Упаковка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Именно поэтому так важно рассмотреть проблему упаковки при изучении графического дизайна.
Являясь неотъемлемой частью современной культуры, окружающего нас предметного мира, упаковка имеет глубокие исторические корни, развиваясь вместе с пластическим и графическим искусством. Это неоценимые знания при изучении данной темы, так как в различные культурные эпохи менялись характер, функции и роль упаковки. Таким образом, первая глава посвящена изучению истории развития упаковки.

Содержание

Введение 3
Глава I. История упаковки 4
Глава II. Виды упаковок и функции упаковок 18
Глава III. Подарочная упаковка: смысл, виды, особенности 30
Заключение 35
Приложение 1 37
Приложение 2 39
Приложение 3 40
Список использованной литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

реферат_Упаковка.docx

— 2.31 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижнетагильская государственная

социально-педагогическая академия

Институт художественного  образования

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Упаковка»

по предмету

Макетирование и моделирование  из бумаги

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр. 321 Графический дизайн ОЗО

Окулова Ю. О.

Проверил: преподаватель ХТО

Наумова Н. В.

 

 

 

 

г. Нижний Тагил

2012

Содержание

Введение 3

Глава I. История упаковки 4

Глава II. Виды упаковок и функции упаковок 18

Глава III. Подарочная упаковка: смысл, виды, особенности 30

Заключение 35

Приложение 1 37

Приложение 2 39

Приложение 3 40

Список использованной литературы 41

 

Введение

На сегодняшний  день потребительская упаковка представляет собой одну из самых заметных областей графического дизайна. Современный  человек ежедневно и ежечасно сталкивается с различными видами упаковки, которые фактически являются неотъемлемым атрибутом современной культуры, а также культуры потребления  и продажи товаров.

Именно поэтому  так важно рассмотреть проблему упаковки при изучении графического дизайна.

Являясь неотъемлемой частью современной культуры, окружающего  нас предметного мира, упаковка имеет  глубокие исторические корни, развиваясь вместе с пластическим и графическим  искусством. Это неоценимые знания при изучении данной темы, так как  в различные культурные эпохи  менялись характер, функции и роль упаковки. Таким образом, первая глава  посвящена изучению истории развития упаковки.

Для понимания  современного мира упаковки в обязательном порядке нужно рассмотреть, какие  виды упаковок существуют и какое  назначение имеют, какими функциями  обладают, и как они связаны между собой. Этой классификации посвящена вторая глава работы.

Особое внимание с позиции дизайна в работе необходимо уделить художественно-образному компоненту упаковки. Здесь рассмотрим такой тип упаковки, как подарочная. Этому посвящена третья глава, здесь описывается назначение подарочной упаковки, ее виды и особенности.

Изучение вышеперечисленных  пунктов поможет подробно разобраться, как вести себя графическому дизайнеру  в современном мире при работе над разработкой упаковки, ее дизайна и какие задачи необходимо решать для достижения необходимого результата.

 

Глава I

История упаковки

Вопрос сохранения продуктов  своего труда всегда волновал «человека  разумного». Ответ был найден приблизительно 6 тысячелетий назад. Им оказалась  упаковка. Как же зарождались и  изменялись основные виды упаковки, как  совершенствовались материалы и  усложнялись технологии упаковочного производства?

Первый этап в истории  упаковки – это глина. В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Сначала ею обмазывали плетеные корзины, чтобы в них можно было хранить жидкости. Непосредственно глиняная тара появилась на Древнем Востоке в IV-III тысячелетии до н.э., когда были изобретены гончарный круг, а также горн для обжига керамических изделий.

Самой древней глиняной «упаковкой», из дошедших до нас, считается керамический сосуд (Приложение 1-а), найденный в 1922 году при раскопках поселения  шумеров в горах Западного  Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тысяч лет. Анализ осадка на дне сосуда показал, что в нем  когда-то хранилось пиво. Археологи  предполагают, что эта «упаковка» использовалась шумерами не только для  хранения пива, но и для его потребления. Распитие янтарного напитка 5 тысяч  лет назад, как и сегодня производилось  в кругу друзей – люди рассаживались  вокруг большого кувшина и, не торопясь, потягивали пиво через соломинки.

Подобные кувшины шумеры использовали и для хранения вина. Только винные кувшины в отличие  от пивных, устанавливавшихся вертикально, лежали «на боку». Чтобы вино не скисло, кувшины закупоривались куском необожженной глины, которая разбухала как  пробка и не пропускала воздух внутрь сосуда. На внешней поверхности кувшинов могли располагаться символические  изображения содержимого: на сосуде с вином – виноградная гроздь, на пивном кувшине – хмель, на кувшине  со специями для засолки морепродуктов  – рыба.

Спустя почти полторы  тысячи лет в Древней Греции появился еще один вариант «глиняной» упаковки – амфора (Приложение 1-б). Кувшин этот объемом около 30 литров, с небольшими ручками наверху; днище закруглено, что способствует более равномерному распределению давления внутри него. Амфоры можно было укладывать в несколько  слоев в трюмах кораблей и связывать  вместе для погрузки. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в  том числе и воду. В каком-то смысле они были универсальной тарой, вроде наших картонных коробок  или 200-литровых бочек.

Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки, но все-таки не старше глины. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола (щелочь) при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. По другой версии стекло стало побочным продуктом выплавки меди.

Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии  во второй половине IV тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Существовали бутылочки разной формы – круглые, овальные, плоские, высокие и тонкие. Древние египтяне изготавливали оригинальные флакончики в форме фигурки человека или животного, в виде овоща или фрукта.

Изящные древнеегипетские флаконы  выполнялись из разноцветного стекла и декорировались с помощью гибких полосок разогретого стекла. Производилась  стеклянная тара методом формования кварцевой пасты вокруг металлического стержня. Размягченное стекло наматывалось на стержень или же стержень погружался в стекло. Когда стекло остывало, стержень вынимали. Полученную в результате заготовку шлифовали и декорировали.

Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами в Вавилоне в I веке до н.э., существенно упростила, а также удешевила процесс производства стеклянных сосудов. Стеклодувная технология получила широкое распространение в Древнем Риме. Темные времена, последовавшие за падением Римской Империи, стали не лучших периодом для бутылочек и флаконов. В XIII веке центром стекольного производства стала Венецианская республика. Флаконы и посуда из цветного и «молочного» стекла изготавливались на острове Мурано. Секреты выделки венецианского стекла тщательно охранялись – за попытку бегства с острова мастера или рабочего могли убить. Бутылки, изготавливаемые венецианскими мастерами, были настоящими произведениями искусства - причудливого облика, высокие и изящные, плоские или почти шарообразные. Они украшались выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и сценок из античной мифологии. Закупоривали бутылки пробками, а поверх чаще всего заливали воском, на котором изготовитель продукции ставил свою печать.

Прочные толстостенные бутылки  и бутылки из темного стекла появились  благодаря внедрению запатентованной  в 1611 году в Англии печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Прежде стекло обжигалось на «древесном огне» - получавшиеся изделия были красивыми, но не прочными. Новая технология обжига стекла сделала его производство более дешевым и оперативным. В результате бутылки и флаконы  из предмета роскоши превратились в  удобные сосуды, пригодные для  торговли разнообразными продуктами. Так в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться  «патентованные» лекарственные  средства – эликсиры, бальзамы и  пилюли. Именно упаковку «патентованных»  лекарств принято считать началом  современной упаковки.

К стеклянной бутылочке с  пилюлями и мазями приклеивались  многословные ярлыки, больше похожие  на рекламные афиши, чем на этикетки. Кроме названия препарата на ярлыке помещались многочисленные свидетельства  исцелившихся с его помощью людей, ручательства монархов, докторов и  других важных персон, а также список недугов, от которых помогало данное снадобье.

Промышленное производство стеклянной тары началось с изобретением прессованного стекла. Произошло  это в 1824 году. А в конце XIX века, благодаря американскому инженеру Майклу Оуэнсу и его машине для  изготовления бутылок, производство стеклотары стало автоматизированным.

Стеклянная банка впервые  появилась в начале XIX века, когда  шотландцу Дженту Кейлеру пришло в голову фасовать свой апельсиновый джем в широкогорлые стеклянные кувшинчики. Винтовая крышка, изобретенная в 1872 году, сделала употребление банок и  бутылок гораздо удобнее.

В России в XIX веке производство стеклотары также развивалось очень  интенсивно. В середине XIX века российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая  позволяла придавать им точную геометрическую форму. Внедрение этой технологии способствовало увеличению разнообразия бутылочных форм. Так каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной конфигурации и цвета. Была бутылка  пивная, ликерная, коньячная, бутылка  простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой.

Все известные российские водочные компании имели свои «фирменные»  бутылки. Конкурентная борьба между  производителями заставляла их выпускать  и совершенно оригинальную тару. К  примеру, бутылки в виде сидящего турка, Эйфелевой башни, денежного  мешка и даже портретного бюста  Пушкина или генерала Скобелева.

В ХХ веке оригинальная тара из стекла стала неотъемлемым атрибутом  многих брендов. Женственную бутылку Coca-Cola (Приложение 1-в), высокую шестигранную бутылочку кетчупа Heinz (Приложение 1-г), абсолютно прозрачную бутылку водки Absolut (Приложение 1-д), «геометричный» флакон Chanel №5 (Приложение 1-е), и вычурный флакон духов Dali – можно узнать без этикетки и даже в темноте на ощупь.

Универсальный пакет

Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся  для хранения и транспортировки  сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета (Приложение 1-ж) в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России, как и в Европе, бумажные пакеты использовались для упаковывания табака, пудры, муки, зерна и разнообразной бакалеи.

Первый станок для производства бумажных пакетов появился в Пенсильвании в 1852 году. Такая упаковка очень понравилась  горожанам, поскольку существенно  облегчала переноску покупок. Но при всех плюсах, назвать кульки практичной тарой можно было сложно. Проблему решил изобретатель ЛютерКроуэлл. Он придумал бумажный пакет с плоским  дном, и в 1870-м году запатентовал технологию его изготовления. Новинка  зарекомендовала себя великолепно. Сначала пакеты были однотонными, но потом на них начали наносить рисунок, используя плоскую печать. Так  пакет подобно древнегреческой  амфоре стал универсальной тарой.

Альтернативы бумажному  пакету не существовало до 1957 года, когда  в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного  материала - полиэтилена. С тех пор бумажные пакеты стали планомерно вытесняться полиэтиленовыми. В 70-х полиэтиленовые пакеты обзавелись «ручками». А 1982 год дал миру полиэтиленовый пакет типа «майка».

Сегодня такое ценное качество полиэтилена как сопротивляемость распаду стало причиной экологических  проблем. В результате многие страны ввели ограничения на производство и потребление полиэтиленовой тары, а ученые всерьез занялись поисками рентабельных альтернатив полиэтилену. Так в январе 2004 года появилась  первая зона, свободная от использования  полиэтиленовых пакетов – остров Kangaro в Австралии, а осенью того же года в Великобритании были запущены в производство первые в мире пакеты из биоразлагаемого материала.

 

Складная картонная  коробка

Производство коробок  из дерева и картона в Европе и  США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII – начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые  коробки, как правило, имели круглую  или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему  квадратную форму. Заказывали такие  коробки ювелиры, аптекари и производители  конфет. Однако, коробки поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах место, предназначенное  для готовой продукции. Проблему со складированием готовой упаковки отчасти удалось решить, когда  в 1850 году появилась первая складная коробка. Проект был не слишком удачен, так как продавцу приходилось  самому делать коробку из заготовки, непосредственно в присутствии  покупателя, сгибая картон вокруг деревянной формы.

Первая по-настоящему удобная  складная коробка (Приложение 1-з) была изобретена в 1879 году Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специализировавшейся на печати на пакетах. Однажды в его типографии случилась неполадка – металлическая линейка печатного станка стала делать ровные прорези в пакетах. Это навело Гейра на мысль, что отточенные штампы можно использовать для вырубки картонных коробок, а тупые для бигования картона для обеспечения ровного сгиба. В результате Гейр совместил печатный процесс и процесс производства коробок, что позволило ему производить до 7 500 коробок в час. Первым продуктом, упакованным в складную картонную коробку, стала «Квакерская овсянка», появившаяся спустя 7 лет после изобретения Гейра.

Информация о работе Упаковка