Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть суть проектирования подсистемы организации труда персонала.
Для достижения поставленной цели определен круг задач. Среди них выделена необходимость:
- рассмотреть теоретико-методологические понятия организации труда персонала;
- рассмотреть эргономическое проектирование, как проектирование организации труда персонала а также изучить содержание комплекса факторов, под влиянием которых формируется и развивается труд персонала;
- выявить оптимизационные методы трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 4
1.1. Порядок учета выполнения работ 4
1.2. Условия труда 5
1.3. Содержательность работ 7
1.4. Анализ социальной подсистемы 8
2. ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 10
2.1. Критерии психофизиологических возможностей человека 10
2.2. Методы определения утомления и напряженности труда 13
2.2.1. Физиологические методы определения функционального состояния 13
2.2.2 Психологические методы определения функционального состояния 20
2.3. Методика измерения работоспособности 24
2.4. Активные методы снятия утомления 28
2.5. Рационализация режима труда и отдыха работников 31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА СЛУЖАЩИХ 35
3.1. Нормы рабочего пространства 35
3.2. Особенности оптимизации деятельности человека при работе с видеотерминалом 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 45
По одной из методичек НИИ Медицины труда РАМН разборчивость слов зависит от отношения громкости речи и фонового уровня шума, который и является "помехой":
1 класс - помех нет, разборчивость слов - 100%;
2 класс - громкость речи больше уровня шума на 10 - 16 Дб;
3 класс - громкость речи равна уровню шума;
4 класс - уровень шума больше громкости речи на 5 Дб.
6)
Нагрузка на голосовой аппарат
характеризует напряжение
Эмоциональные нагрузки.
Эмоциональные нагрузки в трудовом процессе обусловлены разнообразными причинами.
1)
Ответственность различной
2) Наиболее существенным из всех показателей напряжённости является риск для здоровья и жизни (своей и других лиц) безотносительно к степени его вероятности.
Отрицательные эмоциональные нагрузки, будучи проявление профессионального стресса, сопровождаются напряжением вегетативных функций (повышение уровней пульса и кровяного давления, усилением потоотделения, изменением температурной реакции кожи).
В дальнейшем это может привести к негативным последствиям со стороны сердечно-сосудистой системы.
Эмоциональные нагрузки часто встречаются в профессиях связанных с медициной, педагогикой, вождением транспорта, сферой обслуживания, бизнесом. Они характерны также для диспетчеров различных служб, спасателей, пожарных, милиции и т.п.
Монотонность нагрузок.
1) Число элементов в операции и их продолжительность в секунду являются характеристиками сенсомоторной (рукотворной) деятельности. Эти показатели можно исследовать хронометражным методам на примере любых работ локального, локально-регионального и регионального типа, выполняемых на конвейере с непрерывным или прерывистым тактом.
2)
Время активных действий и
время пассивного наблюдения
это проявления монотонности
сенсорного типа, свойственной диспетчерским
видам труда, вождению
Первую группу методов условно называют организационными. К ним относятся методологические средства эргономики, обеспечивающие системный и деятельностный подходы к исследованию и проектированию. Характерной чертой таких исследований и проектирования является не синтез результатов, полученных на основе независимых исследований, а организация такого исследования и проектирования, в ходе которых используются в определенном сочетании принципы и методы различных дисциплин.
Эффективным
инструментом осуществления такой
функции является системное моделирование,
где предмет моделирования
Наиболее обширна вторая группа методов, внутри которой в зависимости от целей и характера исследований выделяется целый ряд конкретных методических процедур. Вторую группу методов составляют эмпирические способы получения научных данных. К этой группе относятся:
Третью группу методов составляют различные способы количественной и качественной обработки данных.
В
четвертую группу методов входят
различные способы
В методический арсенал эргономики входят многие психофизиологические методики:
измерение времени реакции (простой сенсомоторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т.д.);
психофизические методики (определение порогов и динамики чувствительности в различных модальностях);
психофизические
методы исследования перцептивных, мнемических,
когнитивных процессов и
В
эргономике широкое распространение
получили методы электрофизиологии, изучающей
электрические явления в
1)
электроэнцефалография –
2)
электромиография – запись
3)
регистрация кожно-
4) электрокардиография – запись электрической активности сердца – индикатор состояния сердечно-сосудистой системы;
5)
электроокулография – запись
электрической активности
Регистрация
биологических процессов в
Включает эргономика в свой методический арсенал и биотелеметрию - дистанционное исследование функций и измерение показателей жизнедеятельности человека, которое осуществляется в реальной обстановке в течение длительного времени.
Фиксация
количественного и
Перспективным является применение в диагностических целях субъективных оценок утомления. Объясняется это многообразием проявлений симптомов утомления во внутренней жизни индивида, среди которых выделяется две категории: субъективные оценочные реакции, характеризующие отношение индивида к собственному состоянию, и объективно контролируемые признаки утомления (физиологический дискомфорт и нарушения психической деятельности), которые могут осознаваться человеком. Существование качественно различных групп симптомов дает основание для развития различных направлений в методах субъективной диагностики – опросников и субъективного шкалирования.
Опросники позволяют выявить качественно разнообразные симптомы утомления, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Количественная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставятся главной целью подобных исследований. Состояние человека оценивается общим количеством симптомов и их качественным своеобразием.
Методики субъективного шкалирования предназначены для оценки степени утомления самим человеком. Испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие/присутствие, плохой/хороший). Расстояние между крайними точками представляется в виде многоступенчатой шкалы. Степень выраженности каждого признака определяется расположением точки, выбранной испытуемым на этой шкале
Снятие зрительного и общего утомления.
Говоря о профилактике зрительного и общего утомления, на первое место необходимо поставить строгое соблюдение расстояния от монитора компьютера до глаз (60-70 см, но не менее 50 см) и длительность работы с экраном (в зависимости от возраста). Необходимо следить, чтобы в процессе работы не приближаться к экрану (особенно детям и лицам молодого возраста).
Для
снижения зрительного утомления
и профилактики его возникновения
для всех лиц, выполняющих зрительно-
Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек.
Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек.
Усиленно зажмуривать и открывать глаза - 10 сек.
Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
Упражнения проводить ежедневно по 2-3 раза за смену.
Для
улучшения физиологических
Тренируемый располагается от метки на расстоянии 30 см, 3-4 сек смотрит на метку, затем на предмет, находящийся за окном на той же линии взора (3-4 сек), затем снова на метку на стекле и т.д. - 3 мин.
Упражнение лучше делать во время перерывов в работе в светлое время суток.
Для тренировки аккомодации и конвергенции используется также ракетка. Для этого нужно иметь линейку длиной 50-60 см и тест-объект (буква С диаметром 2 мм). Тест-объект лучше разместить на экране в форме ракетки, круглая часть которой имеет диаметр 10 см, из картона или другого плотного материала белого цвета. Удобнее экран сделать с рукояткой (как ракетка). Над рукояткой сделать прорезь для линейки. Вставить линейку в прорезь, тест-объект должен располагаться на высоте 5 см от линейки. Затем поставить линейку на середину верхней губы, а другой рукой приближать экран к губам, пристально наблюдая за буквой С. Экран приближают до тех пор, пока объект не начинает расплываться или раздваиваться. Затем тренируемый начинает так же медленно отодвигать ракетку от глаз до конца линейки, продолжая пристально смотреть на букву С. Упражнение повторяют в течение 3 мин.
Особенно
полезно проводить эти
Для всех возрастных групп полезно проводить упражнения, предупреждающие возникновение остеохондроза позвоночника. Комплекс состоит из следующих упражнений:
Исходное положение - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головой к правому и левому плечу.
И. п. - то же. Повороты головой вправо и влево.
И. п. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
Информация о работе Организация работы персонала на предприятии