Бенчмаркинг и развитие конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

Бенчмаркинг - это не только передовая технология конкурентного анализа. Это, во-первых, концепция, предполагающая развитие у компании стремления к непрерывному совершенствованию, и во-вторых - сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике. Благодаря конкурентному бенчмаркингу на рынке постоянно появляются новые марки товаров, виды услуг и инновационные идеи, поэтому изучение теоретических и практических аспектов бенчмаркинга является целесообразным.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы бенчмаркинга 4
1.1 Возникновение и сущность бенчмаркинга 4
1.2 Виды и функции бенчмаркинга 6
1.3 Основные этапы процесса бенчмаркинга 8
2 Практические аспекты применения инструментария бенчмаркинга на современном предприятии (на примере ЗАО «Белый Ангел») 11
2.1 Краткая характеристика и маркетинговая среда предприятия 11
2.2 Анализ и сравнение конкурентных преимуществ на рынке г. Томска 15
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия 24
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг Курсовая Бенчмакинг.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт 

ИСГТ

Направление

Менеджмент

Кафедра

Инженерного предпринимательства


 

 

 

Курсовая работа

«Бенчмаркинг и развитие конкурентных преимуществ»

 

 

Выполнил:

     

студент группы:

14А01

(Подпись)

(дата)

Брынских Е.А.

       

Проверил:

     

Доцент

кафедры инженерного  предпринимательства

 

(подпись)

(дата)

Краковецкая И.В.




 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

 

Оглавление

 

 

Введение

Бенчмаркинг – это подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.

Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга доктор Р.К. Кэмп считает: «Бенчмаркинг - это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях». Исполнительный директор компании Allied-Signal Л. Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компании лучших приемов, привнесенных в нее извне [13].

Наиболее полное определение  бенчмаркинга дал профессор Норвежского  университета науки и технологии Б. Андерсен: «Бенчмаркинг - это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы»[7].

Большинство специалистов придерживается мнения, что бенчмаркинг - это изучение и внедрение методов  управления других, успешно работающих при их помощи организаций путем  сравнения с ними после выявления  слабых, сторон своей организации.

Ключевыми словами в этих определениях являются «сравнение» и «эталон». Причем сравнение может и должно производиться не только с другими организациями, но и внутри данной организации с лучшими подразделениями, службами, у процессами и т.п., что позволяет считать бенчмаркинг методом непрерывного совершенствования деятельности любого вида и уровня путем эталонного сравнения. При этом эталон как условная планка не может оставаться постоянным, он должен соответствовать изменению внешних условий и возможностям предприятия.

Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности  бизнеса:

    • предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании;
    • выясняет уровень организации по сравнению с лучшими компаниями в мире;
    • ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения.[21]

Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например:

    • бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы ситуации в логистических системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке;
    • бенчмаркинг применяется при разработке стратегий, операций и управленческих функций;
    • бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке;
    • наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг.[4]

Таким образом, бенчмаркинг - это не только передовая технология конкурентного анализа. Это, во-первых, концепция, предполагающая развитие у компании стремления к непрерывному совершенствованию, и во-вторых - сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике. Благодаря конкурентному бенчмаркингу на рынке постоянно появляются новые марки товаров, виды услуг и инновационные идеи, поэтому изучение теоретических и практических аспектов бенчмаркинга является целесообразным.

1 Теоретические основы бенчмаркинга

Бенчмаркинг — постоянно  изменяющаяся концепция, которая признает, что относительная значимость тех или иных процессов может меняться со временем, по мере изменения самого бизнеса. Например, компания розничной торговли, которая переключилась с продаж через магазины на интернет-продажи, перестала заботиться об удобных парковках для машин покупателей и сосредоточилась на развитии собственного парка автофургонов для доставки товаров. Соответственно, изменились и ее приоритеты в отношении бенчмаркинга для этих видов деятельности.[9]

Процесс бенчмаркинга подразумевает, что компании готовы выложить результаты своих статистических измерений и оценок в некое общедоступное место, где другие компании могут использовать их для сравнения. Обычно это происходит с помощью третьих сторон, которые сортируют такие данные, а затем делают их достоянием гласности, в то же время не раскрывая название и другие идентификационные сведения о компании, предоставившей эти данные. Сами компании при этом, конечно, могут узнать свои собственные данные и определяют, какое место в общем «неофициальном» рейтинге они занимают.

    1. Возникновение и сущность  бенчмаркинга

Бенчмаркинг, в том  виде, в котором он нам известен сегодня, был разработан в США  в 70-х годах, но его основные концепции  были известны значительно раньше. Исследования научных методов организации  труда проводил еще Фредерик Тэйлор в конце XIX века, которые так же могут считаться основами концепции бенчмаркинга.

В начале 1980-х годов  подразделение компании Xerox, занятое дистрибьюцией, столкнулось с низкой эффективностью выполнения складских функций. Xerox целенаправленно изучил практику организации складских работ в различных компаниях и остановился на компании L.L.Bean, в которой складские операции выполнялись весьма эффективно с использованием передовых информационных технологий. Параметры складируемых единиц хранения у этих двух компаний были схожими, что давало основание применить в Xerox опыт организации складской деятельности L.L.Bean.

Главным преимуществом L.L.Bean было то, что она на основе безбумажной  технологии организовала выполнение всех складских операций в автоматизированном режиме и на этой основе добилась значительного снижения затрат. Реализация тех же подходов и использование аналогичных информационных технологий позволили Xerox существенно повысить эффективность складских операций. Интересен этот пример, прежде всего тем, что Xerox самостоятельно организовал изучение опыта других компаний, выбрал из них наиболее приемлемый, вычленил основные факторы, позволившие L.L.Bean достичь значительных показателей в своей деятельности, а затем с успехом внедрил успешный опыт L.L.Bean в собственную практику. [27]

Термин «бенчмаркинг»  произошел от английского слова benchmark (bench- место, to mark- отметить), представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего  своих конкурентов, с целью использования и положительного опыта в своей работе. Бенчмаркинг включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать и организовывать использование всех положительных достоинств чужого опыта в своей работе.

Бенчмаркинг представляет собой искусство выявлять то, что другие фирмы делают лучше, а также изучение их методов работы. Может показаться, что речь идет о банальном шпионаже, однако все, о чем будет говориться, соответствует этике ведения бизнеса. В основу бенчмаркинга положена идея сравнения деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Практика показывает, что грамотное использование опыта конкурентов и успешных компаний позволяет сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности вашей организации.

Бенчмаркинг - это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов, сравнение компании с созданной  эталонной моделью собственного бизнеса. Бенчмаркинг позволяет  выявлять и использовать в своем  бизнесе то, что другие делают лучше.[23]

Бенчмаркинг есть систематический  процесс выявления лучших организаций  и оценки их продукции и методов  производства с целью использования  передового опыта этих организаций. Бенчмаркинг - термин, который первоначально  использовался землеустроителями для обозначения степени возвышения. В управлении бенчмаркинг нацелен на выявление и использование лучшего опыта в производстве товаров и услуг.

В Соединенных Штатах Америки и в Японии бенчмаркинг  стал общепринятым и утвердившимся инструментом оценки, и получает все большее распространение и в Европе. К примеру, компания Siemens, немецкий производитель электротехнических и электронных товаров, интенсивно применяла бенчмаркинг, сравнивая свои показатели с показателями конкурентов и компаний из других сфер бизнеса (таких, как компании розничной торговли), желая получить четкие представления о том, как усовершенствовать свои непроизводственные сферы деятельности, например систему продаж и сервисное обслуживание заказчиков.

В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации.

Основные цели бенчмаркинга:

  • Повышение доходности и эффективности.
  • Ускорение процесса изменений и управление им.
  • Постановка гибких целей.
  • Осуществление прорыва в области инноваций.
  • Создание духа постоянной боевой готовности компании.
  • Преодоление самодовольства организации.
  • Расширение ее кругозора.
  • Осознание достижений мирового класса.
  • Принятие более обоснованных решений.[19]

Итак, цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность  успеха предпринимательства. Ядром  бенчмаркинга является поиск наилучших стандартов ведения бизнеса для использования организацией-исследователем. Он концентрируется не на простом измерении и сравнении достижений, а на том, как можно улучшить любой заданный процесс путем применения передовых подходов.

Бенчмаркинг предполагает, что компания должна быть достаточно скромной для того, чтобы принять, что кто-то другой может быть в чем-то лучше, и достаточно мудрой для того, чтобы пытаться узнать, как догнать и даже превзойти чужие достижения. Бенчмаркинг отражает постоянные усилия организации по совершенствованию и помогает объединить разрозненные улучшения в единую систему управления изменениями.

    1. Виды и функции бенчмаркинга

Функции бенчмаркинга представляют собой сущность в действии. Функции  бенчмаркинга – это, прежде всего товарная политика, ценообразование, коммуникация, сбыт и продажа.

Товарная политика. Она определяет тип товара, а точнее - какую проблему клиента он будет решать. Решение этой проблемы неразрывно с определением сегментов рынка, на которых действует фирма, чьи потребности она собирается удовлетворять. Другая важнейшая проблема - нахождение, достижение и поддержание оптимального уровня качества, т.е. уровня на котором будет удовлетворяться потребность. Еще одна проблема - оптимизация ассортимента, определение нужной степени разнообразия вариантов предлагаемых товаров, выбор скорости обновления ассортимента. В рамках товарной политики решается и проблема сервиса в тех случаях, когда он необходим для полноценного и рационального потребления товара.

Особенно злободневными вопросами товарной политики в России представляются вопросы сертификации продукции и практического осуществления прав потребителей в отношении качества товаров, структурной перестройки ассортимента продвигаемой на рынок продукции - прежде всего в пользу высококачественной наукоемкой продукции, а также услуг.

Ценообразование. В осуществлении этой функции одна из наиболее трудных проблем - определение оптимальной цены на новый товар. Оно осуществляется чаще всего экспериментальным путем. Здесь главные инструменты - наценки и скидки. Сложные проблемы как экономического, так и психологического характера возникают и решаются с учетом восприятия рынком ценовой динамики.

Политика ценообразования  на российском рынке испытывает сложное  влияние со стороны ряда факторов, в том числе нетрадиционных для развитых рынков, важнейшие среди которых - инфляция, отставания от нее темпов роста заработной платы и т.д.

Информация о работе Бенчмаркинг и развитие конкурентных преимуществ