Формирование сбытовой стратегии предприятия ООО «Парус-М»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение особенности организации сбытовой деятельности торгового предприятия и предложить пути ее совершенствования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность, цели и принципы маркетинга;
2. Охарактеризовать содержание маркетинговой деятельности предприятия;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкурентной стратегии 6
1.1.Факторы конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Основные подходы к выявлению конкурентных преимуществ 9
1.2.1. Стратегия рыночной ориентации 9
1.2.2. Ресурсный подход 16
1.2.3. Конкурентная стратегию проникновения на рынок 21
1.2.4. Конкурентная стратегия присутствия на рынке. 22
1.3. Направления повышения эффективности сбытовой стратегии торгового предприятия 25
Вывод по первой главе: 38
Глава 2. Описание организации ООО «Парус-М» 39
2.1. Общая характеристика 39
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Парус» 44
2.3. Анализ эффективности сбытовой политики ООО «Парус-М» 49
Вывод по второй главе 59
Глава 3. Предложения по совершенствованию сбытовой политики ООО «Парус-М» 61
3.1. Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики предприятия 61
3.2. Совершенствование подходов к ценообразованию 83
Вывод по третьей главе 86
Заключение 88
Список литературы 91
Приложение 1. Аналитическая таблица 96

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование  сбытовой стратегии предприятия - доработка.doc

— 783.00 Кб (Скачать файл)
    1. Появление новых конкурентов.
    2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.
    3. Сила позиции поставщиков.
    4. .Сила позиции покупателей.
    5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли. 19

 

Рис. 8. Концепция конкуренции 

Кратко рассмотрим эти  конкурентные силы.

При оценке угрозы появления новых конкурентов необходимо руководствоваться понятием “барьер входа в отрасль”, высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше).

Высота барьера определяется следующими факторами:

1. Экономикой масштабов.  Обычно организации, впервые появившиеся  на рынке, начинают деятельность  по сбыту нового продукта в  масштабах существенно меньших,  нежели его традиционные производители.  Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

2. Привычностью марки  товара. Потребители конкретных  товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача. Так, например, всемирно известный мировой лидер в области производства джинсовой одежды фирма “Ливайс” несколько лет назад решила освоить выпуск такой нетрадиционной для нее продукции, как строгие мужские костюмы “тройка”. Понятно, что с технологической и производственной точек зрения решение такой новой задачи для “Ливайс” не представляло существенных трудностей. “Ливайсу”, несмотря на громадные усилия по продвижению нового продукта, не удалось преодолеть стереотипов отношений потребителей, которые связывали данную фирму только с одеждой из джинсовой ткани, в то время как существовали традиционные производители строгих мужских костюмов. “Ливайс” со своим новым проектом не имела коммерческого успеха.

3. Фиксированными затратами,  связанными с входом в новую  отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.

5. Доступом к системе  товародвижения.

6. Доступом к отраслевой  системе снабжения. В данной  области существуют те же барьеры,  что и в случае с системой товародвижения.

7. Отсутствием опыта  производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость  продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей  данной отрасли. 

8. Возможными ответными  действиями предприятий отрасли,  направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. Например, в шестидесятые годы нашего века химическая промышленность начала выпуск высокопрочных дешевых пластмасс, которые стали вытеснять металл из машиностроения, строительства и др. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использования нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.

Сила позиции  поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.

1. Разнообразием и  высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.

2. Наличием возможности  смены поставщиков. 

3. Величиной затрат  переключения потребителей на  использование продукции других  поставщиков, обусловленных необходимостью  использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.

4. Величиной объемов  продукции, закупаемой у поставщиков.  Большие объемы закупки сырья,  материалов, комплектующих, всего  необходимого для ведения производства  делают поставщиков более зависимыми  от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила позиции  покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.

1. Возможностью переключиться  на использование других продуктов. 

2. Затратами, связанными  с этим переключением. 

3. Объемом закупаемых  продуктов. 

Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный “климат”, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

Рассмотрим пятую группу факторов, характеризующих конкурентную борьбу в самой отрасли.

Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов собираемую информацию целесообразно представить в виде табл.1.3.1 (см. верхнюю ее часть). В качестве оценочных критериев в данном случае предлагается использовать следующие показатели (атрибуты) качества:

    • назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);
    • надежность;
    • экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов;
    • эргономические (удобство и простота в эксплуатации);
    • эстетические;
    • экологические;
    • безопасности;
    • патентно-правовые (патентные чистота и защита);
    • стандартизацию и унификацию;
    • технологичность ремонта;
    • транспортабельность;
    • вторичное использование или утилизацию (уничтожение);
    • послепродажное обслуживание.

Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров.

Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена  количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

В ряде случаев используются интегральный показатель конкурентоспособности  продукта, который может быть рассчитан по следующему алгоритму:

1. Определяются отдельные  показатели (атрибуты) конкурентоспособности  путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или  показателями для продуктов –  конкурентов: 

                                                           120

(расчеты ведутся в  процентах),

 где

Qi – показатель конкурентоспособности по i–му параметру;

Pi – величина i–го параметра продукта;

Pio – величина i–го параметра для продукта – эталона.

2. Рассчитывается интегральный  показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):

                                                                                 221

где

n – число оцениваемых параметров;

ai – вес i-го параметра.

Очевидно, что чем ближе  приближается K к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетический идеальный продукт, наделив его лучшими параметрами продуктов данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

При оценке конкурентоспособности  конкретного продукта его по приведенной  формуле можно сравнить с подобными  продуктами – конкурентами (образцами  – конкурентами), для которых  также было проведено подобное сравнение  с эталонным образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом–конкурентом, то К < 1 означает, что анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности; К > 1, то превосходит. При равной конкурентоспособности К = 1.

При выборе образца –  конкурента необходимо, чтобы он и  оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования  и предназначались для одной  группы потребителей.

Важным направлением исследования конкурентоспособности  продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество-цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

1. Оцениваются продукты  данной фирмы и ее главных  конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, в данном случае характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей качества возможно использование отдельных показателей и цены.

2. Все исследуемые  продукты наносятся на поле  матрицы: качество-цена, используя  в случае необходимости в качестве  третьей координаты (радиус окружности) объем реализации.

3. Для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения.

4. Подобная оценка  проводится для всех важнейших  рынков.

5. По степени концентрации  продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке.

6. Исходя из принципа  предпочтительности деятельности  на рынках, где острота конкурентной  борьбы наименьшая (если кто придерживается  другого мнения, то его выбор будет иным), корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевой продукции.

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 9). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 9 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.

 

Рис. 9. Многоугольник  конкурентоспособности 

Недостатком такого подхода  является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

Информация о работе Формирование сбытовой стратегии предприятия ООО «Парус-М»