Анализ состояния и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Горецкое РайПО – современное, эффективное торговое предприятие, крупнейший поставщик продовольственных и непродовольственных товаров и услуг на региональный рынок.
Целью деятельности Горецкое РайПО является обеспечение, прежде всего, населения г. Орша продуктами питания. Предприятие имеет все условия для производства и реализации качественной, конкурентоспособной продукции и стабильно удерживает занятую на рынке долю.
Так как в своем регионе Горецкое РайПО является монополистом в реализации товаров и услуг, то предприятию целесообразно применять агрессивную стратегию наращивания доли рынка и сохранения лидирующих позиций, а для этого – повышать конкурентоспособность продукции и проводить грамотную ассортиментную политику. Кроме того, следует уделить внимание развитию отрасли предоставления услуг населению, ведь это тоже достаточно перспективная отрасль.
При разработке стратегической программы развития Горецкое РайПО была определена миссия предприятия, которая является ориентиром для постановки целей и задач его деятельности, а также сформулированы предложения по их достижению.
Разработанная стратегия позволит предприятию ориентировать работу на прогнозируемые потребности, учитывать разнообразие потребностей и, следовательно, диверсифицировать свои предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчесская работа по стратег-му мар-гу.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

 

Экономическая интеграция создает новые перспективы для деятельности предприятия, способствует созданию новых рынков сбыта и налаживанию контактов с иностранными поставщиками и посредниками.

Политическая и правовая ситуация характеризуется неблагоприятными воздействиями на предприятие. Необходимо снизить влияние государства на деятельность предприятия, а также снизить контроль государства в области ценообразования.

 

 

Демографическое окружение. Демография — наука, изучающая население с точки зрения численности и плотности размещения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.

Мировой демографический взрыв. Народонаселение растет «взрывными» темпами. В последние 20 лет оно увеличивается на 2% ежегодно. При таких темпах роста к 2010 году население мира составит 10 млрд. человек. Демографический взрыв вызывает беспокойство во всем мире, поскольку ресурсов планеты может не хватить для поддержания высокого уровня жизни. Рост численности населения идет наиболее высокими темпами в наименее развитых странах, которые меньше всего могут себе это позволить.

Рост численности населения сопровождается ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. Это означает рост рынков.

Падение рождаемости — угроза для одних сфер деятельности и преимущество для других. Оно лишило перспектив некоторые предприятия, например те, которые выпускают детские игрушки, одежду и мебель, продукты для детского питания. Одновременно образовательные организации, предприятия индустрии развлечений получили от этого выгоды, так как у молодых пар стало больше свободного времени.

Старение населения. Несмотря на рост смертности, сокращение рождаемости в стране превалирует. Поэтому средний возраст жителей в настоящее время растет. Численность различных возрастных групп населения меняется разными темпами, поэтому емкость рынка товаров и услуг для них тоже меняется по-разному.

Миграция населения. В 90-х годах резко возросли миграция и подвижность населения в различных странах мира. Миграция населения обуславливает дополнительную изменчивость потребительского рынка.

В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демографические тенденции служат исключительно надежными факторами развития. По основным демографическим тенденциям можно судить, какое значение каждая из них будет иметь для конкретной фирмы.

Не смотря на мировые тенденции, в последующие 10 – 20 лет в Республике Беларусь мы можем рассчитывать на стабилизацию численности населения в результате увеличения рождаемости и миграции в страну, а также рост городского населения. В связи с важностью демографических факторов для предприятия, построена таблица 3.4.

 

Таблица 3.4. Демографические изменения.

 

На какие изменения мы можем рассчитывать в последующие 10-20 лет?

                        стабилизация численности населения в результате увеличения рождаемости;

                        изменение возрастной структуры в результате миграции молодого населения;

                        рост городского населения.

 

 

Продолжение таблицы 3.4. 


Как мы можем использовать возникающие в связи с этими изменениями возможности?

            Рост городского населения вызовет необходимость увеличения объемов продаж сельскохозяйственной продукции;

            Изменение возрастной структуры населения приведет к усилению роли социально-значимых товаров и услуг;

            Рост рождаемости вызовет необходимость реализации предприятием торговли продуктов детского питания.

Какие проблемы для вашего бизнеса могут возникнуть вследствие грядущих демографических изменений?

            Повышение требований потребителей к качеству продукции и обслуживанию;

            Появление конкурентов;

            Необходимость углубления ассортимента товаров и услуг.

Ваше представление о возникающих вследствие демографических изменений новых целевых группах?

Это сегмент рынка, более требовательный к качеству продукции и к качеству обслуживания в торговых точках, с одной стороны. А с другой стороны – необходимость только в социально-значимых товарах и услугах.

 

В связи с изменением структуры населения возникают новые целевые группы, новая структура потребностей, новые возможности, что играет важную роль в торговле, особенно в сфере товаров широкого потребления.

Демографические изменения внушают определенные опасения. Наблюдается тенденция в увеличении людей пенсионного возраста. Эти люди употребляют традиционные продукты питания и стараются обойтись без услуг сторонних организаций. Они консервативно относятся к товарам новинкам, в отличие от людей молодого возраста.

Но на данном региональном рынке благодаря миграции молодого населения, существует и более перспективная для нашего бизнеса целевая группа, которая и позволит нам развиваться.


4.  Конкуренты Горецкое РайПО

 

На рынке г. Горки действует большое число торговых магазинов, что, безусловно, порождает соперничество между ними за более выгодные условия производства и сбыта товаров, то есть конкуренцию. Цель стратегии фирмы – превзойти конкурентов на данном рынке. Для этого необходимо использовать то, в чем фирма превосходит конкурентов.

Следующим этапом стратегического планирования является анализ конкурентной ситуации на рынке и последующая оценка природы и степени конкурентных преимуществ, которыми обладают действующие на рынке соперники. Учет своих специфических сильных и слабых сторон по сравнению с наиболее опасными конкурентами может внести коррективы в оценку, которую дает фирма привлекательности того или иного рынка. Поэтому цель анализа конкурентоспособности состоит в том, чтобы установить, какого преимущества можно добиться фирме и оценить в какой степени это преимущество может защитить в конкретной конкурентной ситуации.

На региональном рынке товары и услуги предоставляются населению через торговую сеть Горецкого РайПО и магазины индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день конкурентная ситуация на рынке товаров и услуг складывается так, что предприятие является монополистом в реализации продовольственных и непродовольственных товаров и услуг на региональном рынке. Наиболее значимыми конкурентами для Горецкого РайПО являются магазины «Студенческий» и «Перекресток», расположенные в академии и в центре города, (соответственно). Это торговые точки индивидуальных предпринимателей не имеющих сети магазинов.

Преимущество конкурентов заключается в качестве обслуживания. Недостатком – более высокие цены по сравнению с РайПО. Место расположение по своим характеристикам – практически аналогично.

Конкурентную ситуацию Горецкого РайПО поможет представить таблица 4.1.

 

Таблица 4.1. Конкурентная ситуация.

 

Как можно кратко описать конкретную ситуацию на данном рынке?

Предприятие является розничным монополистом товаров и услуг на региональном рынке. Единственными конкурентами для являются индивидуальные предприниматели с преимуществом в качестве обслуживания, но с более высокими ценами.

На какой ступени развития находится ваш рынок?

Становление.

На сколько спрос на этом рынке зависит от цены?

Не в очень большой степени.

Какие из предложенных стратегий вы предпочтете использовать для вашей фирмы?

Полное удовлетворение рыночного спроса.

 

 

Что касается степени развития национального рынка товаров и услуг, то пока он находится на стадии становления. Спрос на данном рынке не в очень большой степени зависит от цены, так как продукты питания – необходимы всем нам и ничем не заменимы и спрос на них есть всегда Поэтому деятельность предприятия должна быть направлена на полное удовлетворение рыночного спроса.

Итак, Горецкое РайПО имеет большое число конкурентов в лице индивидуальных предпринимателей. Конкуренты предлагают продукцию по более высоким, при этом выигрывая за счет хорошего внешнего вида магазинов.

Проанализировать деятельность конкурентов поможет таблица 4.2.

 

Таблица 4.2. Анализ деятельности конкурентов.

 

Сколько у вас конкурентов на вашем рынке?

более 5

Кто является вашим основным конкурентом?

- продовольственный магазин «Студенческий»;

- продовольственный магазин «Перекресток»

Какие особые услуги предлагают ваши конкуренты потребителям (повышенное качество, очень низкие цены, возможность предварительного заказа и т.д.)

Конкуренты предлагают продукцию по более высоким ценам, цен, при этом выигрывая за счет хорошего внешнего вида магазинов и более широким ассортиментом некоторых товаров.

В чем наиболее слабое место ваших конкурентов?

- сосредоточенность в отдельных точках города;

- отсутствие торговой сети;

- отсутствие производства;

- отсутствие предложения спектра услуг;

- более высокие цены.

 

Очень важно определить сильные и слабые места конкурентов (таблица 4.3. и 4.3.), чтобы затем использовать эту информацию в собственных целях и маркетинговой деятельности. Произведем оценку  сильных и слабых сторон конкурентов по таким показателям, как:

            ассортимент продукции и ее качество;

            организация и каналы сбыта;

            применение инструментов маркетинга;

            производственный потенциал;

            потенциал роста производительности;

            обеспечение сырьем;

            месторасположение;

            система управления;

            внутренний облик и внешний имидж конкурента.

 

 

Таблица 4.3. Сильные и слабые стороны продовольственного магазина «Студенческий».

 

Продукт и производство (ассортимент, качество)

Конкурент реализует достаточно широкий ассортимент продуктов питания.

Организация и каналы сбыта

Сбыт продукции осуществляется через магазин, расположенный в г. Горки, в районе академии.

Применение инструментов маркетинга

Конкурент имеет ярко выраженный фирменный стиль и осуществляет стимулирование продаж путем предоставления сопутствующих услуг.

Производственный потенциал (ноу-хау)

- терминал;

- инфо-киоск.

Потенциал роста производительности

Имеет место увеличение объемов продаж и расширение ассортимента продукции.

Обеспечение энергией и сырьем

Конкурент осуществляет бесперебойное обеспечение продукцией.

Местоположение

Г. Горки, Могилевской области.

Система управления и качество руководящих кадров

Предприятие имеет примитивную систему управления в пределах небольшой коммерческой организации.

Внутренний облик и внешний имидж, культура производства

Конкурент – индивидуальный предприниматель, осуществляющее поставку на региональный рынок продуктов питания по более высоким ценам.

 

Таблица 4.4. Сильные и слабые стороны продовольственного магазина «Перекресток».

 

Продукт и производство (ассортимент, качество)

Конкурент реализует достаточно широкий ассортимент продуктов питания.

Организация и каналы сбыта

Сбыт продукции осуществляется через 2 магазина, расположенных в центре г. Горки.

Применение инструментов маркетинга

Конкурент имеет ярко выраженный фирменный стиль и осуществляет стимулирование продаж путем предоставления сопутствующих услуг.

Производственный потенциал (ноу-хау)

- терминал.

Потенциал роста производительности

Имеет место увеличение объемов продаж, числа торговых точек и ассортимента продукции.

Обеспечение энергией и сырьем

Конкурент осуществляет бесперебойное обеспечение продукцией.

Продолжение таблицы 4.4. 

Местоположение

Г. Горки, Могилевской области.

Система управления и качество руководящих кадров

Предприятие имеет примитивную систему управления в пределах небольшой сети магазинов.

Информация о работе Анализ состояния и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособност