет – коммуникации ………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

ком.менеджмент.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, неформальное структурирование Интернет -пользователей по взаимным интересам, социокультурным ориентациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и другим, не предписанных актами социального статуса, критериям, несмотря на этнические, социально-политические, гендерные и иные различия, нередко анонимное и асинхронное общение и территориальную удаленность участников, привело к появлению своего рода неофициальной параллельной коммуникационной структуры, невидимой сети межличностных отношений, которая не только выполняет функции совместной информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, но и во многом выступает носителем современных нравственных ценностей.

II

ГЛАВА

 

2.1 Исследования зависимости от  Интернета

Основные разновидности деятельности, осуществляемой посредством

 

Интернета, - а именно, общение, познание и игра (развлечение) - обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности, В связи с этим в настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или заболевание, или синдром) "зависимости от Интернета", или "Интернет-аддикции" (Internet Addiction Disorder, или IAD). Это едва ли не единственная область во всем спектре гуманитарных исследований в Интернете, на разработку которой не претендует никто, кроме клинических психологов.

 

Обсуждение данного феномена началось недавно: в 1994 г. К.Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти пятьсот ответов, из которых около четырехсот были отправлены, согласно выбранному критерию, аддиктами (зависимыми).

 

В 1995 г, И.Голдберг [2]предложил набор диагностических критериев, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические Web-службы по проблематике IAD.

 

В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт). При этом большая часть исследований методически построена как сетевые опросы, интервью и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются. Значительное место в исследовательской практике занимают качественные методы.

 

Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К.Янг[3], 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Кроме того, если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-аддикции отсутствует возможность долговременного наблюдения.

 

Чаще всего Интернет-аддикция понимается расширительно, как:

 

1. Зависимость от компьютера, т.е. навязчивое пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

 

2. "Информационная перегрузка", т.е. навязчивая навигация по WWW, поиск  в удаленных базах данных;

 

3. компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

 

4. Зависимость от "кибер - отношений", т.е. от социальных применений  Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

 

5. Зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов  в Интернете, от обсуждения сексуальной  тематики в чатах или специальных  телеконференциях "для взрослых".

 

Проблемой зависимости от Интернета занимаются в основном специалисты по психическому здоровью.

 

Психотерапевт В. Бурова называет главные психологические симптомы Интернет - зависимости: хорошее самочувствие и эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени и количества денег, потраченных на Интернет, пренебрежение работой, семьей, друзьями, ощущение пустоты и депрессии не за компьютером. Кроме того, доктор Бурова отмечает некоторые физические симптомы: нерегулярное питание, расстройство сна, отсутствие режима, сухость в глазах, головные боли, мигрени, боли в спине и синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

 

Предвестниками болезни можно считать желание постоянно проверять электронную почту и  предвкушение нового сеанса он-лайн.

 

Считается, что мужчины более подвержены Интернет-зависимости, чем женщины. Хотя, дам во всемирной паутине вообще значительно меньше. Кроме того, зависимыми от Интернета чаще становятся люди, для которых аддиктивная модель поведения привычна, то есть алкоголики, наркоманы и патологические игроки.

 

В некоторых зарубежных странах Интернет зависимость лечат, причем успешно. В Китае открылись первые центры по лечению подростков, рассчитанные на 14 мест. Подростков отправляют в центры родители, озабоченные поведением своих чад. Дети бросают школу, торчат в Интернете целыми днями, страдают от депрессий, паники, нежелания общаться со сверстниками. У многих наблюдается нарушение сна, озноб, нечувствительность в руках.

 

Наиболее распространенная программа лечения - "Программа 12-ти шагов". Врачи отнимают у страдающих недугом кибер-наркотик и постепенно стараются заполнить их реальную жизнь смыслом. Человек пытается восстановить порванные связи. Его водят по знакомым и друзьям, отправляют в музеи и театры, в парки и кино. Сеть не отнимают совсем, человек может проводить в ней от четырех до шести часов, но не больше, причем контролировать это время он должен сам.

 

2.2 Характеристика пользователей Интернета

За последние годы в России сформировался новый тип cоциального сообщества - пользователи глобальных компьютерных сетей. Формирование такого сообщества обусловлено разнообразными факторами - экономическими, социальными, техническими, политическими и психологическими. В результате популяция пользователей сложилась и развивается как сложное динамическое единство, одновременно чувствительное к влиянию процессов, идущих в обществе и активно формирующее общественные интересы и настроения (например, общество стало интересоваться Интернетом).

 

Это сообщество привлекает исследовательские интересы представителей социологической и психологической науки. РОЦИТом и некоторыми другими организациями, преимущественно за рубежом (Veskimagi; Перекресток; CEENet;) проводятся отдельные или достаточно систематические опросы пользователей компьютерных сетей. Анализируется структура российского Интернета, его языки, соотношение бизнеса и Интернета в России, информационный спрос, наиболее популярные информационные системы. Целью исследования является составление социального, демографического и психологического "портрета" пользователя компьютерной сети, а также выявление идущих внутри сообщества пользователей динамических процессов. Исследование ведется в рамках социально-психологических работ, проводимых психологами из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в тесном сотрудничестве с РосНИИРОС и с Ассоциацией RELARN. Основными методами, с помощью которых проводилось исследование, были личные беседы и интервью с пользователями компьютерных сетей, а также наблюдение (в том числе включенное) за их деятельностью, и анкетирование пользователей с помощью специально разработанных опросников.

 

Результаты исследования показали, что наибольшую по численности группу респондентов составляют лица 21-25 лет. Несколько меньшую часть пользователей представляют респонденты в возрасте 26-30 лет. Все возрастные категории пользователей приобрели устойчивое значение и колеблются в незначительных пределах. Таким образом, можно сказать, что возрастные показатели популяции пользователей Интернета стабилизировались, а наблюдаемая динамика связана главным образом с постепенным старением возрастной группы 21-30 лет.

 

По стажу работы в компьютерных сетях было получено прогрессирующее увеличение количества пользователей, длительно работающих в сети. По данным опроса 1997 г. наиболее многочисленной является группа пользователей со стажем работы в сети более трех лет. В то же время уменьшилось количество новичков, приславших ответы на анкету и работающих в сети менее 3 месяцев. Этот факт может объясняться не уменьшением числа новых пользователей, а уменьшением их интереса к чтению телеконференций, в которые рассылались анкеты.

 

В результате исследования показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов: деловая мотивация, познавательная мотивация, мотивация сотрудничества, мотивация самореализации, рекреационная и игровая мотивация, аффилиативная мотивация, мотивация самоутверждения, коммуникативная мотивация.

 

Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг общения, социальное самовыражение и так далее.

 

В исследовании выделены основные сферы проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета. Это содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах. Выделение сфер мотивационного воздействия позволяет совершенствовать методику исследования мотивации путем обращения к наиболее значимым аспектам мотивационного воздействия на деятельность пользователя.

 

Полученные результаты говорят о полимотивации деятельности пользователей Интернета. Этот факт подтверждает правомерность понимания Интернета как новой, специфической и мотивационно богатой сферы деятельности человека. Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, познания и игры (развлечения), реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.

 

Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно навязчивое пристрастие, от которого следует любой ценой избавляться, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая аддиктов ощущением потока.

 

При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в Интернете для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, т.е. сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека - развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития.

 

Полученные в результате данные позволили разработать следующую предварительную классификацию мотивов пользователя Интернета:

 

Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

 

Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

 

Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

 

Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

 

Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду в другими данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека.

 

Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

Информация о работе Интернет как новая коммуникативная среда