Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Сложность состоит в том, что применение концепции полезности в теории потребительского выбора возможно только в случае количественного соизмерения полезности благ, без которого невозможно сопоставление полезностей, а значит, и определение максимальной полезности. Эта проблема представляет непростую задачу, учитывая субъективный характер оценок полезности благ.
Актуальность темы исследования определяется состоянием современной экономической науки, в которой накоплен обширный исследовательский материал о человеке как ведущем звене в теории потребительского выбора, а также усилением роли потребительского выбора в условиях конкурентоспособности рынка товаров и услуг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты потребительского поведения на современном рынке……………………………………………………………6
1.1. Понятие потребительского выбора и основные постулаты теории потребительского выбора……………………………………………………..6
1.2. Экономические факторы потребительского выбора…………………8
1.3. Неэкономические факторы потребительского выбора……………..13
Глава 2. Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора………………………………………………………….16
2.1. Сущность концепции полезности………………………………………16
2.2. Анализ связи концепции полезности с теорией потребительского
Выбора………………………………………………………………………..19
2.3. Предельная полезность: анализ противоречий в условиях современной экономической науки………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

ИГОРЬ КУРСОВОЙ финал.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты потребительского поведения на современном рынке……………………………………………………………6

1.1. Понятие потребительского выбора и основные постулаты теории потребительского выбора……………………………………………………..6

1.2. Экономические факторы потребительского выбора…………………8

1.3. Неэкономические факторы потребительского выбора……………..13

Глава 2.  Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора………………………………………………………….16

2.1. Сущность концепции полезности………………………………………16

2.2. Анализ связи концепции полезности с теорией потребительского

Выбора………………………………………………………………………..19

2.3. Предельная полезность: анализ  противоречий в условиях современной  экономической науки………………………………………………………..24

Заключение…………………………………………………………………. 28

Список литературы…………………………………………………………. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его потребностей, что, в свою очередь предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду.

На ранних стадиях развития человеческой цивилизации деятельность человека определялась потребностями и необходимостью их удовлетворения, например, в пище, одежде, жилище.

По мере развития самого человека и человеческой цивилизации, усложнения и совершенствования многих видов человеческой деятельности, все больше и чаще сама человеческая деятельность, в частности в сфере производства, порождает все новые, качественно совершенные и немыслимые ранее потребности.

Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения, т.е. потребности можно разделить на общественные и личные.

Потребительский выбор - это принятие потребителем решения о таком распределении его бюджета, при котором структура и количество купленных благ обеспечивали бы ему максимальную полезность. На практике это сложный, обусловленный множеством факторов (и не только экономических) процесс. Тем не менее, эта модель в принципе правильно описывает механизм принятия потребителями решений в условиях альтернативного выбора.

Сейчас практически ни у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных действующих субъектов рыночного механизма. Решение отдельного потребителя о приобретении конкретного товара формирует рыночный спрос, предопределяет в совокупности с рыночным предложением уровень равновесных цен и объем реальных продаж. Потребитель на рынке ставит перед собой цель получить наивысший уровень полезности от потребления какого-либо блага, но, как и производитель, он не является абсолютно свободным в своем выборе. Потребитель вынужден учитывать не только личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры. Теория потребительского выбора включает исследование потребительских предпочтений, возможностей  человека относительно дохода и потребительский спрос.  На этом основана возможность обоснования  и решения таких проблем как  регулирование спроса, развитие торговли, налогообложение и расширение  производства.

Сложность состоит в том, что применение концепции полезности в теории потребительского выбора возможно только в случае количественного соизмерения полезности благ, без которого невозможно сопоставление полезностей, а значит, и определение максимальной полезности. Эта проблема представляет непростую задачу, учитывая субъективный характер оценок полезности благ.

Актуальность темы исследования определяется состоянием современной экономической науки, в которой накоплен обширный исследовательский материал о человеке как ведущем звене в теории потребительского выбора, а также усилением роли потребительского выбора в условиях конкурентоспособности рынка товаров и услуг. Актуальность изучения потребительского поведения в настоящее время лишь возрастает, так как количество факторов, влияющих на него, постоянно увеличивается.

Анализ субъективного начала в экономической мысли был начат ещё Аристотелем. В эпоху Просвещения многие авторы разрабатывали данную концепцию - аббат Кондильяк,  А. Тюрго, Джованни-Ринальдо Карли, Чезаре Бонезана де Беккариа, Д. Бернулли и Д. Ло. Основы самой концепции полезности были разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен, У. С. Джевонс, К. Менгер, а также его последователями (О. Бем-Баверк и Ф. Визер). Неоклассическая модель потребительского поведения и выбора наиболее известна в ее варианте, изложенном в работах У. Джевонса, М. Фридмена, Л. Вальраса и Дж. Хикса . Развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской. Различные школы были представлены работами таких ученых, как Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард, Фридрих фон Хайек, Вильфредо Парето. К теме потребительского выбора и полезности блага обращались такие гуру экономики, как П.Самуэльсон и В.Нордхаус.

Объектом исследования является теория потребительского выбора. Предметом исследования является концепция полезности как составляющая теории потребительского поведения на рынке.

Целью исследования является поиск ответа на вопрос, насколько концепция полезности позволяет ответить на главный вопрос экономической теории: что, сколько и для кого производить в учловиях лграниченных ресурсов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: определить особенности экономической категории потребительского спроса и исследовать аксиомы рационального выбора; изучить теорию полезности; рассмотреть кривые безразличия и их свойства, проанализировать реакцию потребителя на изменение дохода и цены товара; рассмотреть и проанализировать отношение современной микроэкономики к концепции полезности и критику последней.

В работе использовались результаты исследований човременных российских специалистов в области экономической теории (Е.В. Борисова, М.В. Рыжкова, Д.К. Рахматуллина, А.Ю. Снегирев и др.).

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты потребительского поведения на современном рынке

1.1. Понятие потребительского выбора и основные постулаты теории потребительского выбора

Рынок представляет собой экономическую систему, ориентированную на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какие факторы влияют на выбор, каковы закономерности, управляющие поведением потребителя на рынке. Эти вопросы освещаются в теории потребительского поведения.

Силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что производитель не только покрывает свои издержки на производство, но и получает прибыль; Если нет - производитель и продавец могут потерять часть потенциальной прибыли. Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, «автоматически» согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора.1 Ограничение свободы потребительского выбора, даже сели оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в той или иной степени разрушать обратную связь между производством и потреблением.

Экономическая теория исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально означает стремление к достижению максимального результата при ограниченных возможностях.

 Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а располагаемая потребителем сумма денег ограничена, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров со своей индивидуальной точки зрения из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто действительно выбрал наилучший (с его субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

Модели механизма потребительского поведения и теория потребительского поведения опираются на ряд постулатов – теоретических допущений, аналитических условий и включает в себя закон спроса, который, хотя и называется законом, является по сути постулатом.2

1. Множественность. Потребителю есть из чего выбирать, т. е. в каждый конкретный момент времени имеется несколько возможных вариантов удовлетворения данной потребности.

2. Суверенитет. Рыночный механизм суммирует  индивидуальные решения множества  потребителей и доводит это  совокупное решение до производителя. Суверенитет потребителя предполагает его способность воздействовать на производителя - определять, какие блага и в каком количестве должны быть произведены.

3. Рациональность. Поведение человека рационально, если он знает, какой набор  благ ему необходим, может сравнить различные наборы благ и выбрать самый предпочтительный для себя.

Теория потребительского поведения включает в себя закон спроса. Он гласит, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Одно из объяснений закона спроса основывается на здравом смысле потребителя. При совершении покупки цена блага оказывается своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки. Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше вероятность приобретения блага, и наоборот. Нисходящую («падающую») форму кривой спроса также можно объяснить, используя концепцию полезности, которую мы проанализируем во второй главе нашего исследования.

1.2.Экономические факторы потребительского выбора

Факторы, оказывающие влияние на потребительский выбор, можно разделить на две группы:3 

- неэкономические, как результат длительного воздействия социума на человека в ходе социализации, сформировавшей предпочтения индивида,

- экономические, как объективные характеристики конкретной ситуации потребления, ограничивающие проявления предпочтений.

Как правило, мотивация выбора ведет к формированию предпочтений и целевой функции, при этом от целей, как и формирующихся на их основе предпочтений, требуется, чтобы они были ранжированы непротиворечиво и были различимы одна от другой. Индивид ищет правило выбора, которое гарантирует, что из известных вариантов будет выбран тот, который согласно мнению или ожиданиям человека в некоторой степени будет отвечать его предпочтениям. С помощью этого правила устанавливается связь между упорядоченными предпочтениями, имеющимися внешними и внутренними ограничениями, с одной стороны, и актом выбора или действием, с другой. На рынке это выражается в наблюдаемом покупательском поведении, которое на макроуровне предстает в виде потребительских расходов.

Ограничивающие условия проявления предпочтений можно обозначить как экономические факторы потребительского поведения. Прежде всего экономические факторы касаются ресурсов потребителя и возможностей их использования. На этом основании возможна их классификация:

- ресурсы потребителя, к которым относятся:

а) доход, получаемый от использования факторов производства, ему принадлежащих,

б) информация о товаре;

в) время, которое потребитель готов потратить на осуществление покупки;

- условия, ограничивающие  использование ресурсов потребителем (цена товара);

- ожидания  потребителя относительно будущего, наличие товара (его месторасположение).

Экономические факторы, влияющие на поведение потребителя, следует  рассматривать в следующей последовательности: доход, цена, ожидания, наличие, информация и время. Такая последовательность в рыночной экономике обусловлена большим значением дохода среди ресурсов, а среди ограничений - цены.

Методология изучения этих факторов может быть представлена в виде трех направлений исследований, соответствующих основополагающим концепциям экономической мысли: политэкономическое (концепции потребительских минимумов), неоклассическое (экономические модели поведения потребителей), кейнсианское (функциональный подход к поведению потребителей).

Концепция потребительских минимумов имеет основной целью расчет дохода как переменной. При этом минимальный потребительский бюджет и минимальный социальный бюджет можно считать бюджетами потребителя, отражающими его простое воспроизводство. Только бюджет высокого достатка позволяет не только воспроизводить, но и улучшать качество человеческого капитала. Из основной цели подхода - расчета типового минимума средств существования - вытекает необходимость усреднения, касающаяся и цен. Для расчетов принимаются среднестатистические цены на укрупненные группы товаров по данным официальной статистики.

Информация о работе Анализ концепции полезности в рамках потребительского поведения и выбора