Инновационная теория: сущность, значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов. Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Таким образом цель этой работы - дать представление о понятии «инновация», инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Сущность понятия «инновация» и его теоретические основы
1.1. Понятие инновации, ее основные свойства………………………………. 4
1.2. Теории инновационного развития………………………………………….7
1.3. Классификация инноваций………………………………………………...10
Глава 2. Инновационная деятельность в организации и ее значение
2.1. Структура инновационного процесса……………………………………. 12
2.2. Инновационный потенциал организации…………………………………14
2.3. Стратегии, особенности, принципы инновационных организаций……..16
Глава 3. Инновационная деятельность ОАО «Газпром»
3.1. ОАО «Газпром» - крупнейшая компания мира………………………….. 18
3.2.Инновационное развитие ОАО «Газпром»………………………………. 19
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по орг. повед..docx

— 65.73 Кб (Скачать файл)

    Современные инновационные теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в общественном производстве. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала. Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает несколько фаз:

  1. Зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.
  2. Монополия удерживается некоторое время (до 20 лет), в течение которого фирмы-монополисты извлекают максимальную прибыль. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурентами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза.
  3. Доминирование. Характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Продолжительность анной фазы около 50 лет, она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
  4. Угасание. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация инноваций.

    Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Существуют различные виды классификации инноваций.

Нововведения  делят на

  • материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например продуктовые или технологические);
  • нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).

По сфере  функционального применения выделяют:

  • технические,
  • экономические,
  • социальные, организационно-управленческие,
  • прочие.

    Классификация инноваций по различным признакам:

1. По  инновационному потенциалу

  • базисные (принципиально новые решения, формирующие новую отрасль /телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон/. Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.)
  • модифицированные (решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений (катушечный магнитофон – кассетный магнитофон))
  • псевдоинновации (решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (чайник с двумя носиками)).

2. По  источнику появления

  • НТП
  • Общество
  • Потребности предприятия

3. По  предмету инновации

  • Продукт (новый товар)
  • Процесс (новая технология, новая методика новая организация труда)

4. По  масштабу применения

  • Экономика страны
  • Отрасль
  • Предприятие
  • Подразделение

5. По  цели создания

  • Стратегические (фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем)
  • Реактивные (обеспечивающая выживание предприятия, нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов, работа сотовых компаний)

6. По  характеру удовлетворения потребности

  • Удовлетворяющие существующие потребности
  • Формирующие новые запросы

7. По  способу разработки

  • С привлечением внешних разработчиков
  • Разработанные на данном предприятии

8. По  виду эффекта

  • Научно-технические
  • Экономические
  • Социальные
  • Экологические
  • Информационные
  • Политические

9. По конкретным результатам процесса нововведений

  • патенты
  • изобретения
  • новые или модифицированные изделия
  • услуги
  • стандарты
  • методы управления
  • организация производства

 

Глава 2. Инновационная деятельность в организации и ее значение.

2.1. Структура инновационного процесса.

    Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс - более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

    В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.

    Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.

 

Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных  процессов

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной  деятельности

Факторы, способствующие инновационной  деятельности

Экономические, технологические

недостаток средств для финансирования инновационных проектов

слабость  материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей

доминирование интересов текущего производства

наличие резерва финансовых, материально-технических  средств, прогрессивных технологий

наличие необходимой хозяйственной и  научно-технической инфраструктуры

материальное  поощрение за инновационную деятельность

Политические, правовые

ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного  законодательства

законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность

государственная поддержка инноваций

Организационно-управленческие

устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации

ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий

жесткость в планировании

ориентация  на сложившиеся рынки

ориентация  на краткосрочную окупаемость

сложность согласования интересов участников инновационных процессов

гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок

децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

Социально-психологические, культурные

сопротивление переменам, которые  могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость  поиска новой работы, перестройка  устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций

боязнь  неопределенности, опасение наказаний  за неудачу

сопротивление всему новому, что поступает извне

моральное поощрение, общественное признание

обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда

нормальный  психологический климат в трудовом коллективе




 

    Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.

    Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия исследования

2. Стадия производства

3. Стадия потребления

 

2.2. Инновационный потенциал организации.

    Инновационный потенциал организации – совокупность характеристик предприятия, опеределяющих способность компании к осуществению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

    К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

  • Материально-технические ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Организационные ресурсы;
  • Кадровые ресурсы;
  • Социально-психологические факторы.

    Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:

  • Свободными денежными средствами, достаточными для фианнсирования разработок;
  • Соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
  • Сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

    Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей».

    Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.

    Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяют организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

    Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей нововведению, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

    Восприимчивость организации к нововведениям зависит от масштабов компании. Она падает по мере увеличения предприятия, усложнения организационной структуры управления. Малые предприятия более приспособлены к осуществлению инновационной деятельности за счет их большей гибкости и мобильности, что позволяет быстро реагировать на изменения рынка для корректировки инновационных целей.

    Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели:

  • Научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)
  • Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)
  • Продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага).
  • Характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

 

2.3. Стратегии, особенности, принципы инновационных организаций.

    В зависимости от масштабов и характера деятельности, а также инновационных целей, компании, конкурирующие на рынке, могут реализовывать различные инновационные стратегии.

    Инновационная стратегия – комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

    Выделяют следующие типы инновационного поведения фирм:

  1. Виоленты,
  2. Патиенты,
  3. Эксплеренты,
  4. Коммутанты.

    Виоленты – крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. Деятельность виолентов ориентирована на массовый рынок и удовлетворяет массовые, стандартные потребности. Виоленты обладают высоким инновационным потенциалом, что позволяет им благодаря наличию свободных финансовых средств, научных разработок и материально-технических средств, с одной стороны, разработать новшество, а с другой стороны, освоить в производстве и осуществить его коммерциализацию. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора.

Информация о работе Инновационная теория: сущность, значение