Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Сложность состоит в том, что применение концепции полезности в теории потребительского выбора возможно только в случае количественного соизмерения полезности благ, без которого невозможно сопоставление полезностей, а значит, и определение максимальной полезности. Эта проблема представляет непростую задачу, учитывая субъективный характер оценок полезности благ.
Актуальность темы исследования определяется состоянием современной экономической науки, в которой накоплен обширный исследовательский материал о человеке как ведущем звене в теории потребительского выбора, а также усилением роли потребительского выбора в условиях конкурентоспособности рынка товаров и услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты потребительского поведения на современном рынке……………………………………………………………6
1.1. Понятие потребительского выбора и основные постулаты теории потребительского выбора……………………………………………………..6
1.2. Экономические факторы потребительского выбора…………………8
1.3. Неэкономические факторы потребительского выбора……………..13
Глава 2. Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора………………………………………………………….16
2.1. Сущность концепции полезности………………………………………16
2.2. Анализ связи концепции полезности с теорией потребительского
Выбора………………………………………………………………………..19
2.3. Предельная полезность: анализ противоречий в условиях современной экономической науки………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ИГОРЬ КУРСОВОЙ финал.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Кардиналистская (количественная) теория потребительского поведения (К. Менгер, Л. Вальрас) изначально предполагает возможность измеримости полезности блага: можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. В рамках этой теории полезность измеряется в условных единицах «ютилях».

Количественная измеримость полезности позволяет потребителю измерить полезность любой дополнительной единицы блага (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. Таким образом, полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу.

Опираясь на постулат об убывании предельной полезности благ, можно сформулировать правило равновесия потребителя.15 Потребительское равновесие - это ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше - на приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются (второй закон Госсена): если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его.

Современное прочтение закона таково: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством:

МU1 = MU2 = ... = MUn.

В данном правиле под ограниченными ресурсами потребителя в первую очередь понимается его ограниченный доход. Иными словами, потребитель должен так распорядиться своим доходом, чтобы приобретенный им набор благ приносил бы максимальную полезность: при потребительском равновесии полезности денежных единиц, затраченных на приобретение различных благ, должны быть равны.

Закономерно следствие второго закона Госсена - правило максимизации полезности: денежный доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида блага, приносила бы одинаковую предельную полезность. 16 Математически это выглядит следующим образом:

где P - цена блага.

Т.о., потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности. Если равенство не выполняется, то происходит перераспределение потребительских расходов между благами в пользу блага с более высоким уровнем предельной полезности в расчете на денежные единицы, что приведет к увеличению совокупной полезности для потребителя. 17 Можно определить два пути восстановления нарушенного равновесия:

- увеличить предельную полезность первого блага, для чего следует сократить потребление этого относительно дорогого товара;

- уменьшить предельную полезность второго блага, увеличив потребление этого относительно дешевого блага. Поступая таким образом, покупатель будет действовать в точном соответствии с законом спроса и вновь достигнет состояния потребительского равновесия и сможет максимизировать получаемую полезность.

В свою очередь, ординалистская (порядковая) теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

Постулат «ненасыщенности». Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.), потребление которых снижает благосостояние индивида.

Постулат «сравнимости предпочтений». Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага равноценны.

Постулат «транзитивности предпочтений». Принимая решение о покупке, потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитает благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением X и Z 18

Каждый потребитель желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико, но для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться даже двумя благами.

Дальнейшим развитием исследований закономерностей потребительского поведения стало создание концепции «бюджетных линий» и «кривых безразличия» (В. Парето, Д. Р. Хикс и Ф. Эджуорт). Их концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон: во-первых, с точки зрения того, что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе, а во-вторых, что он хотел бы иметь из наличного набора товаров, каждый из которых ему представляется равноценным.

Рассмотрим условный пример, иллюстрирующий содержание понятия «бюджетная линия» и представленный на Рис. 3. В нашем случае потребитель выбирает между двумя товарами - одеждой и продуктами питания. Примем, что цены на одежду и продукты, а также доход потребителя (600 рублей) не меняются, условная единица одежды стоит 60 рублей, а условная единица продуктов питания - 10 рублей. Соответственно, потребитель может в месяц купить либо 10 единиц одежды и ни одной единицы питания, либо 60 единиц питания и ни одной единицы одежды. Также он может приобрести продукты питания и предметы одежды в равных сочетаниях (например, купить 9 единиц одежды и 6 единиц питания, или 2 единицы одежды и 48 единиц питания и т. д.). Перенесем полученные точки на график. Соединив крайние точки одной линией, получим прямую «аb» - бюджетную линию потребителя.

Рис. 3. Бюджетные линии.

Каждая точка на этой прямой показывает, какое количество единиц одежды и продуктов питания может приобрести потребитель одновременно при доходе 600 рублей, тратя его полностью, при условии, что цены на одежду и питание не меняются.

Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в этот набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведет лишь к уменьшению этой общей полезности. Другими словами, наш потребитель достигнет точки «потребительского равновесия». Потребительское равновесие, таким образом, это ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого.

2.3. Предельная полезность: анализ противоречий в условиях современной экономической науки

К. Маркс в «Нищете философии» отмечает высказывание Д. Рикардо о том, что теоретически возможны два способа построения теории экономики:

- на базе стоимости (на мере абстрактного труда);

- на базе потребительной стоимости или полезности (на мере конкретного труда).

Первый способ нацелен на частное присвоение максимальной общественной прибыли, второй - на производство максимальной общественной полезности. При этом авторы теории предельной полезности размер цены при совпадении спроса с предложением объясняли субъективно-психологической оценкой потребителем полезности блага в настоящем по сравнению с будущими доходами, что и определяло его большую ценность.

П.Самуэльсон и В.Нордхаус утверждали: «Полезность есть абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта. Полезность невозможно измерить. Она суть лишь аналитическая конструкция, предназначенная объяснить схему, по которой потребители рационально распределяют свой ограниченный доход между полезными товарами».19

С возникновением теории предельной полезности происходит переход в методе экономического анализа: от изучения общественного производства и предложения, являющихся исходным объектом исследования у классиков, экономическая наука переходит к изучению спроса; от анализа стоимости — к анализу полезности. Цена оказывается не результатом стоимости и затрат общественно необходимого труда, а итогом субъективных определений потребителя. Собственно, под влиянием теории предельной полезности и использования ее методов анализа, понятий и категорий сложился раздел в современной экономической науке - «микроэкономика».

В современной экономической науке исследователи все чаще указывают на взаимное противоречие между теорией предельной полезности и трудовой теорией стоимости. Так, Е. Ф. Борисов, доктор экономических наук, профессор, отмечает, что теория предельной полезности не вполне соответствует практике и содержит внутренние противоречия. Ее, как и теорию трудовой стоимости, не следует считать универсальной, поскольку она также не дает теоретического анализа всех сторон товарно-рыночного хозяйства (поскольку она охватывает лишь область поведения потребителя полезных благ). 20

Обе концепции исследовали разные типы законов товарно-рыночного хозяйства: объективные законы товарного производства и законы экономической психологии (законы поведения людей на рынке и в сфере потребления). При этом абстрактность (отвлеченность от конкретных реальных явлений) в значительной степени присуща сугубо индивидуальным психологическим процессам, которые теоретически описывает концепция предельной полезности. Всем людям не дано точно знать, как какой-то отдельный человек определяет субъективную полезность блага, его ценность для своей жизни. Следует вывод: и трудовая теория стоимости, и современная теория предельной полезности не могут быть строго доказаны с помощью общенаучных методов, но одновременно они не могут быть столь же строго научно опровергнуты. Это, скорее всего, гипотезы, позволяющие проникнуть в глубь сущностных экономических отношений.

Вследствие этого мы наблюдаем несоответствия той же концепции предельной полезности реальным процессам, а именно:

1. Субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения; применяемые в концепции предельной полезности числовые обозначения лишены реального содержания, носят произвольный характер.

2. Закон убывающей полезности не является универсальным и распространяется только на самый ограниченный круг предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище), которые имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения;

3. Субъективные оценки благ в виде предельной полезности обусловлены уровнем цены и величиной дохода. Соответственно цены товаров выводились из субъективных оценок, а последние поставлены в зависимость от цен. Однако личные субъективные ощущения несоизмеримы и несопоставимы  объективными стоимостными и денежными величинами. 21

Вообще  исторически длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. Анализ различных взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность»: стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность - без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости; она представляет собой единство полезности блага и затрат на его производство. Ценностью обладают лишь ограниченные блага: ограниченность блага является элементом ценности. Соответственно, рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными. Один и тот же прирост производства благ (и неизбежных затрат ресурсов) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат. Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ. Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.

Справедливости ради следует отметить, что в то же время достоинством теории предельной полезности является ее постоянное развитие, обогащение достижениями других экономических школ и направлений, хотя таковое развитие происходило в основном за счет возрастающего количества абстрактных моделей. Это превращает теорию предельной полезности в логически стройное (но в известной степени формальное) учение. Тем не менее, изучая поведение и интересы  индивидов можно спрогнозировать и проанализировать поведение всей структуры общества и использовать полученные данные для развития экономической науки в целом.

Информация о работе Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора