Анализ маркетинговой деятельности предприятия (на примере ОАО «Саханефтегазсбыт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений в нашей стране повлекло за собой возникновение целого ряда проблем у российских предприятий. Все они в основном связаны с отсутствием опыта работы производителей в условиях рынка. Несмотря на явный прогресс в деятельности российских экономических агентов, стоит признать, что, к сожалению, данная негативная тенденция ещё не вполне сломлена. Поэтому здесь особую актуальность приобретает изучение и использование зарубежного опыта хозяйствования предприятий в странах с рыночной экономикой.
Маркетинг можно охарактеризовать как целенаправленное осознание предприятием проблем потребителей и регулирование собственной рыночной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия 5
Понятие и сущность маркетинговой деятельности предприятия 5
Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния 6
Анализ конкурентоспособности предприятия. 9
Глава 2. Исследование деятельности компании ОАО «Саханефтегазсбыт» 11
2.1. Общая характеристика компании ОАО «Саханефтегазсбыт» 11
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Саханефтегазсбыт» 16
2.2.1. Общий обзор 16
2.2.2. Кредитная политика 21
2.2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность 25
2.2.4. Расчеты с бюджетом 28
2.2.5. Ценовая политика 30
2.3. Анализ конкурентоспособности ОАО «Саханефтегазсбыт» 33
Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости и конкурентоспособности ОАО «Саханефтегазсбыт» 36
Заключение 41
Использованная литература: 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу, + 3 глава, заключениеГотовцева Лариса, МК -11,.docx

— 612.93 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова»

Финансово-экономический институт

кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Анализ маркетинговой деятельности предприятия (на примере ОАО «Саханефтегазсбыт»)

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. МК-11, Готовцева Л.А.

Проверил:__________________________

 

 

 

 

Якутск, 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие рыночных отношений в нашей стране повлекло за собой возникновение целого ряда проблем у российских предприятий. Все они в основном связаны с отсутствием опыта работы производителей в условиях рынка. Несмотря на явный прогресс в деятельности российских экономических агентов, стоит признать, что, к сожалению, данная негативная тенденция ещё не вполне сломлена. Поэтому здесь особую актуальность приобретает изучение и использование зарубежного опыта хозяйствования предприятий в странах с рыночной экономикой.

Маркетинг можно охарактеризовать как целенаправленное осознание предприятием проблем потребителей и регулирование собственной рыночной деятельности. Этот процесс начинается с исследования целевого рынка (одного или нескольких, целого или его части), для которого собирается работать предприятие и изучения динамики его развития. Служащие отделов маркетинговых служб пребывают в неустанном поиске покупателей или их групп, потребности которых пока не удовлетворены, или испытывающих скрытый интерес к некоторым товарам и услугам.

Для современной экономики характерно взаимодействие трёх основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствие с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело находить и применять подходящие инструменты воздействия на практике. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинговой деятельности предприятия.

Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия, а также его внешней среды с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий и эффективным средством контроля их результативности.

В данной работе проведены анализ конкурентоспособности предприятия и анализ финансовой устойчивости на примере ОАО «Саханефтегазсбыт», крупнейший поставщик и продавец на рынке нефтепродуктов Республики Саха (Якутия), сеть АЗС по всей республике, 25 нефтебазовых хозяйств, так как в успешном продвижении предприятия важно, чтобы оно было конкуренто- и платежеспособным.

          Объект исследования: деятельность ОАО «Саханефтегазсбыт»

Предмет исследования: маркетинговая деятельность компании.

Целью данного исследования является: изучение и анализ деятельности, а именно анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятия.

Задачами курсовой работы являются:

    1. Изучить теоретические аспекты маркетинговой деятельности компании;
    2. Проанализировать финансовое состояние компании (на примере ОАО «Саханефтегазсбыт») и ее конкурентоспособность;
    3. Сделать выводы и дать рекомендации по анализу финансового состояния и конкурентоспособности компании ОАО «Саханефтегазсбыт ».

 

 

 

  1. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия

Понятие и сущность маркетинговой деятельности предприятия

Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению подразделением маркетинга стоящих перед ним практических задач в коммерческой компании (предприятии, фирме).

Главной целью маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании (предприятия, фирмы) и ее продуктов на рынке (см. маркетинг), что чаще всего достигается через увеличение объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Однако в зависимости от конкретной ситуации в конкретной компании цели маркетинговой деятельности могут быть и другими.

Содержание маркетинговой деятельности заключается в поиске взаимовыгодного компромисса между потребностями потенциальных потребителей и производственными возможностями (а также ключевыми компетенциями) компании с учетом возможных действий конкурентов. Традиционно в маркетинге считается, что в маркетинговой деятельности необходимо отталкиваться именно от потребностей рынка, однако это не всегда справедливо. Маркетинговая деятельность может быть направлена как на изменение продуктов и бизнес-процессов компании для соответствия существующему спросу (повышение итоговой потребительной ценности), так и на создание, развитие либо изменение рыночного спроса (потребностей потенциальных потребителей). Но поскольку прямое управление спросом, в отличие от прямого управления продуктами и бизнес-процессами, чаще всего технически невозможно, поскольку подразумевает манипулирование сознанием и мотивацией конечных  потребителей, то считается более разумным ориентироваться на существующий спрос (потребности) и подстраивать под него предложения компании. С другой стороны, практически невозможно создать инновационный для отрасли успешный продукт, ориентируясь на существующий рыночный спрос. При этом очевидным является то, что даже разработку инновационного продукта необходимо начинать с ответа на вопрос: какие потребители будут его приобретать и зачем они будут это делать?

Маркетинговую деятельность можно условно разделить на 4 направления:

    • сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании – маркетинговые исследования, конкурентная разведка и т.п.;
    • анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений (сегментирование и выбор целевых сегментов, оценка конкурентоспособности, позиционирование и т.п.);
    • планирование маркетинговых мероприятий (разработка маркетинговой стратегии и плана маркетинга);
    • формирование и реализация комплекса маркетинга.

Это не последовательные этапы маркетинговой деятельности, как может показаться  на первый взгляд, а именно взаимодополняющие направления. Например, в процессе разработки маркетинговой стратегии или анализа маркетинговой информации может возникнуть необходимость в проведении дополнительных исследований, а по результатам маркетинговых исследований могут вноситься коррективы непосредственно в элементы комплекса маркетинга без пересмотра маркетинговой стратегии и плана маркетинга.

Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния

Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным), и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платёжеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии и наоборот.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

Главная задача финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – увеличение активов предприятия. Для этого оно должно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Анализ финансового состояния деятельности должен отвечать определенным требованиям. Основные принципы анализа финансового состояния предприятия:

– конкретность (анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение);

– комплексность (всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки);

– системность (изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно);

– регулярность (анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю);

– объективность (критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов);

– действенность (пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности);

– экономичность (затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения);

– сопоставимость (данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов);

– научность (при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами).

Основная цель финансового анализа – получение наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами (повышение эффективности работы предприятия на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов).

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

– определение финансового состояния предприятия на момент исследования;

– выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;

– определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

– выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

Финансовый анализ позволяет получить количество наиболее информативных характеристик, создающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов.

Анализ конкурентоспособности предприятия.

Цель анализа конкурентоспособности предприятия — установить, какого конкурентного преимущества может добиться предприятие и как его можно реализовать и защитить в конкретной ситуации.Конкурентное преимущество может быть внешним и внутренним.

Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счет либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как предприятие может заставить рынок покупать ее товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).

Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве предприятия в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов. Внутреннее конкурентное преимущество дает возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров.

 Способность предприятия реализовать и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке. В соответствии с известной моделью М. Портера каждая работающая на рынке фирма подвергается давлению пяти конкурентных сил:

  • конкуренция в отрасли;
  • угроза прихода новых конкурентов;
  • угроза замены товара или услуги;
  • зависимость от потребителей;
  • зависимость от поставщиков.

 

Глава 2. Исследование деятельности компании ОАО «Саханефтегазсбыт»

    1. Общая характеристика компании ОАО «Саханефтегазсбыт»

Открытое акционерное общество «Саханефтегазсбыт» образовано 1 сентября 2000 г. во исполнение  Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25.08.2000  № 1160 и постановления Правительства РС(Я) от 30.08.2000  № 445.

 Учредителем ОАО «Саханефтегазсбыт» выступила Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений РС(Я) со стопроцентной долей государства в уставном капитале.

 Общество является  самостоятельным хозяйствующим  субъектом с правом юридического  лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в  банках.

 Общество имеет 25 структурных  подразделений (филиалов) расположенных  по всей территории Республики  Саха (Якутия). Общество ежегодно  осуществляет стабильный завоз  нефтепродуктов для нужд бюджетной  сферы, населения и мелкооптовых  предприятий республики.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности предприятия (на примере ОАО «Саханефтегазсбыт»)