Эволюция развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость управления деятельностью, включающей материальное обеспечение, производство и сбытовые функции, существовала всегда и составляла важную сторону хозяйственной жизни любого общества. При этом подходы к управлению движением материальных ресурсов претерпевали изменения по мере развития рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа логистика.docx

— 35.40 Кб (Скачать файл)

Необходимость управления деятельностью, включающей материальное обеспечение, производство и сбытовые функции, существовала всегда и составляла важную сторону хозяйственной жизни любого общества. При этом подходы к управлению движением материальных ресурсов претерпевали изменения по мере развития рыночных отношений.

 

Развитие рыночных отношений, усиление конкурентной борьбы требовали  поиска новых подходов к управлению. Поиск таких подходов стал наиболее эффективным в сфере снижения себестоимости за счет более рационального  управления движением материальных потоков: закупок, складирования, транспортировки, грузообработки и т.п. Постепенно направления  хозяйственной деятельности, связанные  с оптимизацией отдельных операций, обслуживающих материальные потоки, интегрировались в более широкие  области. Стало очевидным, что наибольший эффект приносят подходы, при которых  управление материальными потоками как вне, так и внутри организации  осуществляется из одного центра. Так  постепенно сформировалось направление  хозяйственной деятельности, называемое сегодня логистика.

 

Одной из важнейших составляющих, оказавших влияние на формирование современной логистики, стало развитие информационных технологий и компьютеризация  в целом. Информационный контроль за материальными потоками стал необходимой  частью логистического обеспечения  в большинстве стран Европы и  Америки уже в 80-х годах прошлого века.

 

В советской практике в  свое время сложилась сильная  школа в области управления материально-техническим  снабжением, но в условиях перехода к рыночным отношениям потребовались  иные подходы к решению проблем. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными  потоками от традиционного материально-технического обеспечения заключается в том, что отдельные звенья материалопроводящей  цепи интегрировались в единую систему, способную реагировать на изменения  внешней среды. Сегодня логистика  объединяет все то, что связано  с прохождением материальных ресурсов по цепочке снабжения, производства и сбыта. Такой подход позволяет  связать поставщиков сырья и  материалов и потребителей конечной продукции. На сегодняшний день очевидно весьма значительное отставание российской логистики от стран с более  стабильным экономическим развитием. Хотя нельзя не признать, что многие крупные отечественные предприятия  весьма эффективно развивают логистику.

 

В России использовать термин логистика стали сравнительно недавно. Одной из первых некоммерческих общественных организаций (1997), занимавшихся продвижением концепции логистики в РФ и  странах СНГ, стал Координационный  совет по логистике (КСЛ). Организатор  и вдохновитель, которого профессор  Миротин Л.Б., приложил много усилий для популяризации логистики  и установления контактов между  представителями науки и бизнеса.

 

Автором первого (1994) и наиболее издаваемого учебника (19 изданий) по логистике можно назвать Гаджинского  А.М. Наиболее известными и издаваемыми  отечественными авторами в области  логистики на сегодняшний день являются Аникин Б.А., Гаджинский А.М., Сергеев  В.А., Миротин Л.Б.

 

Сегодня в России рядом  ВУЗов ведется подготовка специалистов по логистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

                                             Введение

    

    Эволюция логистики тесно связана и историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика»  в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мировом масштабе лишь с конца 70-х годов. Вот уже почти полвека на Западе не прекращаются  оживленные дискуссии среди специалистов , ученых и бизнесменов по поводу названия и содержания рассматриваемого понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава 1. Эволюция развития логистики.

    Логистика происходит  от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку  благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике  принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили  на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу  хозяйственной практики. Первоначально  она оформилась как новый вид  теории о реализации управления движением  товарно-материальных ресурсов в сфере  обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики — логистику.

В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утверждено определение логистики как математическая логика.

Большое развитие логистика  получила в 60-70-ые годы в Японии, где  ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.

В конце 20-го века логистическая наука выступает как экономическое направление, включающее в себя закупочную, производственную, сбытовую, транспортную, информационную логистику и т.д. Каждая из этих областей деятельности человека достаточно изучена, однако новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств путем формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. Таким образом, логистика призвана максимально удовлетворять запросы потребителей.

В 1992 г. на Международном симпозиуме Европейской  ассоциации логистики в Стокгольме, было отмечено, что общепринятого  определения термина логистики  пока нет.

 

Глава 2.  Этапы  развития логистики

Логистика начала формироваться  в 1950-х гг., но это не означает, что  характерные для логистики процессы не осуществлялись ранее в хозяйственной  деятельности, они выполнялись разрозненно, без какой-либо логистической, в  современном понимании, концепции  управления.

Многие исследователи  рассматривают эволюцию логистики  в странах с развитой рыночной экономикой.В развитии логистики  отмечают несколько этапов.

Этап 1  характеризуется обособлением самостоятельных и фрагментарных действий в сферах закупок, складирования, дистрибуции.  Данный этап развития в ряде источников называют периодом «фрагментации».  Отдельные логистические операции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например, при транспортировке, выполнении складских операций, производстве.  Операции выполнялись, не основываясь на какой-либо логистической концепции.  В ней не возникало необходимости, поскольку рынок не был насыщен, спрос превышал предложение, и производители едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка, т. е.  имелась ситуация рынка продавца.  Основной концепцией управления предприятием являлся традиционный в современном понимании менеджмент.

     Рассматриваемый  период важен тем, что в нем  были сформулированы предпосылки  будущего внедрения логистики,  наиболее важной из которых  является зарождение концепции  маркетинга.  К прочим предпосылкам  относятся: возрастание запасов  и транспортных затрат в системах  распределения; рост транспортных  тарифов; развитие теории и  практики военной логистики.

    Несмотря на  общий подход к характеристике  начального этапа развития логистики,  исследователи расходятся во  мнении по вопросу о временнлх  границах этапа.  Так, авторы  работы  этапу фрагментации логистических  действий отводят 1960-е гг.,  — 1950-е гг., а автор  считает,  что первый этап развития логистики  охватывает 1920-1950-е гг. В источнике   эволюция логистики рассматривается  без указания временнлх границ  отдельных этапов.

     Этап 2  называют периодом становления или концептуализации логистики (именно тогда формируются основные ее концепции).  На развитие логистики большое влияние оказали: широкое распространение философии маркетинга, усиление внимания к потребителям, осознание важности сбытовой деятельности, уменьшение цикла заказа; экономический спад, изменение рыночной ситуации, постепенное насыщение рынка, рост олигополистической конкуренции.  В этих условиях необходимо было искать новые пути снижения затрат; изменения в стратегиях формирования запасов (снижение их в производстве, создание — в дистрибуции); прогресс в компьютерных технологиях, которые нашли применение в бизнесе и дали толчок для повсеместного применения экономико-математических методов и моделей теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории управления запасами и других методов исследования операций, методов математической статистики и прогнозирования; применение опыта военной логистики в менеджменте для координации логистических действий.

     В условиях  насыщения рынка товарами и  услугами и превышения предложения  над спросом основной концепцией  управления предприятиями стал маркетинг

     Данный этап  характеризуется двумя основными  направлениями логистической деятельности.  Первое — это физическое распределение  товаров, которое было основано  на маркетинговой концепции управления  предприятием.  Логистика поддерживала  маркетинговые усилия предприятий,  доставляя товары в нужный  срок в нужное место в заказанном  количестве с наилучшими затратами,  обеспечивающими конкурентоспособную  цену.

Второе направление логистической  деятельности — это управление материалами (material management), которое охватывало сферы  снабжения, управления запасами, а также  производственную деятельность.

      Второй  этап также не имеет четко  определенных границ.  Так, в  работе  второй этап — это  1960-е гг., в  — 1960-е — начало 1970-х гг., а в  — 1980-е гг. В последней из названных работ  1970-х гг. вообще «выпали» из  эволюции логистики.  Возможно, они  считаются переходным периодом  и могут быть отнесены в  равных долях к первому и  второму этапам.

    В 1960-е гг. первый  учебник по логистическому менеджменту  написали Эдвард Смайкей, Дональд  Бауэрсокс и Френк Моссман.

    Этапы  3 и 4.  Мнения исследователей о последующих этапах развития логистики расходятся.  Так, в работе  выделен только третий этап — период полной интеграции (1990-е гг.), когда развивается концепция управления цепями поставок.    Третий этап — это период интеграции логистической деятельности на предприятии (конец 1970-х — 1980-е гг.). Четвертый — 1990-е гг. и настоящее время — период выхода логистики за пределы предприятия, она стала охватывать процессы продвижения в масштабе стран и всего мира.  Автор выделяет третий этап как период дальнейшего развития логистики (1970-е гг.) и четвертый — период интеграции функциональных областей логистики (1980—1990 гг.). Третий этап характеризуется ростом конкуренции, увеличением логистических затрат, внедрением автоматизированных систем управления технологическими процессами, развитием логистических концепций.  Происходит частичная интеграция производства и распределения как результат влияния концепции маркетинга.  Именно в это время логистика из теории превращается в инструмент управления бизнесом как в производстве, так и в распределении.  Четвертый этап характеризуется как период расцвета логистики.  Как наука она шагнула далеко вперед, намного превзойдя то, что было сделано за все предыдущие годы.  В результате изменений в экономике логистика стала определяться как управление потоками в масштабах всего предприятия, а все логистические операции и функции стали интегрироваться для достижения целей бизнеса.

Информация о работе Эволюция развития логистики