Инструменты PR в ведении информационный войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Полем боя в современных информационных войнах сегодня, как правило, выступают полосы газет, эфир телевидения и радио, а также сайты и порталы сети Интернет. Во время «информбоев» возводятся и ниспровергаются смыслы, укрепляются или подрываются репутации, выдвигаются или отвергаются обвинения. Вроде все происходит на словах, однако чаще всего сказанное и написанное в информационном пространстве материализуется, после чего поражения в таких войнах для одних оборачиваются банкротствами и недружественными слияниями предприятий, для других — отставками и гонениями, для третьих — прекращением предпринимательской деятельности, для четвертых — судами и моральным ущербом. Однако главной причиной таких нелицеприятных раскладов чаще всего выступает несвоевременное вступление в информационную войну при наличии реальных угроз, а иногда и халатное игнорирование опасности в этом направлении.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Информационная война и используемые в ней ПР-стратегии и ПР-технологии. 7
1.1. Информационная война. Определение, цели, методы воздействия. 7
1.2. Связи с общественностью. Определения, цели, методы воздействия. 13
1.3. Технологии паблик рилейшнз в условиях информационной войны. 15
Глава 2. Практические аспекты ПР-технологий и разработка ПР-стратегий в информационной войне (на примере осетиино-грузинского конфликта в августе 2008года) 20
Заключение. 27
Список используемой литературы. 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРССССС.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

Для стороны, подвергшейся информационной атаке, выйти победителем - это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, т.е. какие входные  данные можно обрабатывать, а какие - ни в коем случае.

Итак, мы разобрались в  определениях информационной войны, выявили  ее сущность, цели, взаимодействие с  аудиторией, используемые технологии, основные компоненты.

Информационная война  – совокупность действий политического  и военного характера, оказывающая  наступательное действие на целевую  аудиторию и имеющая обратную связь с ней, цель ИВ - достижение преимущества над противоположной  стороной, контроля её информационного  пространства, а также защита своей  информации с помощью определенных технологий и инструментов.

 

    1. Связи с общественностью. Определения, цели, методы воздействия.

Несмотря на всю четкость и ясность данного определения, очень часто с термином «информационная  война» путают термин «паблик рилейшнз», что является грубой ошибкой. Связи  с общественностью (public relations/ PR/ пиар) имеют схожие цели с информационной войной, но отличаются от нее реализацией своих планов и замыслов. Понятие паблик рилейшнз имеет свыше 600 определений, наиболее известное, – оно же является классикой, – дано Сэмом Блэком, известнейшим американским ученым XX века в области бизнеса, в его книге «Паблик рилейшнз. Что это такое?». Он утверждает, что паблик рилейшнз – «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». [1]

Эдвард Бернейз, один из первых профессионалов PR в Америке, определяет связи с общественностью как "область  действий, которая призвана заниматься взаимодействиями между личностью, группой, идеей, или другой единицей общественности, от которой она зависит".[1]

А.Н. Чумиков в своей  работе «Связи с общественностью» приводит следующее определение: «PR – это  система информационно-аналитических  и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений  внутри некоторого проекта, а также  между участниками проекта и  его внешним окружением в целях  успешной реализации данного проекта». [10]

PR всегда реализуется  с помощью информации (информационного  послания), поступающей по определенным  каналам. Весь процесс протекает  на фоне конкретной обстановки, а реакция общественности изучается  с помощью обратной связи. При  этом, как правило, есть необходимость  в преодолении различных помех  («шумов»), которые мешают нормальному протеканию процесса. [11]

В контексте определений, представленных выше, мы так же находим  функции ПР:

• создание и поддержание положительного имиджа организации среди слоев и групп общественности, являющихся внешними по отношению к организации,

• создание и поддержание корпоративной социальной ответственности внутри организации.

• формирование у организации стремления служить интересам общественности.

Созданные на основе этих функций  и четко и хорошо проработанные  технологии связей с общественностью  понимаются как повторяющаяся последовательность действий, в одинаковых условиях всегда приводящая к одному и тому же результату. Для каждой сферы деятельности создается  своя методика – применяемые в  рамках определенных технологий средства и инструменты паблик рилейшнз. Например, использование печатных СМИ, проведение пресс-конференций и приемов и  пр.

Итак, в этом параграфе  мы разобрали определения паблик рилейшнз, которые в совокупности дают нам определение ПР как управленческой деятельности, направленной на достижении гармонии между организацией и общественностью, на которую направлено воздействие и от которой зависит успех этой организации. Главным каналом, передающим информацию от организации к общественности или целевой аудитории, являются СМИ. Паблик рилейшнз и информационная война имеют одинаковые цели, но разные подходы к их достижению, ведь паблик рилейшнз является составляющей информационной войны. О том, какие технологии паблик рилейшнз используются в информационной войне, мы узнаем в следующей части первой главы.

    1. Технологии паблик рилейшнз в условиях информационной войны.

Создание и управление репутацией, которая будет работать на благо организации, усиливая положительный  эффект деятельности этой организации  и помогая решать поставленные задачи и достигать намеченные цели —  это и есть PR-составляющая «мирных» технологий. При правильном позиционировании в информационном пространстве организация  будет услышана, поддержана общественным мнением и понята.

Однако PR требуют постоянного  и высококачественного освещения  в СМИ (которые являются главным  компонентом ведения информационных войн, так как именно СМИ формируют  общественное мнение), и в целом - «разгона» по информационным каналам. Освещение и «разгон» должны, в  свою очередь, обладать привлекательной  и адекватно понимаемой стилистикой, планомерностью и выгодным содержанием. При соблюдении последних условий  информационный продукт станет востребованным и ожидаемым среди общественности, партнеров и представителей властных структур.

Как было сказано в первом параграфе, в информационной войне  главное – воздействие на массовое сознание с целью достижения желаемой реакции со стороны целевой аудитории  с помощью технологий паблик рилейшнз. Основные приемы воздействия на массовое сознание включают в себя: скрытие  существующей информации, информационный мусор, смещение понятий, отвлечение внимания, приоритет негативной информации, введение ничего не значащих понятий, информационные табу, прямую ложь, прямое искажение  информации, сенсационность информации, манипуляционную семантику и  пр [5]. Рассмотрим некоторые из этих методов более подробно.

Скрытие значимой информации. Метод состоит в замалчивании информации, существенно влияющей на возможность принятия решений или просто важных для общества. Наиболее часто этот способ применяется государственными структурами. К примеру, в СССР долгие годы считалось нежелательным информировать общество о происходящих техногенных катастрофах. Зачастую это приводило к крайне негативным последствиям для населения.

Информационный  мусор. Прием заключается в маскировке значимой, но нежелательной для отдельных групп или институтов информации в потоке ничего не значащих фактов и новостей. Этот метод срабатывает за счет рассеивания внимания общества, которое не может в полной мере вычленить крупицы действительно важной информации среди огромного потока информационного мусора. Метод хорош в тех случаях, когда нежелательную информацию невозможно полностью скрыть.

Смещение понятий. Суть метода в том, что общепризнанный термин начинает активно использоваться не по назначению, в результате чего его истинный изначальный смысл стирается в массовом восприятии.

Отвлечение внимания. Метод состоит в фиксации массового внимания на незначительных фактах или событиях. В результате действительно значимые события оказываются незамеченными обществом. Всевозможные сообщения о пожарах, наводнениях, автокатастрофах в разных странах, о странных или глупых рекордах вроде скоростного поедания гамбургеров – все эти информационные сообщения, сопровождающиеся яркими, провокационными заголовками притягивают к себе внимание людей, заставляя их не думать о более важных вещах.

Информационные  табу. Информация по некоторым проблемам оказывается запрещенной или нежелательной к распространению. От умалчивания данный прием отличается тем, что на самом деле это информация для большей части общества известная, но не обсуждаемая публично.

Сенсационность. Концентрируя внимание человека на каких-то фактах (создавая сенсации), можно не выдавать в эфир информацию о каких-то значимых событиях. Подготовка сенсации - довольно дорогостоящая акция. Прямые включения, репортажи с места событий, интервью с участниками и экспертами стоят не дешево, но именно таким образом удается полностью исказить информацию о событии, хотя зритель очарован происходящим на экране и постоянно хочет получить новый объем информации.

Узнавание образа. Телевидение становится все больше коммерческим, и узнавание личности является одним из рычагов манипулирования сознанием. Известные деятели шоу-бизнеса могут участвовать не только в рекламе товаров, но и принимать участия в политических акциях, что может также повлиять на зрителей.

Манипуляционная семантика. Этот метод является еще одним способом искажения информации, которая подается виде обрывков фраз и видеофрагментов. Кроме того, журналисты и политики могут изменять смысл сказанных слов или применять термины, которые непонятны зрителю. Таким образом, на основе реальных фактов создается искаженная картина реальности. К этому методу можно также отнести упрощение, утверждение и повторение, дробление и срочность сообщаемой информации, использование ценностных слов, неопределенных выражений, опережение затруднительного вопроса, перенос положительного образа, игнорирование и пр.

Подобные методы могут  быть использованы скорее в том случае, если СМИ подконтрольно стороне, начавшей информационную войну. Однако существуют методы влияния на «свободные»  средства массовой информации. Это  кампании для дезинформации (наличие  ряда противоречащих друг другу указаний), мифологизация (широкое применение метафор и деление на героизацию и демонизацию), слухи.

Чтобы быстро скоординировать  свои действия принимающая бой сторона  должна помнить о том, что «выйти победителем» из этой войны можно  только вовремя распознав стратегию противника, не дать ему завладеть информацией и просто перестроить информационное пространство, направив свою информацию в нужное русло.

Первым, что должна сделать  сторона оборонительная – это  заняться исследованием информации, проанализировать ее и тем самым  проложить путь к разработке успешной стратегии ведения войны. После  анализа информационного пространства противника необходимо создать так  называемые «оборонительные рубежи»  – то, что будет препятствием другой стороне к доступу информации, информационного пространства и  намерений стороны защиты. Если этот шаг выполнен, можно смело переходить в контрнаступление и применять  все ( или почти все) технологии с помощью которых сторона обороны возьмет инициативу на себя и будет направлять информацию так, как нужно ей. Здесь необходимо использовать механизмы внутреннего взаимодействия и алгоритм работы антикризисной команды. Но так же необходимо помнить о том, что есть еще оперативные стратегии ПР-защиты. [6]

Первая – стратегия  внутреннего ПР, который включает в себя технологии работы со СМИ, работу с госорганами (GR) или блокировку адмиинресурсов, а также всевозможные работы с инвесторами, общественными организациями, лидерами общественного мнения и другими субъектами внешней среды.

Вторая оперативная стратегия  ПР-защиты – это укрепление позиций внутри коллектива с помощью технологии внутрикорпоративного PR, который вбирает акции нелояльности коллектива (забастовки, слив информации, продажу акций) , чтобы обмануть противника, но ( как бы парадоксально это не звучало) направленное на укрепление сплоченности коллектива, применяя эффективные ПР-акции. [7]

Таким образом, мы рассмотрели  всевозможные виды ПР-стратегий и  ПР-технологий, используемые как стороной нападения, так и стороной защиты в условиях ведения информационной войны. Более полное представление о том, как это происходит на самом деле, дается во второй главе курсовой работы.

 

Глава 2. Практические аспекты ПР-технологий и разработка ПР-стратегий в информационной войне (на примере осетиино-грузинского конфликта в августе 2008года)

В ХХ веке под информационной войной понимался комплекс действий, направленных на предотвращение получения  противником необходимой, в частности  секретной информации, что помогло  бы его дезориентировать. Т.е. речь шла  об информационной безопасности.

Однако в ХХI наибольшее значение в информационной войне приобрела имиджевая составляющая, предполагающая негативное воздействие на репутацию противоборствующей стороны, что впоследствии должно привести к игнорированию и дискредитации интересов противника в мировом сообществе. Ведение информационно-имиджевой войны искажает реальность в массовом общественном сознании, а ее результат может существенно отличаться от итога вооруженного столкновения.

В ночь на 8 августа 2008 года произошла  напряженная ситуация в непризнанной Южной Осетии, сохранявшаяся с  конца июля того же года, которая  в последствие переросла в  масштабное вооруженное противостояние. Грузинские войска перешли в наступление  и к середине дня захватили  южноосетинскую столицу - Цхинвали. Сообщалось о десятках раненных и убитых с  обеих сторон. Официальный Тбилиси  заявляет, что в регионе проводилась "операция по восстановлению конституционного порядка". [16] Южноосетинские власти, со своей стороны, заявили, что грузинское руководство начало войну на уничтожение жителей мятежной республики (операция называлась «Чистое поле», что говорит само за себя) и попросили помощи у международного сообщества. Россия, от которой Южная Осетия прежде всего ожидала защиты, к середине дня перешла к активным действиям: в зону конфликта были направлены российские войска. Грузинским военным пришлось отступать, но в запасе у них оставались другие способы воздействия. Грузия моментально скоординировалась и приняла все меры, чтобы выиграть. С этого и началась информационная война, длившаяся с 8 по 14 августа 2008года.

Информация о работе Инструменты PR в ведении информационный войны