Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров г. Зеленогорска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:27, курсовая работа

Краткое описание

Отправным пунктом понимания поведения покупателей может послужить модель маркетинговых стимулов и ответной реакции покупателей (рис. 1). Маркетинговые стимулы и побудительные факторы окружающей среды входят в сознание покупателя. Решение о покупке зависит от особенностей покупателя и процесса принятия им решения. Задача маркетолога — понять, что происходит в сознании потребителя между моментом воздействия на него внешних стимулов и принятием решения о покупке, и ответить на два главных вопроса:
Как характеристики покупателя — культурные, социальные, личностные и психологические — влияют на его покупательское поведение?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Изучение потребителей 5
1.1. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения 5
1.2. Моделирование поведения потребителей 10
2. Исследование факторов, определяющих потребительский выбор 19
2.1. Исследование внешних факторов поведения потребителей на товарном рынке 19
2.2. Изучение поведения потребителей при покупке и после нее 39
3. Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров г. Зеленогорска 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг готовый.doc

— 657.50 Кб (Скачать файл)

 

Более половины опрошенных указали на среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи, в интервале  от 1 до 3 тыс. руб. Душевой доход свыше 3 тыс. руб. отметили лишь 22% респондентов. Уровень дохода остальных оказался ниже прожиточного минимума (табл. 4).

Таблица 4 - Среднемесячный доход на одного человека (%)

До 3600 руб.

4,5

3601—3800 руб.

3,0

3801—4000 руб.

12,6

4001—6000 руб.

34,3

6001—7000 руб.

23,7

7001—8000 руб.

13,1

8001—9000 руб.

5,1

Более 9000 руб.

3,5


 

Половина опрошенных расходует на питание от 40 до 60% семейного бюджета. 18% респондентов тратят на питание от 60 до 70%, а каждый седьмой участник опроса - даже более 70% бюджета семьи. Учитывая относительно невысокий уровень дохода респондентов, приходится констатировать в целом достаточно низкий уровень жизни населения.

Очевидно, что в семьях с низким уровнем дохода затраты  на питание являются основной статьей  расходов. На рис. 7 показаны максимальные расходы на питание (более 70%) респондентов с различным уровнем дохода на одного человека.

Рисунок 7 – Доля расходов на питание, превышающая 70% месячных доход, в семьях с различным уровнем  доходов

Как видно на рис. 7, доля расходов на питание обратно пропорциональна  доходам. Изменение данной закономерности проявляется только тогда, когда ежемесячный доход на человека превышает  5 тыс.руб. С этого рубежа начинается возрастание потребностей. Это влечет за собой повышение требовательности к качеству и ассортименту продуктов и, следовательно, увеличение расходов на питание.

В меньшей степени  на долю расходов на питание в семейном бюджете влияет состав семьи. Различия проявляются лишь в крайних группах: минимальная доля расходов на питание (до 40% дохода) чаще встречается у  одиноких граждан, в то время как  максимальные траты на питание (свыше 70%) приходятся на семьи, в состав которых входят пять и более человек.

Основными местами приобретения продуктов питания россиян являются магазин и рынок. Часть сельскохозяйственных продуктов выращивается населением на приусадебных участках. Например, картофель не закупают 69% опрошенных, овощи и бахчевые самостоятельно заготавливают 44% респондентов, фрукты и ягоды - 15%. Обеспечить себя сельхозпродуктами собственного производства особенно стремятся лица с низким уровнем дохода. Например, с задачей полностью избавить себя от необходимости покупать картофель удается только респондентам с уровнем дохода до 800 руб. в месяц на человека. Население со среднемесячным доходом от 800 до 2000 руб. обеспечивает себя картофелем на 70-80 %. По мере дальнейшего увеличения среднемесячного дохода снижается объем заготавливаемой на зиму сельхозпродукции. Но и среди семей, в которых ежемесячный доход на одного человека превышает 10000 рублей, более половины выращивают и заготавливают картофель на дачах и огородах. За последние 15 лет подобный вид деятельности превратился для жителей провинциальных городов в образ жизни, поэтому даже те, кто легко мог бы обойтись без него, продолжают трудиться на загородных участках.

Основные виды продуктов  питания население предпочитает приобретать в основном в магазинах. К ним, в первую очередь, относятся хлебные продукты (84%), молоко и молочные продукты (74%). Масло растительное и сахар покупают исключительно в магазинах 43 и 41% респондентов соответственно. Доля опрошенных, приобретающих яйца только в магазинах, незначительно превышает долю тех, кто предпочитает делать покупки на рынке (разница составляет лишь 3%).

Остальные продукты питания  чаще приобретаются населением на рынке. Это в первую очередь относится к таким продуктам, как фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, овощи и бахчевые, рыба и рыбопродукты (табл. 5).

Таблица 5 - Продукты питания, приобретаемые населением в магазинах или на рынке (%)

 

В магазине

На рынке

И в магазине, и на рынке 

А

1

2

3

Хлебные продукты

84

4

9

Картофель

3

22

6

Овощи и бахчевые

6

33

17

Фрукты и ягоды

12

39

34

Мясо и мясопродукты

13

35

34

Яйца

29

26

24

Рыба и рыбопродукты

26

32

40

Сахар

41

32

25

Масло растительное

43

26

31

Молоко и молочные продукты

74

6

15


Лица пенсионного возраста значительно чаще остальных посещают рынок с целью приобретения продуктов, особенно мясных, рыбных и молочных.

Отказ определенной части  населения от потребления мясной продукции можно было бы отнести  на счет вегетарианства, если бы не очевидная корреляция с низким уровнем дохода. Треть респондентов с минимальным среднемесячным доходом (до 4000 руб.) вообще не покупают мясо, в то время как среди остальных категорий населения этот показатель не превышает 15%.

Определяющее влияние  материальной обеспеченности на выбор места приобретения продуктов питания проявляется в отношении растительного масла. Более половины потребителей, имеющих доход 3000 руб./чел., ориентированы на покупку масла на рынке, где на разлив можно приобрести дешевый нерафинированный продукт.

Когда сложное финансовое положение перестает довлеть  над покупателем, на его выбор  продуктов питания начинают оказывать  влияние другие факторы. Одним из них является производитель товара. Выбор каждого третьего покупателя определяется имиджем производителя продукта. На 43,9% потребителей известность производителя оказывает определенное, хотя и не определяющее влияние, и только для четверти покупателей данный фактор вообще не имеет значения (рис. 8).

Рисунок 8 - Влияние производителя на выбор продуктов питания, %

Мужская половина потребителей более определенно, чем женская, оценивает роль производителя товара. 36,2% мужчин, в отличие от 33,6% женщин, при покупке продуктов ориентированы  именно на производителя, а для 22,4% мужчин, в отличие от 20,6% женщин, производитель, напротив, никакого значения не имеет.

Не выявилась связь  ориентации на производителя продуктов  питания с уровнем дохода населения. Определенная часть респондентов как  с минимальным, так и с максимальным доходом выбирает продовольственные товары, обращая внимание в основном на производителя. Интерес к производителю продуктов питания в значительной степени формируется к двадцатилетнему возрасту и заметно убывает по мере достижения потребителями пенсионного возраста (рис. 9).

Рисунок 9 – Отсутствие влияние производителя на выбор  продуктов питания потребителями  различных возрастных групп.

Несмотря на, казалось бы, большой  ассортимент, а следовательно, и  возможность выбора продовольственных товаров на прилавках магазинов и рынков, большинству потребителей хотя бы изредка случалось приобретать недоброкачественную продукцию. А каждый десятый покупатель оказывался в подобной ситуации неоднократно.

Удачливых покупателей, то есть тех, кому не приходилось переживать из-за приобретения недоброкачественных продуктов, среди мужчин оказалось на 13% больше. Возможно, это объясняется, в первую очередь тем, что они в целом реже женщин совершают покупки. Однако и в категорию неудачников, часто или даже очень часто приобретающих испорченные продукты питания, мужчины попадают чаще, чем женщины (12% мужчин против 8% женщин) (рис. 10).

Рисунок 10 - Случаи приобретения покупателями недоброкачественных  продуктов питания, %

Но основным параметром, влияющим на вероятность столкновения с некачественным продовольственным  товаром, является уровень дохода населения. Необходимость экономить на питании  вынуждает покупателей выбирать самые дешевые товары, повергая себя высокому риску приобрести продукты низкого качества. Не удивительно, что уровень дохода респондентов коррелирует с частотой приобретения недоброкачественных товаров. На рис. 11 изображена доля опрошенных с различным уровнем дохода, которым не случалось покупать недоброкачественные продукты питания.

Рисунок 11 - Доля респондентов, которым не случалось приобретать  недоброкачественные продукты питания

Чаще всего недоброкачественными продуктами питания оказывались: молоко и молочные продукты (32,2%), рыба и рыбопродукты (19,9%), мясо и мясопродукты (13%), яйца (10,4%), хлебные продукты (9,1%). Значительно реже высказывались претензии потребителей в отношении качества фруктов и ягод (5,9%), овощей (4,2%). Наименьшее число нареканий отмечено по поводу таких продуктов, как масло растительное, картофель и сахар.

Если с некачественными  молочными, рыбными и мясными  продуктами потребителям случалось  сталкиваться примерно в равной степени  независимо от уровня дохода, то покупка  масла растительного, овощей и бахчевых низкого качества заметно выделяет лиц с минимальным уровнем дохода. Можно предположить, что в данном случае приобретение низкокачественных и даже частично испорченных продуктов является осознанным выбором потребителей, обусловленным необходимостью жесткой экономии на самом необходимом.

В настоящее время  у потребителя имеются определенные рычаги борьбы с продажей некачественной продукции. Обнаружив несоответствие приобретенного продукта питания необходимому качеству, покупатель может обратиться с жалобой в ряд инстанций: общество защиты прав потребителей, Госторгинспекцию, санитарную службу и пр. Однако, российский потребитель редко прибегает к подобным действиям. Так, в орган по сертификации когда-либо обращались лишь 1,4% респондентов. В Госторгинспекцию приходилось жаловаться 2,1% опрошенных. Производителю продукции неудовлетворенность ее качеством выражали 4,9% пострадавших. Несколько более популярно обращение в общество защиты прав потребителей: им воспользовались 6,2% опрошенных, причем многие из них делали это неоднократно. Имеют место и жалобы в санитарную службу (8,3%). Но самой распространенной реакцией на низкое качество приобретенного продукта питания является обращение с жалобой к руководителю магазина. Этот путь решения проблемы представляется многим наиболее коротким и эффективным. Прибегали к нему 33,8% респондентов, имевших опыт неудачной покупки. Но более половины из них предприняли подобный шаг лишь однажды (табл. 6).

 

 

 

Таблица 6 - Обращение покупателей с жалобой на качество товара (%)

Инстанция обращения

Неоднократно

Несколько раз

Однажды

Не обращался

А

1

2

3

4

К руководителю магазина

3,4

9,7

20,7

66,2

В санитарную службу

1,4

2,8

4,1

91,7

В общество защиты прав потребителей

1,4

4,8

 

93,8

К производителю продукции

0,7

2,8

1,4

95,1

В Гостогинспекцию

0,7

0,7

0,7

97,9

В орган по сертификации

0,7

0,7

-

98,6


 

Видимо, российский потребитель  пока не готов дать мощный отпор  производству и продаже некачественных продуктов питания.

Обнаружив недоброкачественность  приобретенного товара, женщины чаще, чем мужчины, немедленно отправляются к руководителю магазина, чтобы обменять товар. Так поступали 36,3% женщин и 27,9% мужчин.

Отстаивание своего права  на приобретение товаров соответствующего качества через обращение в общество защиты прав потребителей, видимо представляется женщинам слишком трудоемким путем. Его избрали лишь 4% опрошенных женщин, в то время как для определенной части мужчин (11,6%) этот способ выражения неудовлетворенности продукцией является вполне приемлемым. То же относится к обращению в другие инстанции: санитарную службу, органы по сертификации и т.п. Наиболее активным возрастом борьбы за качество продуктов питания методом обращения с жалобой к руководителю магазина является интервал от 30 до 50 лет.

Опыт респондентов, обращавшихся когда-либо с жалобой на некачественные продукты питания, свидетельствует о том, что борьба за права потребителей достаточно эффективна. Жалоба подавляющего большинства респондентов, имевших подобный опыт, была удовлетворена. Часть обратившихся, получили отказ, остальные не были проинформированы о результате (рис. 12).

Информация о работе Анализ потребительских предпочтений на рынке продовольственных товаров г. Зеленогорска