Инструменты PR в ведении информационный войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Полем боя в современных информационных войнах сегодня, как правило, выступают полосы газет, эфир телевидения и радио, а также сайты и порталы сети Интернет. Во время «информбоев» возводятся и ниспровергаются смыслы, укрепляются или подрываются репутации, выдвигаются или отвергаются обвинения. Вроде все происходит на словах, однако чаще всего сказанное и написанное в информационном пространстве материализуется, после чего поражения в таких войнах для одних оборачиваются банкротствами и недружественными слияниями предприятий, для других — отставками и гонениями, для третьих — прекращением предпринимательской деятельности, для четвертых — судами и моральным ущербом. Однако главной причиной таких нелицеприятных раскладов чаще всего выступает несвоевременное вступление в информационную войну при наличии реальных угроз, а иногда и халатное игнорирование опасности в этом направлении.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Информационная война и используемые в ней ПР-стратегии и ПР-технологии. 7
1.1. Информационная война. Определение, цели, методы воздействия. 7
1.2. Связи с общественностью. Определения, цели, методы воздействия. 13
1.3. Технологии паблик рилейшнз в условиях информационной войны. 15
Глава 2. Практические аспекты ПР-технологий и разработка ПР-стратегий в информационной войне (на примере осетиино-грузинского конфликта в августе 2008года) 20
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРССССС.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

На самом деле, информационная война против России через Южную  Осетию началась задолго до военной  агрессии Грузии. Скандал с перехваченной  на границе, якобы российской ракетой, сбитый, якобы российский беспилотник, задержание российских миротворцев с якобы запрещенным грузом - все это была заблаговременная информационная подготовка - «Происходило формирование негативного образа России как агрессора. На такую удобренную почву потом упали информационные зерна с обвинениями России в нападении на Грузию. Россия же в ответ на все эти сбитые ракеты и беспилотные самолеты отвечала лишь оправданиями. То есть тактически мы отбивали информационные нападения, но стратегически упустили инициативу», - отмечает журналист, доктор технических наук Сергей Гриняев. Тем временем Саакашвили активно занимался заготовкой информационных образов: «Россия - агрессор» (сбиваем ракеты, шпионы-беспилотники и задерживаем запрещенные грузы), «Грузия - член цивилизованного мира» (флаг ЕС у Саакашвили всегда за спиной, интервью на чистом английском языке), «НАТО - миротворец» (Тбилиси обращается чуть что за помощью не в ООН, а в НАТО как «гарант справедливости и безопасности»). Параллельно в Европе и Америке шло формирование групп центров. [22]

Сергей Гриняев описывает подробно методику подготовки Тбилиси к информ-войне: «На базе канала «Триалети» был открыт информационный центр в Гори, который обслуживал грузинских и зарубежных журналистов. Российские СМИ и Интернет в Грузии были блокированы, телемосты с Европой и Америкой велись регулярно и на английском языке. Рустави-2, Имеди, Грузия-онлайн и прочие грузинские информационные ресурсы всех видов действовали в тесной спайке, единым информационным кулаком».

В свою очередь Россия вовремя  не создала оперативный пресс-центр  в Южной Осетии, не были использованы домашние заготовки, а МИД и Минобороны действовали неслаженно, давали недостоверную  информацию, которая легко опровергалась, в отечественные СМИ просочились  антироссийские интонации. [23]

При этом не стоит забывать, с каким лозунгом для своего внутреннего  потребления грузинская сторона  вела боевые действия - за привлечение  к ответственности президента и  премьер-министра России, якобы, совершивших преступления против Грузии.

Заявлений о необходимости  взять Тбилиси с целью арестовать агрессора и организатора геноцида Саакашвили с официальной российской стороны так и не прозвучало. А  ведь это было бы очень существенным информационным ударом, даже если брать  Тбилиси и не собирались бы - весь вопрос в подаче.

«Информационная война - реальность, а мы без штаба. Победив в вооруженном  конфликте, мы проиграли информационную войну. У всех силовых и внешнеполитических ведомств есть информационные структуры, но они не сработали. Действовали  нескоординировано и неэффективно», - резюмирует Леонид Шершнев, президент  Фонда национальной и международной  безопасности, генерал-майор в отставке, - «Герой информационной войны Виталий  Чуркин - спецпредставитель России в ООН, он активно работал, доносил  позицию Россию и реально происходящие факты до широкой мировой общественности». Так же эксперты отмечают активную информационную работу представителя  России в НАТО Дмитрия Рогозина. Если Чуркин работал в ООН на Американском континенте, то Рогозин был российским информационным центром России на Европейском  континенте. Отдельные авторы отметили, что от полного информационного  разгрома Россию спасли отдельные удачные  действия талантливых журналистов  и политиков.

Показательным признаком  является односторонность подачи информации о реальном конфликте, при всем этом вооруженном, в СМИ США и контролируемых ими стран. Одностороннюю подачу информации пытались объяснить, но все  эти объяснения были несерьезными. Примером такого рода отговорок могут  послужить ссылки на то, что не было свободных журналистов, потому как  все были заинтересованы олимпиадой, проходившей в это же время, а  отправлять съемочную группу под  операцию «Чистое поле» было бы неразумно. Ко всему прочему, Генштаб РФ сообщил, что наблюдатели ОБСЕ знали заранее  о нападении Грузии.

Второе оправдание западных СМИ заключалась в том, что  в условиях цейтнота использовались пресс-релизы бельгийской рекламной  компании Aspect Consulting, нанятой правительством Михаила Саакашвили. Ее сотрудники рассылали пресс-релизы и новости, а западные журналисты, не проверяя, воспроизводили эти данные в электронных и печатных СМИ. [24]

Так, английская газета The Guardian ссылалась в оправдание западных СМИ на отсутствие ресурсов для выяснения подлинной ситуации о ходе начатой Грузии войны, и именно поэтому рекламная компания Aspect Consulting сообщала всему мирные ложные слухи, в которой появились довольно странные факты: "Россия продолжает наносить удары по гражданскому населению". Тбилиси, столица Грузии, подвергся "массированной" бомбардировке. Сбитый российский самолет оказался "ядерным". "Поставки энергоносителей в Европу оказались под угрозой". "В страну не пропускают гуманитарный груз - партию пшеницы".

Руководил этой пиар-кампанией со своего ноутбука, как указали журналисты Wolfgang Hansson и Mattias Carlsson в статье "Кто организовал черную PR-атаку на Россию?" некий Патрик Ворм (Patrick Worm). Ранее он в той же компании продвигал туалетное мыло в Бельгии. Сама компания Aspect Consulting принадлежит некоему Джеймсу Ханту и работает на Саакашвили с ноября 2007 года. Собственник говорит, что компания его маленькая, но "всегда обращается к первоначальным источникам" и следит за информацией, попавшей в эфир и газеты, но объяснить его слова "Россия начала войну, не Грузия" и какова доля лжи в рекламе товаров его клиентов - транснациональных корпораций, он не смог. [25]

Способ подачи ложной информации известен с конца XIX века, и появился он во Франции. Создавалась небольшая  газета с небольшим тиражом и  небольшим объемом, которая регулярно  публиковала интимные подробности  из жизни известных людей, ложь, клевету, оскорбления и т. п. Прочие же газеты, расходившиеся тиражом куда большим, перепечатывали всю информацию со ссылкой  на нее и получали прибыль от выпуска  еще большего количества тиражей. Тогда  главного редактора той самой  небольшой газеты судили, и судебные протори он оплачивал из черного  фонда, пополняемого отчислениями от больших  тиражей "честных" газет.

Доказательством информационной войны является и отключение грузинскими  властями доступа к Рунету. Как  заявил представитель российского  посольства в Тбилиси Александр  Савинов, с 9 августа Грузия на своей  территории заблокировала интернет-ресурсы  в доменной зоне .ru в следствие чего жители Грузии не смогли получить доступ к более чем 90 процентам русскоязычных сайтов, в том числе и информационных (не считая зарегистрированных в зоне .com). Кроме этого, попытка провести голосование еще во время пятидневной войны с простым вопросом "Кто агрессор" выдала CNN незапланированный и нежеланный ответ. Россию назвали миротворцем 92 % из 320 тыс. проголосовавших. После трех часов голосования CNN сняла и вопрос, и его итоги - от греха подальше. В данном случае отмазка "Это русские так нам наголосовали" - не работает. В опросе не указывалось, что его авторы хотят видеть ответы только жителей отдельных стран определенной национальности и определенной политической позиции.

Затем, 20 августа, на сайте BBC был открыт опрос о том, кто  виноват в военном противостоянии России и Грузии. Попытки ответить на него из Рунета блокировались сайтом BBC и выдавали ошибку.

Кроме зоны .ru в Интернет, нынешние грузинские власти отключили телевизионные передачи, содержание которых они не могли проконтролировать.

Между тем, необходимо отметить, что информационная война идет уже  в третьем поколении. Сергей Гриняев, доктор технических наук даёт следующую классификацию [2]:

1-е поколение информационной  войны - это РЭБ (радиоэлектронная  борьба). Проводная, частотная, сотовая  связь, подслушки, глушилки, блокировки, помехи и т.д.;

2-е поколение информационной  войны - это РЭБ плюс партизанская  и контр-партизанская пропаганда. Так было в Чечне в 90-х. У сепаратистов-боевиков были свои пропагандистские сайты в Интернете, они распространяли газеты и боевые листки, организовывали интервью для сочувствующих им западных журналистов. Контрпропаганда велась доступными федеральному центру средствами как на территории конфликта и смежных территориях, так и на более широкую общественность.

3-е поколение информационной  войны - это глобальная информационная  война, специалисты называют её  так же «войной на эффектах».  Информационная войны вокруг  событий в Южной Осетии - именно  война третьего поколения. 

Американская газета "The Exile", выходящая в Москве на английском языке отметила, что грузинские лидеры обзванивали чуть ли не каждого влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их, что Грузия стала жертвой российское агрессии еще в то самое время, когда грузинские ракеты обстреливали Цхинвали. И это было еще до того, как Россия вообще ввязалась в драку. Затем Саакашивили сделал себя круглосуточно доступным для интервью CNN и BBC. Он повторял одни и те же простые строчки на практически превосходном английском и всегда рядом с флагом ЕС: Россия - агрессор. Мы маленькая демократическая страна. Пожалуйста, помогите нам!».

Формирование вокруг России «санитарного пояса» из стран-соседей  происходит политическими средствами - проведением цветных революций, формированием органов власти и  парламентского большинства из проамериканских  сил, и экономическими средствами - скупкой национальных бирж, наращиванием американского капитала в ключевых государственных отраслях и компаниях. Но в эпоху информационного общества ключевое значение приобрели СМИ, Интернет-каналы и контроль над информпотоками. Из представленного материала очевидно, что Россия в этом отношении значительно отстает от США. Для формирования нового многополярного мирового порядка, о котором говорит бывший на тот президент Дмитрий Медведев, России необходимо предпринимать решительные действия для прорыва в информационной сфере.

 

Заключение.

Информационная война  – совокупность действий политического  и военного характера, оказывающая  наступательное действие на целевую  аудиторию и имеющая обратную связь с ней. Цель информационной войны - достижение преимущества над противоположной стороной, контроля её информационного пространства, а также защита своей информации с помощью определенных технологий и инструментов. Не стоит путать ее с паблик рилейшнз, которые преследуют ту же цель, но реализуют ее на долговременном поддержании гармоничных отношений с общественностью и СМИ.

Отдел по связям с общественностью в период информационной войны является главнейшим генератором идей и стратегий, одновременно выполняя функции разработчика технологий. Задачи специалиста по связям с общественностью в период информационных войн заключаются в своевременном распознавании информационных угроз, выстраивание конструктивных отношений с общественностью и СМИ, а также проведение оборонительных и наступательных мероприятий для нейтрализации или ликвидации угроз. На последнем этапе используют такие ПР-технологии как сенсационность, узнавание образа, манипуляционная семантика, информационный мусор и многие другие.

В ходе курсовой работы была  изучена научная, научно-методическая и специальная литература, ресурсы  Интернета по интересующей тематике.

Так же были выявлены сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения и проанализирован конфликт 2008 года, возникший между Южной Осетией, Грузией и Россией, которая показала, что последняя не была готова к информационной войне, не скоординировалась вовремя. Вследствие этого  она проиграла информационную войну. А Грузия тем временем заранее готовилась к нападению и использовала все возможные технологии для того, чтобы опустить Россию в глазах мирового сообщества. Ведь, как показывает практика, война велась против России, а не против Южной Осетии.

В настоящее время мир  поворачивается к высоко заряженному  полю битвы идей. Это уже не тот  мир, в котором материальная база являлась предметом ожесточенного  соперничества. В этом формирующемся  мире ключ к успеху будет в умелом управлении информационными возможностями  и ресурсами, т.е. стратегическом планировании и управлении.

 

 

Список используемой литературы.

  1. Сэм Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М. : "АСЭС-Москва" , 2009. – 239 с

  1. Гриняев, Сергей Николаевич. Интеллектуальное противодействие

информационному оружию.- М.:СИНТЕГ,1999.-232 с.

  1. Гундарин М.В. теория и практика связей с общественностью: Основы медиа-рилейшнз: учеб. Пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 336 с. – (Высшее образование).
  2. Крысько В.Г. «Секреты информационных войн». – М.: 2004. – 208 с.
  1. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическя война. - М., 2000. - 304 с.

  1. Панарин И. Н. Технология информационной войны. - М., 2003. - 320 с.

  1. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл-бук: Ваклер, 2005. - 638 с.

  1. Почепцов информационные войны. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2008. – 576с.

  1. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. – М.: 2002 г.  – 226 с.

  1.  Чумиков А. Н., Бочаров Н.  Связи с общественностью: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2000. – 200с.

  1.  Абанкина Т.В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации.

  1.  Аверченков В.И., Рытов М.Ю. Системы защиты информации в ведущих зарубежных странах.

  1.  Г.В. Грачев, Мельник И.К. Манипулирование личностью.

  1. Манойло А.В., Информационное противоборство в условиях психологической войны. – М.: Закон и право, 2003, № 12.

  1.  http://www.vrazvedka.ru/

  1.   http://www.tbilisi.gov.ge/

  1.   http://www.infwar.ru/

  1. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Инструменты PR в ведении информационный войны