Этапы развития маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:29, доклад

Краткое описание

Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930-х гг.), т. е. деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время спрос намного превышает предложение, и поэтому любой производитель может продать свой товар (важную роль играет количество товара, а не его качество). Существует конкуренция между покупателями.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг Шпоры.docx

— 131.25 Кб (Скачать файл)

Этот  вид конкуренции имеет лишь теоретическое  значение, хотя является ключом к пониманию  более реальных рыночных структур. В этом и есть ее ценность.

2. Несовершенная: этот вид появился в связи с образованием монополий. И характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятий, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса.

Подвидами являются: монополия и омегополия. Монополия – это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.

Выделяют: естественную (легальную) и искусственную, а также чистую и абсолютную.

Монополистические фирмы создают барьеры для  вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к источникам сырья  и энергоресурсам; используют высокий  уровень технологий; применяют более  крупный капитал и т. д.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн.

Олигополия  – это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых  приходится основная часть продаж отрасли.

Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат.

Ценовая – это искусственное сбивание цен на товар. Здесь широко используется ценовая дискриминация при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой политики у фирмы; невозможность перепродажи товара у первоначального покупателя. Данный вид конкуренции особенно часто применяется в сфере услуг.

Неценовая – это конкуренция, осуществляемая с помощью совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи.

Проведение  неценовой конкуренции может  осуществляться по двум направлениям.

1. Конкуренция по продукту.

2. Конкуренция по условиям продаж.

16. Конкурентные стратегии

Чтобы достичь превосходства над конкурентами, необходимо достичь превосходства  по всем коммерческим характеристикам  и средствам их продвижения на рынке. В теории такое возможно, на практике – нет. При конкуренции  необходимо выбирать приоритеты, стратегию, которые наилучшим образом используют сильные стороны фирмы и соответствуют  тенденции рыночной ситуации.

Конкурентная  стратегия используется для обеспечения  преимуществ над конкурентами в  долгосрочной перспективе (3–5 лет).

Основные этапы конкурентного  анализа:

1) выявление главных конкурентных сил в отрасли;

2) определение вариантов конкурентных стратегий. Лидером в разработке конкурентного анализа, формулированием основных моделей по выявлению конкурентных сил и вариантов конкурентных стратегий является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер.

Конкурентные стратегии.

1. Новые конкуренты.

Для предупреждения появления их в отрасли  используют дифференциацию продуктов  и услуг (опора на торговые марки), потребность в капитале, издержки переориентации, необходимость создания новых каналов распределения, политику государства.

2. Товары-заменители.

Появление новых товаров, эффективно удовлетворяющих  те же нужды и потребности, также  могут обострить конкуренцию.

3. Внутриотраслевая конкуренция.

Внутри  и вне отрасли фирмы-конкуренты могут и мирно существовать, а  могут использовать жесткие и  грубые способы выживания.

Российским  экономистом А. Ю. Юдановым был предложен  метод сравнительных преимуществ. Он поделил конкурентные стратегии  фирм, действующих на одном рынке, на 4 типа: коммутанты, патиенты, виоленты, эксплеренты. Каждый тип им сравнивается с определенным биологическим поведением.

Коммутанты (серые мыши) – это маленькие фирмы, которые с легкостью подстраиваются к изменению рыночного спроса. Производят товары-имитаторы, товары-подделки.

Патиенты (хитрые лисы) – это фирмы, узко специализированные и хорошо освоившие одну из ниш рынка.

Виоленты (слоны, львы) – это большие компании, которые осуществляют контроль над значительной долей рынка.

Эксплеренты (ласточки, мотыльки) – конкурентным преимуществом таких фирм являются инновации, новые технологии и товары.

4. Сила воздействия поставщиков. Конкуренция с поставщиками-конкурентами.

5. Сила воздействия покупателя. Покупатели могут:

1) требовать снижения цены;

2) требовать более высокого качества;

3) требовать улучшение сервиса;

4) сталкивать внутриотраслевых конкурентов и др.

17. Основные направления исследований в маркетинге

Основными направлениями маркетинговых  исследований являются:

1) изучение емкости рынка;

2) изучение потенциальных и реальных потребителей;

3) изучение уровня продаж конкурентов;

4) проведение сравнительного анализа товара конкурентов;

5) изучение распределения долей рынка между фирмами;

6) анализ сбыта продукции;

7) анализ рекламных кампаний конкурентов;

8) изучение возможности расширения спектра предлагаемых услуг;

9) изучение реакции потребителя на появление нового товара;

10) анализ ценовой политики;

11) изучение внутреннего маркетинга;

12) долгосрочное прогнозирование.

Прибегая  к маркетинговым исследованиям, менеджеры компаний должны быть хорошо знакомы с технологией и спецификой таких исследований, чтобы в дальнейшем при принятии решения не допустить  ошибки, основанной на недостоверной  информации.

Маркетинговые исследования включают в себя:

1) определение проблем и постановку целей;

2) выбор источников информации (здесь определяются места проведения исследования, выбираются орудия исследования, составляется план);

3) сбор информации (с помощью различных маркетинговых методов происходит первичный сбор информации);

4) проведение анализа собранной информации (составляются таблицы, графики; информация обрабатывается с помощью методов статистики; формируются методы и способы решения стоящих задач);

5) представление результата работы.

Эффективность маркетинговых исследований подтверждается тем, что появляются на рынке новые  товары, в сфере производства –  новые производственные процессы, в  сфере управления – новые системы  организации. Однако до сих пор многие компании тратят огромное количество средств на проведение научно-исследовательских  работ. А службе маркетинга достается  уже готовый новый товар с  приказом о его сбыте.

Основными принципами маркетингового исследования являются следующие.

1. Объективность.

2. Точность.

3. Тщательность.

Таким образом, проведение маркетинговых  исследований – это сложный комплекс мероприятий, направленный на изучение объекта с целью получения  о нем информации для дальнейшей координации деятельности своей  фирмы.

18 Методы исследования рынка

Для сбора информации маркетологи пользуются определенными методами.

Первичные исследования – сбор данных – осуществляется по мере их возникновения с помощью  следующих методов.

1. Наблюдение – это способ получения информации через воспринимаемые органами чувств обстоятельства без какого-либо воздействия на объект наблюдения.

Наблюдение  может проходить в лабораторных, полевых условиях при личном участии  наблюдателя или без него.

По  степени стандартизации выделяют стандартизированное  наблюдение и свободное. Преимуществами данного метода являются:

1) возможность получения необходимой информации независимо от желания объекта сотрудничать;

2) обеспечение более высокой объективности;

3) возможность наблюдения неосознанного поведения;

4) учет окружающей действительности. Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (т. е. при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного).

2. Опрос – это способ получения информации через выяснение мнений людей. Это самая распространенная форма сбора информации в маркетинге, и приблизительно 90 % маркетологов используют этот метод.

Опрос может быть как в устной, так  и письменной форме.

Интервью подразделяют:

1) по кругу опрашиваемых лиц (учащиеся, служащие и т. д.);

2) по количеству одновременно опрашиваемых (бывает групповое или единичное);

3) по количеству входящих в опрос тем (одна или несколько);

4) по уровню стандартизации (бывает свободное или стандартизированное);

5) по частоте (одноразовый или многоразовый).

3. Эксперимент – это такой метод исследования, при котором в контролируемых условиях изменяют один или несколько факторов и отслеживают, как это влияет на зависимую переменную.

Достоинствами данного метода являются видение  причины, следствия и структуры, а также эксперимент носит  систематизированный характер.

4. Панель – это метод, который при помощи ЭВМ воссоздает использование различных маркетинговых факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Данный метод заключается в том, что создается модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с который ми сталкивается фирма. Затем их возможные варианты сочетания закладывают в компьютер с целью определения влияния на общую стратегию маркетинга.

Выбор того или иного вида панельного метода определяется поставленными задачами и объемом выделенных средств.

19. Маркетинговое представление рынка

В основе понятия «маркетинг» лежит термин «market» – рынок, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении рынка и его основных характеристик.

Рынок – понятие не однозначное.

Рынок определяют и как сферу обмена, и как совокупность покупателей  и продавцов с их интересами, и  как реальное место совершения сделок и т. д.

С маркетинговой  точки зрения рынок – это совокупность лиц и организаций с их нуждами  и потребностями, которые необходимо удовлетворить.

Существует  следующая классификация рынков.

1. По содержанию: это рынки товаров, услуг, рабочей силы, ноу-хау, ценных бумаг, земли. В зависимости от степени географической централизации, от числа покупателей, от объемов покупок, от реализации на рекламу, от требований к сервису, от мотивов и прочее рынок товаров подразделяют на потребительский и рынок предприятий.

2. По масштабу деятельности: внутренний (национальный) и внешний (международный). Данные виды рынков также имеют существенные различия по уровню риска, степени затрат, правовому регулированию и др.

3. По степени развития конкуренции: рынок совершенной конкуренции, несовершенной (монополистической), рынок омегополии и монополии.

4. По отношению спроса и предложения: «рынок продавца» (спрос выше предложения) и «рынок покупателя» (предложение выше спроса).

Субъект товарного рынка – продавцы и  покупатели. Объект товарного рынка  – товар (продукция, работа, услуга).

Под границами рынка понимаются продуктовые  и географические границы рынка.

Определение продуктовых границ рынка – это  процедура определения товара, товаров  заменителей и формирование товарной группы.

Здесь учитывается мнение покупателей  о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, которые составляют одну товарную группу.

Географические  границы рынка определяются экономическими, технологическими, административными  барьерами. Географические границы  – это территория, на которой  покупатели выделенной группы приобретают  или могут приобрести товар.

Границы рынка определяются так же, как  и товарная группа: по принципу признания  покупателями равной доступности товаров, продаваемых в различных регионах. Так, например, если покупатели считают  товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в  другом регионе, то эти регионы являются географическим риском данного товара.

Емкость рынка – это количественная характеристика товарного рынка, показывающая принципиально  возможный объем сбыта товара фирмы.

20. Позиционирование товара

Позиционирование  товара представляет собой комплекс мер и приемов, с помощью которых  в сознании целевых потребителей данный товар занимает по отношению  к конкурирующим товарам собственное, отличное от других место, включая формирование конкурентоспособной позиции иком-плекс детализированного маркетинга.

Информация о работе Этапы развития маркетинга