Анализ маркетинговой среды ОАО «Быт» Санатория-профилактория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Формирование рыночной экономики вызвало необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Действительным инструментом решения этой задачи является маркетинг.
В настоящее время существует множество определений маркетинга, но главное, что их объединяет, это ориентация фирмы на потребителя. Основной смысл маркетинга заключается в том, чтобы производить только то, что будет продаваться и покупаться, и не производить то, что не найдет своего покупателя.
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы, которые включают:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5
1 ОПИСАНИЕ ПРОФИЛАКТОРИЯ
6
2 ОПИСАНИЕ УСЛУГ ПРОФИЛАКТОРИЯ
8
3 ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА
10
4 АНАЛИЗ МИКРОМАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
12
5 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
17
6 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ, ВЫБОР СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ
7 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
19
22
8 АНАЛИЗ МАКРОМАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
24
9 АНАЛИЗ МЕТОДОМ SWOT
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КРИЦКАЯ.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 5 – Сравнительный  и оценочный  Анализ конкурентов

 
Критерий      Санаторий «Беломорье» Балл ОАО «Жемчужина Севера» Балл Средний балл
1 2 3 4 5  
Известность санатория Санаторий достаточно известен  в Архангельской области  как один из лучших оздоровительных учреждений, предоставляющий интересный и активный отдых. 5 Санаторий известен в Архангельской области как хорошее оздоровительное и лечебное учреждение 4 4,5
Услуги, которых нет в конкурентных санаториях. - фитоароматерапия,

-иглорефлексотерапия,

-внутритканевая  электростимуляция,

-мануальная  терапия,

-лечебная  грязь,

-рефлексотерапия;

-развлекательная  программа (библиотека, кино, музыкальные  и поэтические вечера, концерты, дискотеки, художественная самодеятельность, музей изобразительного искусства,  выставки)

5 -реабокс,

-Нуга  Бест,

-минеральные  ванны и ванны с лечебными  кристаллами «Легран»,

-фотарий.

     
4 4,5
Местонахождение Расположен  в хвойном лесу у живописных озер Смердье и Опогра г. Архангельска. 4 В парковой зоне на берегу реки Северная Двина. 5 4,5
Уровень обслуживания Хороший уровень обслуживания 5 Хороший уровень  обслуживания 5 5
Сколько лет находится рынке 33 года 3 49 лет 4 3,5
           
Вместимость 265 чел. 5 180 чел. 4 3,5
Цены -оздоровительный  тур выходного дня (от 1 до 3 дней)  - 1200. Оздоровительные процедуры  предоставляются дополнительно по выбору клиента согласно прейскуранта цен на платные оздоровительные процедуры. 3 -один день  с предоставлением спального  места, трёхразовое питание, лечение  – 1 167 руб.; 4 3,5
Кто покупатель Жители Архангельской  области 5 Жители города Новодвинска и близлежащих населенных пунктов, г. Архангельска 4 4,5
Рекламная деятельность Хороший сайт, дающий много сведений о санатории, в  котором отражены не только лечебные процедуры, но и история, цены, галерея  и многое другое. Частая реклама по телевидению. 5 Информация  на сайте сжата, но отражает главную  информацию. Частая реклама по местному телевидению и газетах. 4 4,5

 

     Проведя сравнительный и оценочный анализ конкурентов, было выявлено, что исследуемый  мною санаторий-профилакторий «Жемчужина Севера» не занимает лидирующих позиций..

     Цены  в данном учреждении вполне приемлемы, плюсы этой здравницы в том, что  люди могут уходить домой после  прохождения процедур, но и тот  факт, что санаторий находится  в черте города, указывает на то, что тут нет живописных пейзажей и чистого воздуха. «Беломорье» является сильным конкурентом,  привлекающим людей оздоровиться и насладиться природой, лесом и свежим воздухом. В большей степени туда стремятся приехать пенсионеры, так как они не привязаны к городу работой. Отдыхающим не хватает развлекательной программы. В отличие от «Беломорья» - это больше оздоровительное учреждение, нежели обеспечивающее активный отдых и досуг. Не хватает рекламы (реклама исключительно по местному телевидению, другие жители Архангельской области узнают о данном санатории от знакомых и родственников, проживающих на территории г. Новодвинска, а не из средств массовой информации) .

     Но, не смотря на все недостатки среди  потребителей есть постоянные клиенты  и разовые покупатели, которых следует привлекать новыми заманчивыми предложениями. Профилакторий смело смотрит в будущее, изучает новые методики оздоровления, закупает оборудование, придумывает программы развлечения, ставит новые цели и добивается высоких результатов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПУТЕВОК

 

     Рынки состоят из покупателей, различающихся  по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, заболевания, покупательские отношения и привычки. Любую из этих переменных можно использовать для сегментирования рынка.

     Сегментирование рынка – это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и поведении. Сегмент состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

 

Таблица 6 – Сегментирование рынка по признакам и факторам

 
Признак Фактор      Характеристика Количество
1 Географический Населенные  пункты г.Новодвинск

г.Архангельск

Архангельская область (ближайшие населенные пункты)

97 %

1 %

2%

1940 чел

20 чел.

40 чел

2.Социодемографический Возрастные  рамки Работники АЦБК

Пенсионеры АЦБК, частные лица

Дети

62,5%17,5%20% 1250 чел

350 чел

400 чел

3 Поведенческий. Потребности Активный отдых 

Оздоровление  и лечение

27%

73%

540 чел

1460 чел

4 Психографический Стиль жизни отдыхающие, которыми руководят потребности

отдыхающие, которыми руководят внешние факторы

отдыхающие, которыми руководят внутренние факторы

63%  

28%

 

9%

1260 чел  

560 чел

 

180 чел

       

 

      Проанализировав приведенные выше данные можно сделать вывод о том, что главным клиентом на рынке являются жители города Новодвинска, а, в частности, работники АЦБК. Цель пребывания в санатории-профилактории большинства это лечение и оздоровление организма. Здравницу, в большинстве своем, посещают люди, которые руководствуются своими потребностями в отдыхе и лечении. По критериям сегментирования, представленным в таблице 6, сформированы сегменты в таблице 7.

 
 
 
 
 
 
 
 

    6 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И ПОВЕДЕНИЯ  ПОКУПАТЕЛЕЙ, 

      ВЫБОР СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ

     Емкость рынка – это максимально возможный объем продаж, который может совершить предприятие на данном рынке в конкретное время при сложившемся уровне цен.

     Ер = Количество покупателей*N потребления * Средние цены.

     Определим Ер как годовой показатель. По данным Комитета статистики Архангельской области, норма потребления примерно составляет 50 тысяч отдыхающих в санаторно-курортных организациях.  Средняя цена за путевку 15 тысяч рублей.

     Ер = 2000* 50 000 * 15 000= 1500 000 000 000тыс.руб.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 7 – Характеристика  сегментов

Характеристика Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3 Сегмент 4
Общая Работники АЦБК Пенсионеры  АЦБК Дети работников АЦБК Частные лица
Специфика Проходят лечение  в период отпуска или в свободное  от работы время. Так как находятся  на пенсии, то целыми днями находятся в профилактории. Отдых в летний период тех детей, у которых нет  возможности уехать за город. Основную часть  составляют приезжие, которые проживают  на территории профилактория.
Потребности Оздоровление  организма  Лечение, оздоровление организма, общение с людьми. Отдых, общение, активный проведение свободного времени, игры, развлечение. Лечение и оздоровление организма.
Изменение обслуживания Те, кто работает, могут принимать пищу и использовать лечебные процедуры в удобное для них время. Наименьшее  количество процедур, небольшие нагрузки. Меньше оздоровительных  процедур. Преобладает активный отдых. Так как проживают  на территории профилактория, то никаких  особых изменений в обслуживании нет.

 

Таблица 8 – Критерии для отбора сегмента

 
Характеристика Работники АЦБК Пенсионеры  АЦБК Дети работников АЦБК Частные лица
1.Количественный 1250 путевок в  год 250 путевок в  год 400 путевок в  год 100 путевок в  год
2.Доступность Много желающих. Поэтому путевка доступна только 1 раз в год. Большие скидки. Много желающих. Поэтому путевка доступна только 1 раз в 2 года. Большие скидки. Желающих больше, чем путевок – доступен не всем. Так как отдыхающие в основном приезжие, то здравница  менее доступна и удобна для пребывания. Менее доступен в связи с высокими ценами.
3.Прибыльность      Так как основную денежную массу оплачивает АЦБК, то эти категории клиентов наиболее выгодны санаторию. Из-за дорогостоящих  путевок количество желающих ограниченно.
4. Защищенность  сегмента от конкуренции      Находится в черте города, большие скидки. Хорошее лечение, питание.

     Таким образом, по результатам проведенного сегментирования были выбраны группы потребителей, в сотрудничестве с которыми заинтересована компания, а также произведена оценка данных сегментов по наиболее существенным критериям.

           Целевыми потребителями  являются работники АЦБК. Для клиентов важно близкое расположение санатория-профилактория  к месту работы и проживания, возможность  комплексного оздоровления организма. Исходя из проведенного анализа, следует сделать вывод, что выбранные сегменты могут рассматриваться профилакторием в качестве целевых.

     Санаторию необходимо уделять внимание работе именно на этих сегментах, разрабатывая предложения, наилучшим образом  отвечающие потребностям потенциальных клиентов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПУТЕВОК

 

      Позиционирование  – это процесс выявления таких  характеристик и позиций товара, которые позволяют ему занять на рынке желаемое, отличное от других конкурентов место и место в сознании потребителя.

      При выборе путевок потребители, прежде всего, ориентируются на хорошую известность и месторасположение, поэтому будем проводить позиционирование по этим двум критериям.

      На  рисунке 2 приведена схема позиционирования тетрадей конкурентов.

     

     

     

     

 
 

     Рисунок 1 – Карта позиционирования товаров конкурентов

     

     

     

     

 
 
 

     

 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Карта потребительских предпочтений

 
 
 
 

        

 

     

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 – Сводная карта

     Анализ  построенных схем свидетельствует о том, что по выбранным критериям в более выгодном положении находятся «Жемчужина Севера» в связи с удобным месторасположением и «Беломорье» по рейтингу известности. Из карты потребителей ясно, что клиентам важнее месторасположения санатория, чем его известность.

     Сводная карта показывает, что предлагаемые здравницей условия соответствуют выявленным потребностям и предпочтениям большей части целевых потребителей.

     Потенциальным клиентам достаточно важно:

1. Месторасположения профилактория

2. Известность профилактория.

     Таким образом, компании следует развивать деятельность на выбранном сегменте, профессионально и качественно оказывая лечебные услуги и культурно-массовые мероприятия, применяя индивидуальный подход к каждому, заботиться о хороших условиях проживания и вкусном питании, детально изучая его потребности. Необходимо стремиться в сторону усовершенствования методик лечения. Всё это позволит профилакторию поддерживать высокий уровень спроса на предлагаемые услуги, будет способствовать установлению тесных отношений с постоянными клиентами. Это приведет к росту цен, но позволит в большей степени удовлетворять потребности отдыхающих. 

Информация о работе Анализ маркетинговой среды ОАО «Быт» Санатория-профилактория