Базовые подходы к планированию деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Методы маркетинговой деятельности (см. рис. 1) заключаются в том, что проводятся: анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
-анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а ткже их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3
1 Стратегический маркетинг общие определения и сведения….……………...…..5
1.1 Роль стратегического маркетинга……………………………………..………5
1.2 Концепции и функции стратегического маркетинга………………………...8
1.3 Основные понятия маркетинговых стратегий и схема их разработки .........15 2.Базовые подходы к планированию деятельности предприятия…………….........18
2.1 Планирование как инструмент управления предприятием…………….…..18
2.2. Виды планирования деятельности предприятия…………………………...21
Заключение………………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 189.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2. Виды планирования деятельности предприятия

На практике применяется  стратегическое, долгосрочное, краткосрочное  и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов.

Модель процесса стратегического  планирования представлена на схеме  2.

Стратегическое планирование - видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике  и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей  и средств достижения этого нового состояния. Речь идет о формах и методах  выполнения принятых стратегических решений  на основе их увязки друг с другом, соответствующего ресурсного обеспечения и выбора оптимальных способов их реализации, рассчитанных на длительный период времени. Из изложенного следует, что стратегическое планирование - организационная система методов реализации стратегических решений на предприятии. Оно характеризуется, во-первых, тем, что по сроку своего действия оно носит "обозримый" характер, во-вторых, предметом его планирования являются основные базисные процессы развития предприятия, направленные на наращивание его социально-экономического потенциала.  Обозримый характер стратегического планирования обусловливается как развитием внешней среды, так и наступлением каких-то внутренних событий, которые существенно меняют стратегическую обстановку функционирования предприятия.

  • конкуренция, присущая рыночной системе хозяйствования, обусловливающая необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достигается путем принятия стратегических установок развития предприятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определением путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост;
  • динамичное развитие научно-технического прогресса, приводящее к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия. Оно требует предвидеть его результаты и заблаговременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия.

Таким образом, можно сказать, что стратегическое планирование - это средство реализации стратегии  предприятия, оно направлено на поиск  необходимых ресурсов и путей  по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это  увязка целей и ресурсов по их достижению.

Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства  предприятия. Продолжительность планового  периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и  прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в  науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых  видов продуктов и услуг и  т.д.

На базе стратегического  планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его  конкретным выражением являются планы  развития от 1 до 3 лет. Их особенность  состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов - каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали происходящие изменения  в среде (экономика, политика, техника, конкуренция и т.д.) и в результате повышалась бы действенность составляемых планов.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия  и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом  являются краткосрочные планы (как  правило, на год) с учетом и текущих  тенденций спроса и предложения. В них показатели устанавливаются  на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются  жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения  ситуации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них  увязываются задачи различных служб  предприятия. Но более тесная координация  различных служб предприятия  имеет место в календарном  планировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием  конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Таким образом, основной задачей  планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших  функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, мы видим, что стратегический маркетинг - это прежде всего анализ прогнозируемых потребностей физических лиц и организаций. С точки зрения маркетинга покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблемы и потребностей, которую может обеспечить товар.

Практика подтверждает правильность тезиса о том, что стратегический подход к маркетингу сегодня необходим  для быстрой адаптации предприятия  в условиях насыщенных рынков, предъявляющих  спрос на высокодифференцированные товары, и усилившейся неценовой  конкуренции, формирующей соответствующие  спрос и товарное предложение  на рынках. Ценность стратегического  маркетинга для предприятия состоит  в том, что он акцентирует внимание на ключевых, долговременных факторах его успеха, концентрируя усилия на выработке наиболее важных для него долгосрочных ориентиров, связанных, прежде всего, с принятием стратегических решений.

Роль стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические  возможности, т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности.

Отсюда следует вывод, что стратегический маркетинг в структуре фирмы  играет значительную роль, так как  указывает фирме на такие возможности, которые обеспечивают потенциал  для ее роста и рентабельности. Как всякое стратегическое направление, стратегический маркетинг имеет  среднесрочные и долгосрочные планы. И в первую очередь он осуществляет анализ прогнозируемых потребностей потенциальных  покупателей.

Опыт многих преуспевающих  компаний промышленно развитых стран  показывает, что в условиях рынка  с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии  развития предприятия. И в самом  деле, если стратегия предприятия  является принципиальной установкой его  развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.

Таким образом, основной задачей  стратегического маркетинга и планирования является получение максимальной прибыли  как результата деятельности и осуществления  его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций  и другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 382 с.
  2. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – 3-е изд., - М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1999 г. – 416,640 с.
  3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М., 1995
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление / Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296с.
  5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: "ДИС", 1999.
  6. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 496с.
  7. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.
  8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Изд-во "Питер", 1999.
  9. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
  10. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского.-СПб. : Наука, 1996. -  589 с.
  11. http://www.marketing.spb.ru/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Базовые подходы к планированию деятельности предприятия