Эволюция развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость управления деятельностью, включающей материальное обеспечение, производство и сбытовые функции, существовала всегда и составляла важную сторону хозяйственной жизни любого общества. При этом подходы к управлению движением материальных ресурсов претерпевали изменения по мере развития рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа логистика.docx

— 35.40 Кб (Скачать файл)

      В течение  каждого этапа происходят изменения  в экономике, которые благоприятно  влияют на эволюцию логистики.  Так, в 1970-е гг. произошли существенные  изменения в складских технологиях  и процессе, стали внедряться  средства автоматизации, появились  новые виды тары и упаковки, стала применяться стандартизованная  тара и упаковка, внедрялись контейнерные  и пакетные перевозки.  В 1970-е  гг. японские производители стали  теснить американских и европейских  конкурентов на рынках.  Японские  компании достигли высоких результатов  благодаря философии управления  качеством и логистическим концепциям, внедренным в практическую деятельность

       Этап  частичной интеграции находится  под «влиянием» маркетинговой  концепции управления предприятиями.

      В 1980-х  гг. произошли существенные изменения  в мировой экономике, которые  сказались на успешном развитии  логистики.  Основными из них  являются:

    1)  изменения  в государственном регулировании  транспортной деятельности, в результате  чего сформировался рынок транспортных  услуг как рынок свободной  конкуренции, были созданы условия  для улучшения транспортного  сервиса, координации работы разных  видов транспорта, для снижения  транспортных тарифов;

     2)  развитие  компьютерных технологий и программного  обеспечения, внедрение персональных  компьютеров.  Компьютеры позволяют  осуществлять сделки и контроль  за результатами деятельности, поддерживать  процесс принятия решений, управлять  всеми логистическими операциями  как единым процессом.  В рассматриваемый  период появились информационные  технологии штрихового кодирования,  электронного обмена данными,  передачи видеоизображений, звуков, факсимильной связи, электронной  почты, спутниковые системы для  передачи информации в реальном  режиме времени;

    3)  распространение  философии всеобщего управления  качеством (TQM) — управленческого  подхода, в котором ставится  задача повышения качества и  к ее решению привлекается  весь персонал предприятия на  всех стадиях производства и  распределения продукции.  Всеобщее  управление качеством — это  философия управления, признающая, что нужды потребителей и цели  бизнеса неразделимы.  Забота  о качестве способствует превращению  логистики из фактора эффективной  деятельности в стратегический  ресурс компании;

    4)  практика  партнерства, союзы и объединения  предприятий, которые пришли на  смену недоверию и враждебной  конкуренции.  Наиболее распространенной  формой взаимодействия стали  совместные проекты.  Фирмы начали  выстраивать партнерские отношения  с потребителями и поставщиками, в результате чего прекратилось  дублирование операций, взаимодействие  стало более скоординированным  и каждый из партнеров стремится  к совместному успеху;

5)  глобализация рынка.  Многие компании становятся международными  структурами, проникают на новые  рынки по всему миру.  Они  осознали необходимость глобальной  ориентации своего бизнеса: во  многих случаях международные  рынки обеспечивают более высокие  темпы роста и объемы продаж, чем национальные.  Зачастую компании  реализуют глобальные стратегии,  в рамках которых производят  продукцию для мирового рынка  в местах с более дешевой  рабочей силой, сырьем, комплектующими.

     В результате  изменений в экономике логистика  стала определяться как управление  потоками в масштабах всего  предприятия, а все логистические  операции и функции — интегрироваться  для достижения целей бизнеса.  Начиная с 1980-х гг. основной  концепцией управления предприятием  становится логистическая.

    Формирование  логистической системы, в которой  все функциональные области интегрированы,  требует достаточно продолжительного  времени.  Так, в работе отмечается, что развитие логистических систем  предприятий проходит четыре  последовательные стадии (уровня) развития.  На первой стадии логистика  затрагивает складирование и  транспортировку готовой продукции.  Эти функции выполняются по  принципу непосредственного реагирования  на ежедневные колебания спроса  и сбои в процессе распределения  продукции.

      На второй  стадии логистика включает обслуживание  заказчиков, обработку заказов, складирование,  управление запасами готовой  продукции, транспортировку, т.е.интегрируются все логистические функции, выполняемые при распределении готовой продукции.  На предприятии составляются сметы расходов, учитывающие все логистические операции, основной акцент в управлении делается на снижение затрат.

     На третьей  стадии к результату, достигнутому  на предыдущем уровне, добавляются  доставка сырья, материалов на  предприятие, прогноз сбыта, управление  запасами материалов, незавершенного  производства, закупка сырья, материалов, проектирование логистических систем.  Оценка функционирования логистики  предприятия производится на  основе сравнения со стандартами  качества.

      На четвертой  стадии интегрируются все функциональные  области логистики.  Предприятия  выходят на глобальный уровень  работы с учетом законов разных  стран; логистика охватывает и  таможенные операции, вводится сплошная  единая документация, усиливается  потребность в «третьей стороне» (в логистических посредниках).

     Переход от  стадии к стадии может быть  постепенным или скачкообразным (как результат внутри- и межорганизационного  слияния).  Постепенный переход  от одной стадии к другой  занимает от 6 месяцев до 2 лет,  а переход от первого до  четвертого уровня развития занимает  около 20 лет .

      Эволюция  логистики не завершена.  С  начала 1990-х гг. по настоящее время  происходит дальнейшее развитие  интеграционных процессов в логистике,  которые выходят за рамки отдельных  предприятий.  Управление потоками  осуществляется на национальном, региональном и глобальном уровне (например, так называемая еврологистика).  Также четвертый этап развития  логистики характеризуется возникновением  институциональных структур и  хозяйствующих субъектов, главным  предметом деятельности которых  является оказание полного комплекса  логистических услуг.  Эти компании  являются провайдерами логистических  услуг (3PL-провайдеры), которым передаются  часть или все логистические  функции, в основном непроизводственного  характера.  С развитием интеграционных  процессов возникает новый вариант  логистического аутсорсинга и  новый тип провайдеров — 4PL-провайдеры (Fourth Party Logistics Providers).  Они являются  интеграторами всей логистической  цепи и распоряжаются своими  ресурсами, возможностями и технологиями  плюс ресурсами поставщиков дополнительных  услуг, обеспечивая полное и  исчерпывающее решение относительно  логистической цепи компании.  4PL-провайдер представляет собой  сочетание стратегического управления  логистическими цепями и оперативного  управления вопросами реализации  и выполнения стратегических  решений, т. е.  сочетает в  себе функции консалтинговой  компании и 3PL-провайдера.

 

     Следует отметить, что концепции управления предприятием  не имеют четкого разграничения  так, отдельные элементы комплекса менеджмента (цели, задачи, структура, технология, персонал) не теряют актуальности на предприятиях с маркетинговой или логистической концепцией управления, а комплексы маркетинга и логистики взаимосвязаны, хотя логистика в настоящее время является более широкой категорией.     Эволюция логистики тесно связана с ее фундаментальными концепциями.  В логистике понятие «концепция» имеет два значения: 1) концепция как парадигма, руководящая идея; 2) логистическая технология — стандартная последовательность выполнения логистического процесса, воплощающая определенную логистическую парадигму.

    Логистическими  концепциями в первом значении  являются 

1.информационная;

2. маркетинговая; 

3. интегральная.

       Информационная логистическая концепция появилась в конце 1960-х гг. и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий.  Фокус данной концепции сосредоточен на конкретных функциях, выполняемых при планировании, закупке материальных ресурсов, производстве, распределении и др.  В рамках этой концепции не ставится задача оптимизации всего процесса управления потоками.  Информационно-компьютерным технологиям отводится поддерживающая роль при управлении логистическими видами деятельности: используются информационные системы учета, связи, контроля и принятия решений.

     Практическими примерами использования информационной концепции являются широко распространенные системы, информационно-программные модули и технологии: MRP I, MRP II, DRP и др.

      MRP I (Material Requirement Planning) — система планирования  потребностей в материалах, основанная  на производственных графиках, связывающих  информацию о спросе и запасах.  Первоначально определяется спрос,  и в зависимости от него  программа рассчитывает общий  объем необходимых материальных  ресурсов.  Затем, сопоставляя  с уровнем запасов, вычисляет  объем заказов, их параметры  с учетом объема и времени  доставки.  Результаты расчетов  передаются логистическому менеджменту  для принятия решений.

     MRP II (Manufactory Resource Planning) — система производственного  планирования ресурсов, объединяющая  производственное, маркетинговое, финансовое  планирование и логистические  операции.  Планы разрабатываются  на основе прогнозной информации  о спросе, данных об имеющихся  заказах и сведений об изменениях  в продуктовой линии.  Система  быстро реагирует на изменения,  позволяет работать в режиме  реального времени, в ней предусмотрено  ежедневное обновление баз данных.  Задачей системы MRP II является  формирование оптимального материального  потока материалов, полуфабрикатов  как в системе снабжения, так  и в производстве, а также оптимизация  потока готовой продукции.  Современные  системы MRP II позволяют интегрировать  все основные логистические процессы  внутри предприятия.

    DRP (Distribution Requirements Planning) — система планирования  отправок и запасов готовой  продукции в дистрибутивных каналах,  в том числе и у логистических  посредников.  DRP базируется на  потребительском спросе, учитывая  его неопределенность.  Система  DRP позволяет снизить уровни запасов  за счет точного планирования  размера и места поставок, сократить  потребности в складских площадях, улучшается координация между  логистическими функциями, выполняемыми  в распределении, все это вместе  способствует снижению логистических  издержек.  DRP II (Distribution Resource Planning) —  это современная версия системы  планирования, использующая более  современные и мощные программные  модули, алгоритмы и модели принятия  решений.

    Маркетинговая  логистическая концепция стала  применяться с начала 1980-х гг. для построения логистической  системы, обеспечивающей конкурентоспособность  за счет оптимизации решений  в распределении продукции.  Среди  логистических концепций (технологий), широко применяемых в дистрибуции,  является DDT (Demand-driven Techniques/Logistics) — логистика,  ориентированная на спрос.  Данная  концепция имеет несколько вариантов,  среди которых QR, CR и др.

      QR (Quick Response) — концепция (метод, технология) «быстрого реагирования», суть  которой состоит в оценке спроса  в реальном масштабе времени  и как можно ближе к конечному  потребителю.  Реализация данной  концепции логистического управления  стала возможной после разработки  соответствующих информационных  технологий, введения электронного  документооборота, электронных продаж, штрихового кодирования и др.  С помощью сканирования штриховых  кодов формируются данные о  реальных продажах, затем эти  сведения передаются поставщикам  и производителям продукции.  «Быстрое реагирование» нацелено  на максимальное сокращение времени  реакции логистической системы  на изменение спроса, и совершенствование  информационных технологий способствует  более эффективному использованию  метода в деятельности предприятий.  На основе информации о спросе  формируются оптимальные уровни  запасов и времени исполнения  заказа.

CR (Continuous Replenishment) — логистическая  технология «непрерывного пополнения  запасов», предназначенная для устранения  необходимости в заказах на  готовую продукцию для пополнения  запасов.  Эта технология является  модификацией QR.  Цель — разработка  плана поставки продукции розничным  продавцам, направленного на непрерывное  пополнение запасов.  Пополнение  запасов продукции у розничных  продавцов осуществляет поставщик  на основании информации о  продажах, передаваемой продавцом.

      Концепция  интегрированной логистики, появившаяся  в последнее десятилетие, стала  применяться для сквозного управления  основными и сопутствующими потоками  в интегрированной структуре  бизнеса: «проектирование-закупки-производство-распределение-продажи-сервис».  Концепция интегрированной логистики  требует объединения различных  функциональных областей и их  участников в рамках единой  логистической системы в целях  ее оптимизации.  В интегрированной  логистике применяются концепции  TQM, JIT, LP, VMI, SCM, TBL, VAD и др., системы  ERP, CSRP.

Информация о работе Эволюция развития логистики