Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности. Объект – алкогольный рынок.
ВВЕДЕНИЕ	……….3
1 Меркетинговые исследования рынка……………………………….................4
   1.1 Исследования рынка………………………………………………………..4
   1.2 Цели и методы прогнозирования рынка……………………………....…..7
2 Характеристика мирового алкогольного рынка...…………………………...17
   2.1 Мировой рынок алкоголя……………………………………………..…..17
   2.2 Тенденции развития алкогольного рынка в России и его регулирование………………………………………………………...………….24
3 Алкогольный рынок Красноярского края……………………………..……..48
   3.1 Производители Красноярского края…….………………………………..48
   3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае...54
   3.3 Анализ потребителей……………………………………….……………..58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…...…….74
 
| Предприятия | Произведено | Отгружено | Остатки готовой продукции | |||||||||||||||||||||||||
| декабрь 2009 г. | декабрь 2010 г. | Индекс физического объема | с начала 2009 г. | с начала 2010 г. | Индекс физического объема | декабрь | с начала года | |||||||||||||||||||||
| водка и лви | вино | спирт питьевой | коньяк | всего | водка и лви | вино | спирт питьевой | коньяк | всего | водка и лви | вино | спирт питьевой | коньяк | всего | водка и лви | вино | спирт питьевой | коньяк | всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
| Всего, в т.ч | 85,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 5,0 | 122,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 22,3 | 144% | 30,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 30,3 | 1 081,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1 081,0 | 148% | 91,3 | 151,2 | 728,9 | 1 086,5 | 83,4 | 54,6 | 
Таблица 7 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2010 года, тыс. дкл.
Таблица 8 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2011 года, тыс. дкл.
| Предприятия | Произведено | Отгружено | Остатки готовой продукции | |||||||||||||||||
| декабрь 2010 г. | декабрь 2011 г. | Индекс физического объема | с начала 2010 г. | с начала 2011 г. | Индекс физического объема | декабрь | с начала года | |||||||||||||
| водка | ЛВИ | всего | водка | ЛВИ | всего | водка | ЛВИ | всего | водка | ЛВИ | всего | 230 | 221,8 | 230 | 221,8 | 0 | 0 | |||
| Всего, в т.ч.: | 120,0 | 2,3 | 122,3 | 149,4 | 3,1 | 152,5 | 125% | 1064,1 | 16,9 | 1081,0 | 1223,3 | 18,4 | 1241,7 | 115% | 151,2 | 178,3 | 1 086,5 | 1 216,1 | 105,4 | 81,0 | 
Таблица 9 - Информация о производстве и отгрузке алкогольной продукции предприятиями края за январь-декабрь 2012 года, тыс.дкл
| Предприятия | Произведено | Отгружено | Остатки готовой продукции | |||||||||||||||||
| декабрь 2011 г. | декабрь 2012 г. | Индекс физического объема | с начала 2011 г. | с начала 2012 г. | Индекс физического объема | декабрь | с начала года | |||||||||||||
| водка | ЛВИ | всего | водка | ЛВИ | всего | водка | ЛВИ | всего | водка | ЛВИ | всего | 2011 | 2012 | 2011 | 2012 | 1.12.12 | 1.01.13 | |||
| Всего, в т.ч.: | 149,4 | 3,1 | 152,5 | 131,4 | 0,0 | 131,4 | 86% | 1223,3 | 18,4 | 1241,7 | 1048,3 | 0,0 | 1048,3 | 84% | 178,3 | 153,8 | 1216,1 | 1121,8 | 30,0 | 7,5 | 
 
3.2 Регулирование и развитие алкогольного рынка в Красноярском крае
Одним из аппаратов регулирования и развития алкогольного рынка в Красноярском крае является «Енисейская Алкогольная Ассоциация».
Целями деятельности Ассоциации являются:
- представление и защита общих имущественных, 
экономических  
и социальных 
интересов членов Ассоциации; 
-  правовое обеспечение деятельности 
членов Ассоциации;  
-  поддержка 
и продвижение на краевой рынок, а также 
за пределы края, продукции местных ликероводочных 
заводов; 
- выработка законодательных инициатив, отвечающих интересам краевых производителей и участников алкогольного рынка края;
- участие в разработке и реализации программ, направленных на развитие производства и оборота алкогольной продукции в крае;
- содействие государственным органам в борьбе с нелегальной торговлей этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
- поддержка проводимых в крае общественно-политических мероприятий и оказание финансовой помощи;
-  формирование положительного имиджа 
членов Ассоциации  
и взаимодействие 
со средствами массовой информации; 
В ноябре 2012 года Ассоциация провела круглый стол с ее членами, где обсудили проблемы развития алкогольной отрасли.
В пресс-центре Sibnovosti состоялся круглый стол на тему: «О некоторых проблемах алкогольного рынка Красноярского края». Инициатором дискуссии выступила Енисейская Алкогольная Ассоциация.
Дело в том, что на красноярском рынке за последний год резко упали объемы продаж алкогольных напитков местных производителей.
И произошло это не потому, что население стало меньше выпивать горячительного и вести трезвый образ жизни.
Просто резко вырос оборот нелегальной алкогольной продукции, так называемого контрафакта, который продается в розничном звене. И происходит это, как нестранно, в результате вступления в силу недавних федеральных и местных законов и постановлений.
Мало того, что местные производители теряют в прибыли, теряет и
краевая казна, в которую от теневого оборота алкоголя не поступает никаких налогов. Для справки: местные производители алкогольной продукции перечисляют в краевой бюджет ежегодно более 3 миллиардов рублей, это практически 2% бюджета.
На сегодняшний день легальный рынок алкоголя в Красноярском крае упал на 20%, эти 20% ушли в теневой оборот.
 Правила лицензирования 
Получается, что временные нестационарные павильоны и ларьки просто не лицензируются, да еще и налогом облагаются по упрощенной схеме, торгуют алкоголем, нарушая закон, получают хорошую прибыль и ни за что не отвечают.
По новому законодательству регистрация права собственности действительно нужна для получения лицензии. И стали обращаться масса предпринимателей, но были вынуждены отказать тем, у кого помещение не является объектом недвижимости, то есть капитальным строением. Павильоны к таким не относятся. Так, в этом году количество легальных торговых объектов сократилось на 3 тысячи, но это не значит, что они закрылись, они просто работают сейчас без лицензий. Лицензия приобретается на пять лет и стоит около 200 тысяч рублей. Таким образом, бюджет опять же недополучает крупную сумму денег.
Между тем в 2013 году правительство намерено поднять акцизы на алкоголь еще на 36%, то есть минимальная цена поднимется с 60 рублей до 80. Ниже приведены данные по алкогольной продукции за 2007-2012год. Где отражены показатели местных производителей Красноярского края, завезенной продукции и общие количество по Российской Федерации.
Из данной таблице наблюдается тенденция развития.
Водка: Происходит спад потребления и производства по России в период кризиса в 2008-2010 году, но в Красноярском крае в данный период наоборот наблюдается рост продаж и потребления, так как в 2007 году на красноярском крае открылись еще 2 водочных завода, с чем и связанно рост продаж местной алкогольной продукции.
Данные по алкогольной продукции за 2007-2012 года представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Данные по алкогольной продукции за 2007-2012 года
| Наименование | Источник | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 
| Водка | РФ | 2629114,6 | 2331863,6 | 2292643,8 | 1860875,2 | 1636689,2 | 1733347,5 | 
| Кр.край | 624655,3 | 597700 | 639127,2 | 1081000 | 1241700 | 1121800 | |
| Импорт | 94277,2 | 96710,3 | 61856,5 | 74449,4 | 78769,2 | 60625 | |
| Итого | 3348047,3 | 3026273,9 | 2933504,5 | 3090774 | 2957158,4 | 2915772,5 | |
| Закавказье | 682319,9 | 625000 | 3196 | 37443,5 | 52266,6 | ||
| Вино | РФ | 1332934,9 | 1239398,3 | 1613838,1 | 1398782,7 | 1346024,1 | 1227791,9 | 
| Импорт | 511777,8 | 526486,2 | 398082,6 | 410179,5 | 413505,9 | 464149,6 | |
| Итого | 1844712,7 | 1765884,5 | 2011920,7 | 1808962,2 | 1759529,2 | 1691941,5 | |
| Коньяк | РФ | 100153,1 | 102422,9 | 126551,5 | 152759 | 198644 | 212376 | 
| Импорт | 38017 | 57025,8 | 39092 | 45230,7 | 47098,6 | 47789,1 | |
| Итого | 138170,1 | 159448,7 | 165643,5 | 197989,7 | 245742,6 | 260165,1 | |
| Шампанское | РФ | 354716,7 | 441025 | 429129,5 | 397358,9 | 330683,4 | 446838,6 | 
| Импорт | 373,4 | 831,4 | 11829,1 | 14913,6 | 753,4 | 590 | |
| Итого | 365090,1 | 441856 | 440958,6 | 412272,5 | 331436,8 | 447428,6 | |
| ЛВИ | РФ | 85891,1 | 91421,8 | 108613,7 | 115369,9 | 227402,4 | 278839,2 | 
| Импорт | 102092,8 | 113785,4 | 92289,2 | 131965,6 | 129733,5 | 135757,1 | |
| Кр.край | 123 | 6921,87 | |||||
| Итого | 187983,9 | 205207,2 | 201020,9 | 254257,37 | 357135,5 | 414596,3 | |
| Вся продукция | 5915279,63 | 5571670,7 | 5753048,2 | 5764255,77 | 5651003,2 | 5729904 | |
Следуя из данной таблице можно сделать вывод, что объемы продажи водки в Красноярском крае, снизились в кризисный период, но в последующие три года уровень продаж начали расти. Однако сданными по РФ совсем другая ситуация, объемы продаж так же снижаются как и после кризисные года, только в последний год, продажи начали расти медленными темпами.
 
3.3 Портрет потребителя
Исследование потребителей среднего ценового сегмента водки в Красноярске.
Целью маркетингового исследования было изучить предпочтения целевой аудитории и составить портрет потребителя среднего ценового сегмента водки в Красноярске.
Для этого был проведен опрос потребителей в онлайн анкете google, которые магазинах самообслуживания, в специализированных вино-водочных магазинах и в обычных продуктовых магазинах.
Результаты исследования показали следующее:
Большинство респондентов – 68% употребляют водку. 32% респондентов (70% из них женщины), не употребляют водку, т.к. ведут здоровый образ жизни и считают водку вредным продуктом – 40%, в основном это женщины в возрасте от 21 до 45 лет, по состоянию здоровья – 10%. Большинство респондентов (50%), из не употребляющих водку, предпочитают другие напитки: женщины – вино, мужчины – виски.
Повод употребления
Женщины в основном употребляют водку по случаю торжественного события, в гостях, на природе; в лечебных целях водку употребляют мужчины в возрасте от 46-60 лет.
Данные об различных поводах употребления представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Различные поводы употребления алкогольной продукции
Частота употребления
Около 42,9% опрошенных употребляют водку несколько раз в месяц. Причем чаще употребляют водку неженатые мужчины. Один или несколько раз в неделю – 33,3% употребляет водку молодежь и студенческая молодежь в возрасте от 21-30 лет. 1 раз в полгода – 23,8%, в основном это женщины и мужчины старше 60 лет.
Данные о частоте употребления представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Частота употребления алкогольной продукции
Цена приобретения продукции
По цене 170-190руб. (за 0.5 л) приобретает водку 14,3% респондентов, по цене 260-340 руб. (за 0,5 л) – 28,6%, водку в среднем ценовом сегменте (191-259 руб. за 0,5 л) приобретает 57,1% респондентов.
Информация о работе Маркетинговые исследования алкогольного рынка