Франчайзинговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование франчайзинговой деятельности, как формы поддержки малого предпринимательства на белорусском рынке.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:
1. исследовать сущность и основные характеристики такого типа делового партнерства как франчайзинг;
2. дать классификацию франчайзинга по видам и формам;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая основной текст.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования заключается в том, что франчайзинг – это одна из самых выгодных форм ведения бизнеса, именуемая также «льготным предпринимательством». Смысл франчайзинговых взаимоотношений партнеров в бизнесе состоит в том, что одна сторона - франчайзер - передает другой стороне - франчайзи - право вести определенный вид бизнеса, используя разработанную систему его ведения и имидж франчайзера (товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.п.).

 В качестве  франчайзера может выступать как крупная фирма, хорошо известная потребителю, так и фирма, добившаяся прочного положения со своим бизнесом на рынке, для которой необходимо или желательно обеспечить себе возможность быстрого роста при минимальных финансовых затратах, обеспечив рабочую силу и ресурсы для достижения поставленной цели в обмен на предоставленное франчайзи право вести бизнес в соответствии с разработанной франчайзером системой и его имиджем. Т.е. франчайзи копирует схему организации бизнеса, основанной на опыте процветающей фирмы. Франчайзер при этом может взять на себя обязательство поставить необходимое оборудование, материалы и сырье, осуществляет обучение франчайзи и его персонала, консультирует и оказывает помощь в управлении бизнесом, может оказать непосредственную финансовую помощь или косвенную в виде поручительств и гарантий. Таким образом, работа фирмы, использующей систему франчайзинга, позволит преодолевать возникающие трудности, особенно на начальном этапе, что особенно актуально для начинающих предпринимателей. 

 Накопленный опыт международного франчайзинга показывает, что франчайзинг является одним из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой бизнес дальше. Часто франчайзинг представляет собой наилучшую возможность организовать собственный бизнес для начинающего бизнесмена, индивидуального предпринимателя или даже для человека, никогда ранее не занимавшегося коммерцией.

На сегодняшний  день можно с полной уверенностью утверждать, что белорусский франчайзинг имеет целый комплекс разнообразных преимуществ, как, к сожалению, и недостатков. Безусловно, по сравнению с развитыми странами, у нас франчайзинг отстает на порядок. Но при этом хотелось бы обратить Ваше внимание и на то, что успешных проектов подобного рода в РБ становится все больше. Франчайзинг постепенно становится всё более привлекательным проектом, но главное в данной ситуации не ошибаться в выборе партнера, а также не совершать типичные для всех новичков ошибки.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинговой деятельности, как формы поддержки малого предпринимательства на белорусском рынке.

В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены и решены следующие задачи:

  1. исследовать сущность и основные характеристики такого типа делового партнерства как франчайзинг;
  2. дать классификацию франчайзинга по видам и формам;
  3. рассмотреть и проанализировать преимущества и недостатки франчайзинговой формы ведения бизнеса;
  4. провести исследования отечественного опыта использования франчайзинга;
  5. определить основные проблемы развития франчайзинга в РБ;
  6. провести исследования мирового опыта использования франчайзинга;
  7. определить перспективы развития франчайзинга.

 

При этом предметом  исследования является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Объектом исследования являются сети компаний, работающие РБ по системе франчайзинга.

Структура и  содержание работы обусловлены целью  и задачами исследования. Работа имеет  традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение, библиографический список и приложение.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА

    1. Понятие и основные принципы франчайзинга. История возникновения.

 

Франчайзинг (от англ. Franchising) – форма ведения бизнеса, при использовании которой, один рыночный субъект (франчайзер) передает другому рыночному субъекту (франчайзи), права на использование его бизнес модели, а так же его имени или фирменного бренда, получая взамен, оговоренное вознаграждение (роялти).

Другими словами, Франчайзинг - это форма лицензирования, используя которую организация (франчайзи) может получить право продавать услуги от имени другой организации (франчайзер), используя в своей работе товарные знаки, бренд, производственные и/или маркетинговые знания этой организации - донора, взамен за соответствующую плату.

Грубо говоря, Франчайзинг представляет собой, успешный метод тиражирования предприятий малого бизнеса, объединенных под одну торговую марку, работающие по одной бизнес модели, но принадлежащие разным владельцам.

Как можно заключить, во всех определениях франчайзинга фигурирует два рыночных субъекта, франчайзер и франчайзи, ниже дадим определения этим понятиям.

Франчайзер (Franchisоr) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).

Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг.

Так же, в сфере франчайзинга встречается еще одно понятие, которое  взяло свое начало не с момента  развития франчайзинга как такового, а было использовано еще во времена средневековой Франции, где слово «Franchise» определяло ряд привилегий, или если точнее выразится «вольностей», получить которые, можно было исключительно от французских королей, которые жаловали её своим вассалам. Примерами такими «вольностями», могут выступать такие права как: разрешение на торговлю эксклюзивным видом товаров, вести охоту в королевских садах, право на содержание ярмарок, рынков, паромных переправ, а так же права на постройку пивоваренных заводов и прокладку дорог. Вскоре, понятие«Franchise» стало использоваться множеством чиновников по всей Европе, и в основном применялось для выдачи определенных прав в сфере торговли.

Франшиза (от фр. Franchise) – это определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. По сути, говоря, франшиза – это своего рода товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.

Так же есть франчайзи, которые, покупают у франчайзера не только права на использование товарного знака и его бизнес модели, но так же и приобретают права на построение аналогичной франчайзинговой сети, на определенной территории, в большинстве случаев это может быть, страна, регион, город. Такого вида франчайзи называют - Мастер франчайзи (Master Franchisee)

Отдельным пунктом  договоров могут служить условия  использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как  очень простыми (например, франчайзи  имеет право использовать бренд  в конкретной отрасли), так и жёсткими (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точном соответствии с требованиями франчайзера — от размеров и цвета полок до униформы персонала).[2.]

Филип Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:

  • франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака;
  • франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
  • франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

История возникновения франчайзинга

Прототипом  современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

На момент организации первой в мире полноценной  франчайзинговой системы фирма Зингера обеспечила массовое производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США. В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайза (дилера) обслуживать машины.

Современный франчайзинг испытал настоящий  подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.


 

 

 

В 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе  франчайзер — франчайзер товары, и услуги начал видоизменяться только в 1950-х годах.

В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании Мак Дональдс, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в San Bernardino на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию Мак Дональдс Систем, Инк., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата (Business Format Franchisings), то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.

В РБ франчайзинг начинает получать широкое распространение лишь в последние годы. В частности, по франчайзинговой схеме работает большая часть сети продовольственныхмагазинов-дискаунтеров «Пятёрочка», часть салонов связи компании «Евросеть», электронная карта-справочник «2ГИС», фирма 1С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преимущества и недостатки франчайзинга

 

Накопленный опыт международного франчайзинга показывает, что франчайзинг является одним  из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой бизнес дальше. Часто франчайзинг представляет собой наилучшую возможность организовать собственный бизнес для начинающего бизнесмена, индивидуального предпринимателя или даже для человека, никогда ранее не занимавшегося коммерцией.(Приложение 2)

 

Какие преимущества дает франчайзинг для франшизодателей?

 

  • Развитие сети франшизных предприятий — франшизополучателей позволяет франшизодателю как владельцу франшизной системы не расширять сеть собственных франшизных предприятий, значительно экономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы.
  • Владелец каждого франшизного предприятия — франшизополучателя в рамках франшизной системы франшизодателя более заинтересован в положительных результатах ведения бизнеса, в том, чтобы максимально увеличить свои продажи и минимизировать свои затраты по сравнению с наемным руководителем предприятия.
  • Риск, сопутствующий каждому бизнесу, уменьшается для франшизодателя, так как его собственный капитал участвует в расширении франшизного бизнеса в минимальной степени.
  • Франшизодатель не занимается текущими управленческими проблемами на уровне отдельно взятого франшизного предприятия — франшизополучателя, и поэтому не имеет проблем с персоналом владельца франшизы.
  • Благодаря возможности использования сторонних ресурсов франшизополучателя (как финансовых, так и управленческих), франчайзинговый бизнес франшизодателя может развиваться значительно быстрее в своей стране или на международном уровне.
  • Развитие крупной национальной франчайзинговой сети франшизодателя неразрывно связано с развитием национальной экономики в целом, поскольку каждое предприятие — франшизополучатель обеспечивает потребителя качественными услугами в национальном масштабе от имени франчайзинговой системы франшизодателя.
  • Франшизодателю всегда легче осваивать новые территории регионов с помощью франчайзинговых предприятий — франшизополучателей, у которых есть хорошие знания местных условий и региональные интересы.
  • Превращение обычного действующего предприятия в предприятие — франшизополучателя может превратить его из малоприбыльного в прибыльное франшизное предприятие в рамках франчайзинговой системы франшизодателя.
  • Предлагая франшизу будущему франшизополучателю для принятия им решения о покупке, франшизодатель может быть уверен в том, что без его предварительного согласия никто не получит право на использование товарного знака с целью получения прибыли, поскольку имя франшизы защищено как товарный знак и знак обслуживания франшизодателя.
  • Франшизодатель всегда имеет возможность накапливать свой опыт ведения франшизного бизнеса за счет использования положительной информации от своей региональной сети франшизополучателей.[1.]

Информация о работе Франчайзинговая деятельность