Транспортная логистика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития логистического комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1) проанализировать опыт, изложенный в экономической литературе;
2) выделить основные центры размещения транспорта;
3) изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса России;
4) раскрыть всю необходимость решения этих проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики……………………..7
1.1. Актуальность логистики в условиях экономики России…………7
1.2. Основные факторы развития логистики……………………………27
1.3. От закупки до продажи: степень ответственности………………...31
2. Размещение транспортного комплекса России……………………………..43
2.1. Железнодорожный транспорт……………………………………….45
2.2. Автомобильный транспорт…………………………………………..50
2.3. Водный транспорт……………………………………………………53
2.4. Трубопроводный транспорт………………………………………....56
2.5. Воздушный транспорт………………………………………...……..58
3. Проблемы и перспективы развития транспорта России……………………59
3.1. Будущие тенденции развития логистики в РФ……………………..59
3.2. Исследователи о современном положении логистики РФ по сравнению со странами ЕС………………………………………………68
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованной литературы…………………………………………...73
Приложения……………………………………………………………………...75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом логиста.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

 
Издержки логистики

Помимо ответственности за обеспечение коммерсантов и производства необходимыми запасами, отдел логистики несет ответственность за возникшие при этом издержки. Здесь логисты могут использовать весь имеющийся арсенал методов и формул и рассчитывать страховой запас, минимальный запас, оптимальный размер заказа, выбирать оптимальный вид транспортировки и базис поставки.  
В настоящее время именно цена, а не уровень сервиса является основополагающим фактором в борьбе за клиента. Поэтому задача отдела логистики заключается в максимальном снижении себестоимости продукции. Отдел логистики несет ответственность за себестоимость продукции, точнее за прямые издержки. Борьба за снижение себестоимости не должна сказаться на качестве поставок: план отдела продаж должен быть выполнен так, чтобы себестоимость товара, оказавшегося в нужном количестве в нужный срок на складе, позволяла скалькулировать конкурентоспособные цены и заработать на продаже. Не стоит забывать и о том, что на складе должен оказаться товар требуемого качества: не промокший и не сломанный в процессе дешевой транспортировки.

 

 

 

 

Два вида маржи

 
С этой точки зрения при калькуляции себестоимости целесообразным представляется введение в калькуляцию двух видов маржи: коммерческой и логистической. Под коммерческой маржой подразумевается разница между себестоимостью и ценой продаж, некая величина, прибавляемая коммерсантами к себестоимости с целью получения прибыли. Под логистической маржой понимается разница между изначальной калькуляцией прямых и косвенных затрат на логистику и достигнутой в результате работы отдела логистики оптимизации издержек. В данном случае маржа рассчитывается при помощи вычитания, а не сложения: из первой величины вычитается вторая, и таким образом определяется прибыль, принесенная отделом логистики. Во-первых, это позволит воспринимать отдел логистики не только как центр затрат, но и как центр прибыли, если вышеуказанная маржа окажется положительной. Логист по определению стремится к сокращению издержек в цепи поставок. Во-вторых, наличие логистической маржи в калькуляции дает наглядное представление о том, какие именно возможности по прямым затратам обеспечивает тот или иной способ поставки, и позволяет выбрать наиболее оптимальный из них с точки зрения трудозатрат. Логистическая маржа показывает эффективность работы отдела логистики и стимулирует логистов на разработку альтернативных вариантов, не позволяя им использовать привычный маршрут для поставок. 
Еще одной задачей, в решении которой должны принять участие коммерсанты, финансисты и логисты, является вопрос о том, что наиболее предпочтительно для фирмы: снижение удовлетворенности спроса или излишков товаров. При решении этого вопроса логисты несут ответственность только за предоставление информации о стоимости физического хранения запаса и связанных с этим хранением косвенных издержек, а также об устаревании или истечении срока годности продукции. Коммерсанты рассчитывают упущенную прибыль, обусловленную отсутствием в нужное время определенных товарных позиций, а финансисты просчитывают упущенный вследствие замораживания капитала доход.

 

Между двух стульев

 
Сейчас много говорится про «стремительное развитие логистики» в современной России. Но мало кто может объяснить, что такое логистика и чем конкретно должен заниматься логист. Должностных инструкций отдела логистики написано очень много, в некоторых из них смешиваются задачи отделов по доставке и продаже товара. Поэтому сначала следует определить функции отделов.

В ведение отдела продаж отдается прогноз потребностей, планирование и ведение заказов, удержание старых и поиск новых клиентов. Никто не убедит меня в том, что некоторые вещи не поддаются планированию или прогнозированию.

В ведение отдела логистики отдается такой немаловажный сектор, как организация доставки товара, а именно – поиск и налаживание путей и/или способов доставки товара, который привел бы к уменьшению любых издержек, удорожающих продукт на конечной стадии. Товар должен быть доставлен целым и невредимым. Отделу логистики следует исходить из того, что доставка груза должна быть в первую очередь качественной, а уже потом как можно более дешевой.

Например, цена на фрахт по одному и тому же маршруту на перевозку одного и того же груза в «холодном» грузовике (тент) и грузовике, в котором можно поддерживать температурный режим (рефрижераторе), разная – рефрижератор стоит дороже. Но, удешевив перевозку на 1 тыс. евро разницы на фрахте грузовика, можно «заморозить» груз стоимостью 50 тыс. евро.

На мой взгляд, должно существовать четкое разграничение функций отделов доставки и продажи, что в итоге будет способствовать повышению прибыльности компании в целом (продажей большего количества товаров (отдел продаж) и/или уменьшением издержек на их доставку (отдел логистики). 
Если отставить первоочередную задачу построения «вертикали власти», видно, что и логисты, и продажники не могут обойтись друг без друга.

 

Прогноз отдела продаж основывается на нескольких «китах»:

• на отчете о продажах за прошлые годы;

• исследовании рынка;

• планах компании по продвижению продукции, изменению клиентской базы и ассортимента товара.

Это данные, основываясь на которых, можно будет спланировать необходимое количество закупаемого товара. Они дают логисту бесценную информацию, на основе которой он должен определить базисные условия поставок, способы и время доставки товара, т. е. оптимизировать пути доставки. Схема доставки грузов, разработанная логистами, должна быть не только четкой, но и достаточно гибкой. Кроме этого логист должен иметь как минимум один «запасной» вариант или способ доставки товара, продажа которого по разным причинам может превысить количество, изначально заявленное продажниками. Логист может не иметь представления об особенностях товара (например, срок годности. Некоторые грузы не хранятся долго и заказываются непосредственно под переработку. С логистической точки зрения, дешевле доставить 20-тонный грузовик сразу, а не 10 раз привозить 2 тонн каждый месяц. Но если срок годности товара маленький, доставлять товар нужно небольшими партиями и часто), а продажник может не знать об особенностях «кухни по доставке», например о том, что установка, поддерживающая определенную температуру, не выключается после нагрева, а работает постоянно, повышая расход топлива. Поэтому конечная стоимость груза, может быть разной при его доставке зимой и летом. Или что не бывает «паллеты вообще», а бывают паллеты разного размера. При одинаковом внутреннем объеме кузова двери могут быть разной ширины, и определенный товар может в них не войти. Это тоже нужно учитывать. Честность обоих отделов по отношению друг к другу является основным законом их взаимодействия. Никто не освобождает два равных по значимости отдела от равной ответственности за исполнение своих обязанностей, а именно – планирования заявляемого количества товара и организации его доставки. Идеальный вариант получения прибыли – это проработка логистом идеального пути доставки товара, умноженная на умение продажника правильно прогнозировать спрос на данный товар и «запасной выход» для обоих отделов на случай форс-мажорных обстоятельств.

Несмотря на стремительное развитие логистики, она не является панацеей от всех бед. Существенным прорывом можно считать то, что управление цепочкой поставок позволило применить системный подход к процессу управления входящим потоком, исходящим потоком и материальным менеджментом. Отделы логистики интегрировали в себя самостоятельные ранее службы: транспортное хозяйство, закупки, складское  
хозяйство, службу сбыта – и объединили их в единое целое. Создание отделов логистики позволило получить представление о материальных и нематериальных потоках в компаниях в целом, обеспечило дополнительные возможности для оптимизации процессов и минимизации издержек. В рамках одного отдела логистики гораздо проще выстроить стройную систему и отладить механизм ее функционирования. Современная логистика обладает мощным теоретическим аппаратом и инструментарием, позволяющими эффективно управлять материальными и нематериальными потоками. Не стоит забывать, что управление потоками осуществляется не ради управления, а в целях оптимизации работы компании или предприятия, минимизации прямых и косвенных издержек, увеличения конкурентоспособности компании. Поэтому передача отделу логистики части функций смежных подразделений, в первую очередь отдела продаж и маркетинга, не всегда оправданна. Специалисты по логистике ориентированы на создание идеальной логистической системы, в которой входящий поток будет равен исходящему. Идеальный вариант для логиста – закупать контейнер одного наименования и полностью продавать его одному покупателю. Но соответствует ли такой идеал интересам торговой или промышленной компании? Логист отказался бы от излишков на складе, но их отсутствие может привести к срыву экстренной поставки клиенту, невозможности получить нового клиента или потере старого. При этом прямые убытки от отсутствия товара на складе могут в несколько раз превысить расходы на его хранение, но у логиста совсем другие задачи и цели.  
 
 
Зоны ответственности

Зоны ответственности между коммерсантами, маркетологами, финансистами и логистами должны разделяться в соответствии с компетенцией того или иного отдела и потоками информации. На каждом функциональном участке должен быть специалист, хорошо знающий тему, что позволит сотрудникам сосредотачиваться на том, что они знают, а не пытаться вникнуть в специфику другой деятельности.

Продажники и маркетологи, являющиеся двигателями продаж и определяющие интенсивность исходящего потока, должны принимать непосредственное участие в планировании интенсивности и величины входящего потока. Основной функцией логистической службы торговой компании является обеспечение продаж. Это достаточно сложная задача, решение которой требует больших усилий. Логисты должны нести ответственность именно за выполнение этой задачи, а не пытаться взять на себя функцию по администрированию деятельности всего предприятия, освободив другие подразделения от их прямых обязанностей. Отдел продаж должен отвечать за заявленную потребность в продукции. Именно страх ответственности заставляет коммерсантов под разными предлогами уклоняться от составления периодических планов и прогнозов и пытаться перенести эту функции на логистов. Чтобы побороть этот страх, следует допустить достаточно большой процент погрешности при планировании. Даже если в первое время прогнозы будут сбываться только на 50%, это значительно облегчит последующее планирование закупок. Отдав должное логистике, следует вернуться к распределению обязанностей в соответствии с зонами компетенции и имеющейся информацией.

 

 

 

2. Размещение  транспортного комплекса России

 

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В  основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты.

Рассмотрим размещение каждого вида транспорта более подробно.

Работа транспортного  комплекса России в 2005 году

Грузооборот транспорта

 

2005г., млрд.т-км

В % к 
2004г.

Декабрь 
2005г., млрд.т-км

В % к

Справочно

декабрю 
2004г.

ноябрю 
2005г.

2004г. 
в % к 
2002г.

декабрь 2004г. в % к 

декабрю 
2002г.

ноябрю 
2004г.

Грузооборот транспорта

4546,7

106,2

396,2

103,4

102,8

107,7

109,4

104,5

в том числе:

               

железнодорожного

1801,6

108,0

154,1

101,2

98,1

110,5

113,5

105,3

автомобильного

182,1

105,2

15,2

108,3

100,4

103,5

108,6

101,1

морского

58,9

69,9

8,0

111,2

172,1

75,1

76,9

107,2

внутреннего водного

87,8

108,7

2,6

100,2

59,4

96,0

127,3

63,3

воздушного  
(транспортная авиация)

3,0

109,4

0,3

110,4

85,2

102,8

123,5

92,0

трубопроводного

2413,3

106,2

216,0

104,5

106,0

108,2

108,0

104,9


 

Объем погрузки основных видов грузов  
на железнодорожном транспорте

 

2005г., млн. 
тонн

В % к 
2004г.

Декабрь 
2005г., млн. 
тонн

В % к

Удельный вес  в об-щем объ-еме пог-рузки в  декабре 2005г., %

Справочно

декабрю 2004г.

ноябрю 
2005г.

2004г. 
в % к 
2002г.

декабрь 2004г. в % к 

декабрю 
2002г.

ноябрю 
2004г.

Грузы

1220,9

105,2

103,1

103,5

99,1

100

107,1

107,7

99,9

из них:

каменный уголь

273,5

105,2

24,7

101,5

98,0

23,9

107,4

104,4

103,4

кокс

12,6

105,3

1,0

96,2

101,3

1,0

107,1

113,0

105,0

нефть и нефтепродукты

209,1

101,6

18,1

98,9

105,0

17,6

115,4

113,9

104,7

руда железная и  
марганцевая

99,3

106,4

8,5

102,3

98,6

8,3

109,9

116,7

101,6

руда цветная

22,7

100,5

1,8

94,6

95,3

1,7

106,3

104,9

98,0

черные металлы

71,1

105,3

6,4

107,4

106,9

6,3

106,7

107,4

104,9

лом черных металлов

25,4

126,6

2,1

118,1

84,7

2,0

121,4

135,9

94,7

химические и минеральные  удобрения

41,5

108,3

4,0

109,9

111,9

3,9

103,7

111,3

107,5

строительные грузы

184,0

109,4

13,0

116,0

91,9

12,6

100,8

101,9

87,0

цемент

32,4

110,6

1,8

105,6

79,4

1,8

110,0

123,1

77,0

лесные грузы

59,2

109,7

5,4

107,6

125,7

5,2

104,4

108,0

123,4

зерно и продукты перемола

21,1

83,1

2,4

103,7

105,0

2,3

96,5

73,7

95,4

комбикорма

1,6

93,2

0,1

102,8

114,1

0,1

90,4

84,5

100,7

импортные грузы

9,9

98,7

0,8

95,4

98,6

0,8

96,3

114,7

116,4



 

 

Огромную проблему для  развития транспортной инфраструктуры представляет неурегулированность земельных отношений, прежде всего - это касается механизма резервирования и изъятия земель. Для установления единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог, необходима разработка специального федерального закона о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в РФ, а также закона о порядке перевода земель из одной категории в другую.

Одной из главных задач  транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе. Поэтому требуется скорейшее принятие проекта федерального закона "О транспортной безопасности", а также соответствующих поправок в законопроектах "О борьбе с терроризмом", "О безопасности" и других законодательных актах. Необходимо также разработать эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности.

Особое важное значение имеют вопросы развития трубопроводного транспорта, способствующего решению задач диверсификации поставок нашей нефти, расширению пропускной способности трубопроводной системы, развитию газораспределительной сети внутри нашей страны, включая расширение системы на восток России. Однако, до сих пор вопросы строительства трубопроводного транспорта, как на законодательном, так и на подзаконном уровне не урегулированы, что не способствует реализации общегосударственных задач. Этому будет способствовать скорейшее принятие федерального закона “О магистральном трубопроводном транспорте”, который в настоящее время находится в процессе второго чтения в Государственной Думе. Принятие закона позволит установить основы правового положения субъектов трубопроводного транспорта, правовые, экономические и организационные режимы отношений в области транспортировки нефти и газа и эксплуатации трубопроводов.

 

2.1. Железнодорожный  транспорт

 

Как уже было сказано  ранее железнодорожный транспорт, является одним из наиболее часто  используемых видов транспорта, поэтому  он должен быть размещен по стране повсеместно. На самом же деле железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.

Информация о работе Транспортная логистика в России