Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:54, реферат

Краткое описание

Некоммерческий маркетинг - маркетинг, осуществляемый организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли. Некоммерческий маркетинг осуществляется такими организациями, как агентства по оказанию социальной помощи или благотворительные группы, а также участвующими в выборах политиками. При некоммерческом маркетинге может осуществляться пропаганда идей (например, прав человека), товаров и услуг, но чаще всего он проводится в рамках таких социальных программ, как безопасность на дорогах, охрана окружающей среды, ограничение продажи оружия, экономия энергии. Из-за не вызывающего сомнения успеха коммерческого маркетинга в отраслях, приносящих доход, родилась идея перенести маркетинговую концепцию на некоммерческие организации. В литературе об этом много писал Ф. Котлер.

Содержание

1. Что такое некоммерческий маркетинг
2. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект
3. Зачем нужен некоммерческий маркетинг
4. Идея трехсекторной модели экономики на примере России
5. Эволюция понятия "маркетинг" в современных рыночных условиях
6. Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МАВКЕТ.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Что такое некоммерческий  маркетинг

2. Маркетинг в некоммерческой  сфере: теоретический аспект

3. Зачем нужен некоммерческий  маркетинг

4. Идея трехсекторной  модели экономики на примере  России

5. Эволюция понятия "маркетинг"  в современных рыночных условиях

6. Актуальность применения  концепции социального маркетинга  в системе здравоохранения

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое  некоммерческий маркетинг

     Некоммерческий  маркетинг - маркетинг, осуществляемый  организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных  интересах или выступают за  какую-либо идею и не стремятся  к получению финансовой прибыли.  Некоммерческий маркетинг осуществляется  такими организациями, как агентства  по оказанию социальной помощи  или благотворительные группы, а  также участвующими в выборах  политиками. При некоммерческом  маркетинге может осуществляться  пропаганда идей (например, прав  человека), товаров и услуг, но  чаще всего он проводится в  рамках таких социальных программ, как безопасность на дорогах,  охрана окружающей среды, ограничение  продажи оружия, экономия энергии.        Из-за не вызывающего сомнения  успеха коммерческого маркетинга  в отраслях, приносящих доход,  родилась идея перенести маркетинговую  концепцию на некоммерческие  организации. В литературе об  этом много писал Ф. Котлер. Для него было само собой разумеющимся, что некоммерческие организации по аналогии с коммерческими испытывают потребность в организации процессов обмена. Перенос маркетинга на данный тип организаций был связан с представлением о том, что и в некоммерческой области маркетинг может помочь достижению целей. Цели некоммерческих организаций касаются не только и не обязательно экономических параметров, но в той или иной форме всегда имеются. Некоммерческий маркетинг в данном случае рассматривается как технический прием, которым может пользоваться любой.                   Существует другая точка зрения, рассматривающая некоммерческий маркетинг как противовес коммерческому. Такая трактовка имеет хождение в тех областях, где влияние коммерческого маркетинга считается общественно вредным. В наиболее законченном виде эта позиция представлена социальным маркетингом, под которым понимают целенаправленное распространение информации для изменения социальных установок. Примерами могут служить кампании по бережному обращению с питьевой водой или по экономии электроэнергии в домашнем хозяйстве или на транспорте. Спортивное движение «Делай с нами …», акции солидарности типа «Хлеб для мира» также попадают в эту категорию. Цели социомаркетинга в конце концов направлены на улучшение жизни общества. Инициаторами и организаторами его могут быть государственные органы, например: федеральное министерство здравоохранения, организация потребителей, а также частные организации, например, гражданские инициативы, объединения по интересам и др. Социомаркетинг ориентирован, прежде всего, на распространение или изменение общественных установок, в то время как коммерческий и некоммерческий, как правило, учитывают интересы организации как таковой. Библиотека, которая использует инструментарий маркетинга, по большому счету также преследует цель изменения общественных установок - через влияние на чтение, однако ближайшая ее цель состоит в обеспечении общины библиотечными материалами и услугами.

     Некоммерческий  маркетинг не имеет единого  внешнего выражения, его проявления  зависят от организации, которая  прибегает к нему. Спектр этих  организаций обширен. Он включает органы управления и предприятия обслуживания (железная дорога, почта, больницы), а также политические, культурные, общественные организации (партии, музеи, церковь и пр.). Некоммерческие предприятия могут применять философию и инструментарий маркетинга таким же образом, как и коммерческие. Они тоже должны находить и идентифицировать свои рынки, исследовать потребности покупателей, предлагать соответствующие услуги и продукты, создавать каналы распределения, заниматься рекламой и налаживать связи с общественностью. Однако имеются два очень важных различия.

    Во-первых, для общественных организаций получение прибыли стоит не на первом месте в иерархии целей. Тем самым ослаблено использование ценовых и коммуникационно-политических стратегий.

    Во-вторых, у этих  организаций есть конкуренты  в лице коммерческих организаций.  Данное определение еще раз  подтверждает, что маркетинг - не  только метод, но принципиальная  позиция, «философии» организации.  Он оказывает воздействие на  ее структуру, предложения, методы  работы. Типично маркетинговое мышление: не работник определяет заранее,  с какими предложениями выйдет  на рынок библиотека, решающее  значение при принятии ей рыночного  решения будут иметь потребности,  пожелания, интересы тех, кому  она должна служить. При этом, важно учитывать , что предложение должно «работать» на задачи и цели библиотеки. А значит, надо четко определить, что же входит в эти задачи, чтобы иметь некие рамки, внутри которых можно было бы делать те или иные предложения. В определении Котлера речь идет о «специфических рынках». Имеется в виду то, что маркетинг - это не попытка предложить все всем (что библиотеки и не в состоянии сделать, хотя тенденция такая наблюдается). Речь о том, чтобы по возможности эффективно обслужить отдельные части (сегменты) рынка. Рынок публичной библиотеки неоднороден (негомогенен), он состоит из множества рыночных сегментов, представители которых имеют различные потребности, желания, установки, и интересы. Эти сегменты можно дифференцировать по возрасту, доходу, образованию, профессии, национальности, мобильности, читательским пристрастиям и т.п.

Целенаправленное выделение  сегментов не должно приводить к  тому, что библиотека станет доходить до меньшего числа читателей (пользователей), но может означать, что еще большая  часть населения будет обслуживаться  в соответствии со своими потребностями. В распоряжении библиотеки достаточно ограниченные ресурсы (финансовые, человеческие), и она должна, по возможности, рационально  использовать их.

    Если, к примеру, университеты имеют почти полную монополию на выдачу образовательных сертификатов высшей категории, то библиотеки на рынке развлечения и досуга находятся в прямой конкуренции с другими организациями, которые также могут предоставить гражданам возможности отдыха. Отсутствие у такого рода организаций активных конкурентов, как правило, означает, что они мало заинтересованы в расширении своего сегмента рынка и совершенствовании производимых ими товаров и услуг.   После того, как маркетинговая концепция вошла в некоммерческую сферу, она была уточнена и конкретизирована применительно к различным типам некоммерческих организаций (об этом уже достаточно много написано). Важнейшие области применения некоммерческого маркетинга в немецкоязычном регионе:

      - Маркетинг  общественного транспорта;

      - Маркетинг  образования взрослых;

      - Маркетинг  институтов по проверке товаров; 

      - Маркетинг  общественных организаций; 

      - Маркетинг  университетов; 

      - Маркетинг  политических партий;

      -Маркетинг  народных университетов. 

      Маркетинговая  концепция нашла отражение пока  только в американских и английских  публикациях. Особенно интересна  книга «Процесс планирования  для публичных библиотек»1. Ныне  она переработана: больше соответствует  требованиям практики и содержит  дополнительный материал. Опираясь  на идеи планирования, авторы  показывают, как можно воплотить  теорию в практику. Книга написана  в форме справочника, по принципу  «делай это - для самого себя».  Большое количество практических  указаний и примеров помогает  читателю понять процесс планирования. Термин «процесс планирования» в принципе только другое обозначение понятия «маркетинг». Термин избран по двум причинам: «планирование» указывает на действие, целенаправленное, ориентированное на будущее; «процесс» указывает на постоянную, непрекращающуюся обработку (переработку) в отличие от кратковременного или одновременного использования. Элементы процесса планирования будут подробно описаны в рамках стратегии реализации.

К результативности некоммерческой деятельности в любом обществе есть претензии, и следует признать, что  чаще всего обоснованные. Это связано  с тем, что на ее осуществление  расходуется значительная часть  ограниченных ресурсов общества, и  в первую очередь, средства налогоплательщиков. В то же время, результаты далеко не всегда адекватны затратам.

 Одна из особенностей  менталитета населения проявляется  в том, что неэффективность  отечественной некоммерческой сферы  ими воспринимается как негативная  и непреодолимая неизбежность. Может  быть поэтому проблемы оценки эффективности деятельности наиболее значимых для общества некоммерческих субъектов и путей ее реального повышения практически не поднимаются. Этим с успехом пользуются недобросовестные чиновники и другие госслужащие, а также «бизнесмены» от некоммерческой деятельности.

 Какие возможны подходы  к определению путей разрешения  создавшейся ситуации? В основе  одного из них мы видим следующую  посылку. Коммерческая деятельность, построенная на принципах рыночной  экономики и «вооруженная» концепцией  маркетинга, зарекомендовала себя  как высокоэффективная. Зададимся  вопросом: нельзя ли провести  некую аналогию между коммерческой  деятельностью и некоммерческой, для того, чтобы перенести опыт  достижения эффективности из  коммерческой сферы в некоммерческую?

 Для того чтобы ответить  на этот вопрос, рассмотрим схемы  цикличности функционирования коммерческого  и некоммерческого субъектов  (Рис. 1). Коммерческий субъект (фирма,  компания) создает и реализует  на обслуживаемом рынке некий  продукт. Согласно концепции маркетинга, если этот продукт удовлетворяет  спрос покупателей, субъект получает  прибыль. Оценка результатов функционирования (в частности, прибыли), производимая  учредителями и руководством, позволяет  определить объемы и направления  финансирования дальнейшей деятельности  коммерческого предприятия. 

 Смотреть приложение 1. "Схемы цикличности функционирования  коммерческого и некоммерческого  субъектов" 

 Некоммерческий субъект,  аналогичным образом, создает  и продвигает на «рынок» некоммерческий  продукт. Если он удовлетворяет  соответствующие потребности, возникает  социальный эффект – определенная  польза для общества или отдельных  групп потребителей.

 Социальный эффект, как  главный показатель оценки результатов  деятельности некоммерческих субъектов,  для них не менее важен, чем  прибыль – для коммерческих  предприятий. Поэтому объективности  оценки социального эффекта должно  придаваться соответствующее значение. Обычно такую оценку дают сами  учредители и руководители некоммерческих  образований. 

 Какова же роль некоммерческого  маркетинга в деятельности некоммерческих  субъектов? Рассмотрим этот вопрос с помощью схемы (Рис. 2.). Сразу оговоримся, что мы сознательно абстрагируемся от коммерческой составляющей этой деятельности, чтобы без необходимости не усложнять свои рассуждения.

 Смотреть приложение 2. "Место и роль некоммерческого  маркетинга в деятельности некоммерческого  субъекта".

 Применение концепции  некоммерческого маркетинга, следующих  из нее инструментов и процедур, дает возможность некоммерческим  субъектам: 

 Ø    формировать  оптимальную внутреннюю среду,  адекватную декларируемой миссии;

 Ø    создавать  некоммерческие продукты, отвечающие  предъявляемому спросу;

 Ø    обеспечивать  эффективный некоммерческий обмен  и полноценное удовлетворение  особо важных социальных потребностей  общества;

 Ø    изучать и  формировать потребности и спрос  потребителей;

 Ø    воздействовать  на потребителей, конкурентов и  контактные аудитории средствами  маркетинговых коммуникаций;

 Ø    создавать  и максимизировать в данных  конкретных условиях социальный  эффект;

 Ø    побеждать  в конкуренции (или выдерживать  ее) за инвестиции и обеспечивать  необходимое финансирование своей  деятельности;

 Ø    обеспечивать  эффективное расходование ограниченных  ресурсов общества.

 Социальный эффект, носителем  которого является некоммерческий  продукт, возникающий в результате  некоммерческого обмена, означает  лишь факт удовлетворения спроса  потребителей на каком-то определенном  уровне. Он должен служить сигналом  для инвесторов о необходимости  финансирования деятельности некоммерческого  субъекта. Возникает вопрос: в каком объеме? Логично предположить, что объем финансирования должен быть адекватен производимому социальному эффекту: чем больше социальный эффект, тем больше объем финансирования (и наоборот).

 

2. Маркетинг в  некоммерческой сфере: теоретический  аспект

     В последние  годы в России наблюдается расширение проникновения элементов маркетинга в сферу некоммерческой деятельности. Очевидно, что такая практика не носит целенаправленного систематического характера, а скорее является результатом интуитивных эпизодических инициатив руководителей некоммерческих субъектов.

Информация о работе Актуальность применения концепции социального маркетинга в системе здравоохранения