Внутренняя планировка магазина и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы выбрана мной не случайно. Актуальность данной темы в настоящее время очевидна так как розничная торговая сеть является завершающим и основным этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина играет ключевую роль в продвижении товара. Она должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников. Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ……………………………………………7
1.1 Требования, предъявленные к устройству и оформлению магазинов….7
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь………….17
1.3 Эффективность расстановки оборудования в торговом зале…………25
2. ВНУТРЕННЯЯ ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА МАГАЗИНА ОДО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»………………………………………………………35
2.1Организационно-экономическая характеристика магазина ОДО "Стройматериалы"……………………………………………………………..35
2.2 Анализ устройства и планировки комиссионного отдела №2………..39
2.3 Оценка эффективности планировки и расстановки оборудования в торговом зале, предложения по их рационализации………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кд испр2.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра коммерческой деятельности и международных экономических  отношений

 

 

Курсовая работа по предмету «Коммерческая деятельность»

Внутренняя планировка магазина и ее эффективность

 

Специальность «Коммерческая деятельность»

 

 

Автор работы

Студентка 3 курса, 1 группы з/о

 

Руководитель                                                                      

 

 

 

 

Гродно 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ  К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ  МАГАЗИНОВ……………………………………………7

1.1 Требования,  предъявленные к устройству и  оформлению магазинов….7

1.2 Состав помещений  магазина, их планировка и взаимосвязь………….17

1.3 Эффективность  расстановки оборудования в торговом  зале…………25

2. ВНУТРЕННЯЯ  ПЛАНИРОВКА ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА  НА ПРИМЕРЕ КОМИССИОННОГО ОТДЕЛА  МАГАЗИНА ОДО «СТРОЙМАТЕРИАЛЫ»………………………………………………………35

2.1Организационно-экономическая характеристика магазина ОДО "Стройматериалы"……………………………………………………………..35

2.2 Анализ устройства и планировки комиссионного отдела №2………..39

2.3 Оценка эффективности  планировки и расстановки оборудования  в торговом зале, предложения  по их рационализации………………………..46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………55

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фото торгового  оборудования Комиссионного отдела № 2. Витрина застекленная…………………………………………………………………….57

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Фото торгового  оборудования Комиссионного отдела № 2. Пристенная горка……………………………………………………………………………..58

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Фото торгового оборудования Комиссионного отдела № 2. Пристенная горка………………………………………………………………………………59

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Фото торгового оборудования Комиссионного отдела № 2. Островная горка…………………………………………………………………………….60

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Фото торгового оборудования Комиссионного отдела № 2. Пристенная горка…………………………………………………………………………….61

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Фото торгового  оборудования Комиссионного отдела № 2. Сетчатый экран………………………………………………………………………….…62

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Планировка  торгового зала Комиссионного отдела № 2…………………..63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы «Внутренняя планировка магазина и ее эффективность» выбрана мной не случайно. Актуальность данной темы в настоящее время очевидна так как розничная торговая сеть является завершающим и основным этапом процесса обращения товаров. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.). Планировка помещений магазина играет ключевую роль в продвижении товара. Она должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высший уровень производительности труда работников.

Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.

Торговые помещения  и оборудование занимают важнейшее  место в общей совокупности помещений  магазина. Оборудование, площади, формы  и пропорции торговых помещений  в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Все помещения и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Размещение оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях. При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций. Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания).

Исходя из вышеизложенного  целью курсовой работы является изучение устройства, планировки и размещения оборудования магазина и выработка рекомендаций по их рационализации.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие  задачи:

-рассмотреть  задачи совершенствования и общие  требования к устройству и  планировке магазинов;

-проанализировать  практический аспект устройства, планировки оборудования магазина и основные направления их рационализации.

Объектом исследования является Комиссионный отдел магазина ОДО «Стройматериалы»

Предметом исследования является устройство и планировка Комиссионного  отдела магазина ОДО «Стройматериалы»

При написании  работы широко используется литература по предмету "Оборудование торговли" и "Организация и технология торговли", а также статистические данные ОДО  «Стройматериалы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ МАГАЗИНОВ

1.1 Требования,  предъявленные к  устройству и оформлению магазинов

В соответствии с действующими нормативными правилами  на всех предприятиях розничной торговли должны выполняться санитарно-гигиенические  требования, требования противопожарной безопасности, электро- и взрывобезопасности, экологической безопасности.

Магазины должны иметь удобные подъездные пути и  пешеходные дорожки ко входу, а прилегающая  территория — освещаться в ночное время.

На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м.[8, с. 37]

Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску. Вывеска магазина должна включать фирменный блок (эмблему, знак), текстовое его название, соответствующее типу магазина, информацию о принадлежности магазина. Витрины магазина должны быть оформлены таким образом, чтобы привлечь внимание покупателя, представить ему срез ассортимента магазина, обеспечить просмотр торгового зала через них. Важным элементом оформления экстерьера магазина является планировка прилегающей к нему территории.

Художественные  качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решаемых задач:

-создание оптимальных  пропорций здания, его архитектурного  облика;

-рациональное  размещение оборудования, использование  рекламных средств, отделочных материалов;

-цветовое и  световое решение.

Внутримагазинная  реклама содержит указатели размещения товарных отделов, знаки-символы входа-выхода, узлов расчета, информацию о товарах, дополнительных услугах, правилах отбора и расчета.

Войдя в торговый зал, покупатель должен получить максимальную информацию о размещении товаров и выбрать наиболее рациональный маршрут своего движения.

Внутримагазинная  реклама призвана побуждать покупателя к приобретению товара, совершению импульсных покупок. Для композиционной выразительности используются фризы, различные планшеты, специальные стенды, графические символы, шрифты, декоративные элементы.[4, с. 187]

В помещении  предприятия следует разместить информацию о государственной регистрации  предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.

В строящихся и  реконструируемых магазинах при  расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие  пассажирских лифтов или эскалаторов.

Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателю удобство выбора и приобретения товаров (табл. 1.1).

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов

Расположение  проходов

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,3

Между параллельно  расположенными островными горками

1,4

Между островными горками и пристенным охлаждаемым  оборудованием

1,6

Между кассовыми  кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми  кабинами и торцами островных  горок

2,0

Между прилавком  и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2


Источник: [6, с.302]

При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

В непродовольственных  магазинах торговой площадью 2500 м2 и  более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей.

Магазины размещают  в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях.

Размещение  магазинов в первых этажах жилых  домов затрудняет рациональную организацию  торгового и технологического процессов. Поскольку планировка первого этажа жилого дома подчинена планировке квартир, помещения магазинов имеют глубину не более 12 м и к тому же разделены лестничными клетками. Кроме того, магазины, размещенные в первых этажах жилых домов, создают большое неудобство для населения.

Несколько лучшие условия для организации торгового и технологического процессов имеют встроено-пристроенные магазины.

Однако наилучшие  условия для организации торговли обеспечиваются при размещении магазинов в отдельно стоящих зданиях.  
Здесь создаются реальные возможности для подчинения устройства и планировки всех помещений требованиям рациональной организации торгового процесса. Примером таких магазинов служат универсальные продовольственные магазины типа «Универсам», строительство которых осуществляется в основном по типовым проектам. Строительство отдельно стоящих зданий является перспективным направлением развития сети магазинов.[8, с.56]

Информация о работе Внутренняя планировка магазина и ее эффективность