Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 177.46 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА  И ГОСТЕПРИИМСТВА

(г. Москва) (филиал) РГУТиС

 

Кафедра «Туризма»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Маркетинг территорий»

на тему: «Влияние туризма  и рекреации на региональное развитие

Владимирской области»

 

 

Выполнила  Шашина Наталья Андреевна

Группа   ТТЗ-6

Проверил  д.э.н., проф. Джанджугазова Елена Александровна

Оценка _______________

Подпись руководителя ______________

 

 

 

 

 

 

Москва

2012г.

Содержание

 

Введение            3

  1. Теоретическая часть

1.1.  Основные тенденции  развития туризма, исследование  проблем 

влияния туризма как вида экономической деятельности на

региональное развитие         6

    1. Особенности экономического и социального туризма, 

понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»

    1. Методология оценки туристского влияния, особенности

 казуальной методологии

    1. Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного

эффекта в туризме, особенности  применения мультипликаторов

  1. Практическая часть
    1. PEST анализ
    2. SWOT-анализ
    3. Анализ конкурентоспособности территорий

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы выбрана «Влияние туризма и рекреации  на региональное развитие Владимирской области», так как территория Владимирской области имеет древнюю и богатую  историю и наиболее продвинута в  отношении туризма, но имеет ряд  проблем развития в этой сфере, что  отрицательно сказывается и на общее  региональное развитие.

Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется  постепенным выходом из затянувшегося  кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов,  самим искать источники финансирования,  опираясь на местные ресурсы Владимирской области.

Одним из важнейших конкурентных преимуществ Владимирской области является сфера туризма и рекреации. В ходе проведенных работ специалисты  выделели следующие факторы, сдерживающие развитие туризма и рекреации:

- недостаточно развитая  туристическая инфраструктура, значительный  моральный и физический износ  существующей материальной базы, малое количество комфортабельных  средств размещения, дефицит гостиничного  фонда эконом-класса;

- слабый поток инвестиций  в туристскую сферу, особенно  ресурсов малого и среднего  бизнеса; 

-  формирующийся спрос  на туристические услуги в  области опережает темпы развития  сектора,  который представлен  узким ассортиментом предложений,  недостаточно развитой материально-технической  базой, низким уровнем обеспечения  информационными технологиями в  особенности для делового туризма; 

- дисбаланс в распределении  туристического потока между  городами "Малого Золотого кольца";

- отсутствие комплексной  системы информационно-рекламных  ресурсов для информирования  потенциальных потребителей об  услугах; 

- не в полной мере  реализован потенциал развития  лечебно-оздоровительного, делового, интенсивного  туризма, хотя такие специализированные  виды отдыха пользуются спросом.

Основными целями работы являются:

- получить научное  представление о «регионе», «территориальном туристском комплексе», «туристском регионе» и социально- экономической роли туризма в региональном развитии;

- ознакомиться с теоретическими основами территориального маркетинга, основными тенденциями и направлениями развития маркетинговых исследований в регионе, особенностями регионального маркетинга, спецификами комплекса маркетинга туристских территорий, основными направлениями территориального туристского маркетинга;

- овладеть способностью применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Для достижения данных целей  решаются задачи:

- Овладение теоретическими знаниями в области современного маркетинга территорий с учётом передового отечественного и зарубежного опыта;

- Знакомство с работами современных ученых и специалистов в области регионального маркетинга;

-  Показать важность и практическую значимость туристской территории как объекта продвижения;

- Дать представление об особенностях маркетинговой деятельности в регионе;

- Показать влияние туризма на региональное развитие;

- Рассмотреть основные методы оценки влияния туризма на региональное развитие;

- Продемонстрировать необходимость формирования и продвижения регионального туристского продукта;

Актуальность темы подтверждается тем, что Владимирская область обладает высоким ресурсным потенциалом  для развития туристко-рекреационной сферы.  В области сформирована увлекательная и исторически ценная культурная программа, состоящая из музейных комплексов и памятников культуры.

В теоретической части  курсовой работы будут рассмотрены  основные тенденции развития туризма, освещено исследование проблем влияния  туризма как вида экономической  деятельности на региональное развитие Владимирской области. Даны определения  «прямого эффекта» и «косвенного  эффекта», особенности экономического и социального туризма. Рассмотрена  методология оценки туристского  влияния, особенности казуальной методологии. Будут разобраны понятия и  значения мультипликатора и мультипликативного эффекта в туризме, особенности  применения мультипликаторов. В практической части будет произведен PEST анализ, SWOT-анализ и анализ конкурентоспособности  территорий Владимирской области.

Для написания курсовой работы будут использованы не только периодические  издания, научно-исследовательская  и специальная литература по туризму, но и ресурсы сети Интернет, в  которых размещены данные, еще  не попавшие в печатные издания. Ссылки на размещение статей Интернет источников также приведены в библиографическом  списке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть.
    1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем

влияния туризма  как вида экономической деятельности на

региональное  развитие

 

В современных условиях туризм в рамках экономики различных  регионов России начинает играть все  более заметную роль. Однако далеко не все регионы способны обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма  на своей территории. Одной из основных причин возникновения проблем в  развитии регионального туризма  является, на наш взгляд, несовершенство региональной системы управления туризмом. В данной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся влияния туризма  на региональную экономику, а также  предложен ряд мер по совершенствованию  системы управления туризмом на региональном уровне.

В настоящее время туризм оказывает серьезное влияние  на экономику многих регионов России. Значительная роль туризма в хозяйственных  процессах на региональном уровне связана  с самим характером туристкой  деятельности, которая включает в  себя множество элементов. К числу  основных составляющих (элементов) туризма  как большой экономической системы  можно отнести производство туристских услуг, формирование, реализацию и потребление  туристского продукта. Потребление  туристского продукта совершается  конечными потребителями (туристами), а его производство, формирование и реализация осуществляются в рамках туристской индустрии – межотраслевого комплекса организаций по производству товаров и услуг для туризма, в состав которого входят следующие  хозяйствующие субъекты [   ]:

- организации-производители  туристских услуг (санатории,  лечебницы, базы отдыха, здравницы  и др.);

- организации-туроператоры, то есть фирмы по разработке  и реализации туристского продукта  преимущественно на оптовой основе;

- организации-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

- специализированные организации,  предоставляющие услуги по размещению (отели, мотели, пансионаты, гостиницы  и др.);

- специализированные предприятия  общественного питания (рестораны,  бары, кафе, столовые и т.д.);

- специализированные транспортные  предприятия (авиационные, автомобильные,  железнодорожные, предприятия морского  и речного транспорта и др.);

- организации сферы досуга (киноконцертные залы, развлекательные  центры и т.п.);

- рекламно-информационные  туристские учреждения (рекламные  агентства и бюро, информационно-туристские  центры и т.д.);

- торговые организации,  специализирующиеся на туристских  товарах.

Влияние туризма на региональное развитие непосредственно происходит через рост производства туристического продукта, привлечение личных сбережений туристов (в случае с иностранными туристами – в валюте), создание активного регионального потребительского рынка и рост инвестиционной привлекательности  местной туристической индустрии [   ].

Рост производства и продаж туристического продукта приводит к  созданию новых объектов туристической  индустрии (прежде всего отелей, предприятий  общественного питания, досуга и  развлечений), модернизации и повышению  эффективности производства существующих объектов туристической инфраструктуры и супраструктуры (транспортных узлов, коммунальных служб, медицины и здравоохранения). Увеличение количества предприятий местной туристской индустрии требует увеличения количества занятых в сфере туризма людей, поскольку повышение качества предоставляемых туристических услуг невозможно без привлечения все большего числа квалифицированных работников. Рост числа туристских прибытий, как и повышение прибыльности туристского бизнеса в регионе делают экономически выгодными не только мероприятия по улучшению состояния широко известных туристских ресурсов, но и деятельность, ориентированную на поиск и популяризацию альтернативных объектов показа, что и увеличивает пропускную способность туристских ресурсов региона, и отвечает интересам местного населения одновременно.

Обязательным следствием развития туризма в регионе является привлечение сбережений прибывающих  туристов, вызванное необходимостью совершения ими расходов во время  отдыха. Во время туристской поездки  человек тратит гораздо больше денег, чем в повседневной жизни и  склонен к демонстративному потреблению, поэтому туризм способен обеспечить местный рынок дополнительными  валютными средствами, улучшить платежный  баланс региона. Воздействие туризма  на экономику региона, связанное  с ростом количества привлекаемых в  нее сбережений приезжающих туристов, определяется силой туристского  мультипликатора, то есть коэффициента, отражающего доходы региона в  зависимости от расходов туристов. Для повышения мультипликативного эффекта туризма в регионе  требуются следующие условия:

- рост уровня развития  туристской инфраструктуры;

- поддержание состояния  туристских ресурсов;

- развитый рынок и экономика  региона;

- наличие импортозамещающих  товаров (предметы первой необходимости,  продовольствие, туристские товары  и т.д.);

- политика местных властей,  ориентированная на стимулирование  расходов туристов во время  поездки [   ].

Рост популярности туристского  региона, повышение привлекательности  туристских ресурсов и уровня качества регионального турпродукта превращают туристскую инфраструктуру региона в весьма привлекательный объект для инвестирования. Рост инвестиций (в том числе и иностранных) в региональную туристскую индустрию посредством создания новых предприятий и покупки уже существующего бизнеса ведет не только к повышению ее рентабельности и уровня качества производимых туристских услуг, но и к популяризации туристского региона в регионе или стране инвестора. Туризм также приводит к резкой активизации потребительского спроса в регионе за счет увеличения количества платежеспособных потребителей. Вызванный притоком туристов подъем потребительского рынка стимулирует производство предприятий туристской индустрии, привлекает новых участников на рынок, создает условия для появления и развития ранее нерентабельных видов коммерческой деятельности (например, производство и продажа сувениров).

Таким образом, можно утверждать, что развитие туризма вызывает рост благосостояния населения региона  путем:

- увеличения количества  предприятий туристской индустрии  и общего повышения рентабельности  их работы;

- увеличения занятости  населения и доходности работы  в туризме;

- улучшения условий жизни  за счет растущей заботы о  туристских ресурсах (а, следовательно,  и об экологии, безопасности туристов  и местных жителей) и социальной  инфраструктуре;

Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области