Транспортная логистика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития логистического комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.
Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:
1) проанализировать опыт, изложенный в экономической литературе;
2) выделить основные центры размещения транспорта;
3) изучить различные формы и методы решения проблем по развитию транспортного комплекса России;
4) раскрыть всю необходимость решения этих проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Актуальные вопросы и тенденции развития логистики……………………..7
1.1. Актуальность логистики в условиях экономики России…………7
1.2. Основные факторы развития логистики……………………………27
1.3. От закупки до продажи: степень ответственности………………...31
2. Размещение транспортного комплекса России……………………………..43
2.1. Железнодорожный транспорт……………………………………….45
2.2. Автомобильный транспорт…………………………………………..50
2.3. Водный транспорт……………………………………………………53
2.4. Трубопроводный транспорт………………………………………....56
2.5. Воздушный транспорт………………………………………...……..58
3. Проблемы и перспективы развития транспорта России……………………59
3.1. Будущие тенденции развития логистики в РФ……………………..59
3.2. Исследователи о современном положении логистики РФ по сравнению со странами ЕС………………………………………………68
Заключение……………………………………………………………………….70
Список использованной литературы…………………………………………...73
Приложения……………………………………………………………………...75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом логиста.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Объектом логистического управления являются потоки, потоковые  процессы, любые процессы, связанные с перемещением чего-либо.

Логистическое управление компанией можно также рассматривать  как систему, увязывающую в единое целое управление как внутренними  бизнес-процессами, так и бизнес-процессами партнеров.

В основе логистического управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес компании в данном ракурсе открывает множество преимуществ. Руководство получает возможность увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании.  
 
Эффективное использование принципов и методов логистики позволяют руководству компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.

Внедрение логистического управления позволит также снизить  уровень запасов продукции в  снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.

В центре внимания системы  логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей.

Наблюдается тенденция  повышения уровня требований, предъявляемых  потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.

Качество логистического обслуживания - это удовлетворение потребностей потребителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, соответствии уровня обслуживания стандартам потребителя, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству обслуживания.

Система управления логистическим обслуживанием основана на следующих основных принципах:

- ориентация на потребителя; 

- ориентация на бизнес-процесс; 

- ориентация на предотвращение  ошибок и сбоев;

- ориентация на постоянноесовершенствование. 

 

Основными концепциями  логистического обслуживания являются концепции Customer Satisfaction и Consumer Service. Их суть – построение таких отношений с потребителем, в рамках которых возможно решение практически всех проблем потребителя на основе изучения его потребностей ("клиент всегда прав"). Основной задачей является помощь потребителю сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным. Для этого рекомендуется провести подробный анализ "болевых точек" потребителя.  
В силу своей ярко выраженной ориентации на конечного потребителя логистический подход значительно отличается от апробированных на российском рынке технологий простой дистрибьюции, что налагает определенные требования на функционирование компании вообще и службы логистики в частности.

Необходимо провести работу по выработке единообразной стандартизированной логистической терминологии. Специалисты функциональных подразделений компании должны говорить на одном языке, оперировать схожими терминами и понимать друг друга.

 
Одним из наиболее важных ресурсов, определяющих степень эффективности деятельности компании, являются люди.

Одним из важных условий  проникновения логистической идеи во все сферы бизнеса компании является наличие высококвалифицированных  специалистов по логистике.

В настоящее время  ощущается определенный недостаток специалистов, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также знать общие взаимосвязи между функциональными областями бизнеса.

Основными принципами кадровой политики в компании должны являться следующие положения:

- человек является  главным решающим элементом в  логистической системе компании;  
- необходимо обеспечивать условия для постоянного повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников, так как квалификация работника прямо влияет на степень его мотивации и отношение к своей работе;  
- применение методов руководства, направленных на то, чтобы помочь сотруднику лучше выполнять свои должностные обязанности, а именно:  
- устранение атмосферы боязни. Например, из-за страха получить выговор из-за задержки в подготовке договора, менеджер по продажам может допустить ошибки в формулировании условий договора. Или из-за боязни отказа в заключении договора он обещает потенциальному клиенту поставку точно в срок, хотя в данной конкретной ситуации это может быть невыполнимо. Если же ошибки влекут за собой определенные санкции, то сотрудник предпримет меры для того, чтобы их скрыть или переложить ответственность на другого человека;

- устранение барьеров  по вертикали (проблемы коммуникации  между руководителями и сотрудниками);

- устранение барьеров  по горизонтали (проблемы коммуникации  между сотрудниками функциональных  подразделений);

- выдвижение требований постоянного совершенствования персонала;

- отказ от жестко  установленных норм;

- ясное представление  сотрудниками политики компании;

- согласование краткосрочных  требования с долгосрочной стратегии. 

 
Одним из условий распространения  концепции логистики в России, как основы построения бизнеса, является готовность российского предпринимателя к кардинальному изменению отношения к потребителю и партнерам по бизнесу.

 
Несколько слов о подготовке специалистов по логистике.

В вузах преподаются  по сути лишь основы логистических знаний. Необходимо разработать систему прохождения студентами программы стажировок и практик в компаниях. Для сравнения, в университетах Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование в области логистики. Необходимо совершенствовать методики преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Наблюдается недостаток квалифицированных преподавательских кадров.

 
Необходимо разрабатывать программы  обучения и повышения уровня квалификации сотрудников службы логистики компании на плановой основе. Это исключит ошибки специалистов в выполнении операций, что в дальнейшем позволит исключить возникновение проблем в ходе выполнения заказа, сбои в общем логистическом процессе, повысить уровень качества обслуживания, расширить рынок потребителей и, в конечном счете, повысить репутацию компании.

Необходимо обеспечить первоочередное обучение и повышение  уровня квалификации сотрудников, непосредственно  отвечающих за выполнение заказов клиентов компании.

Представляется важным также обучение основам логистики  власть имущих на общероссийском и  региональном уровнях для повышения  их профессионализма и компетентности.

Каждое структурное  подразделение компании выполняет  конкретную, свойственную только ему функцию, за результаты выполнения которой руководитель подразделения ответственен перед руководством компании. По ряду причин руководители функциональных подразделений ставят свои локальные цели выше корпоративных. Если к тому же интересы подразделений пересекаются, то это делает их соперниками. Соперничество может привести к возникновению конфликтных ситуаций в вопросах делегирования ответственности и полномочий. Этому также способствует отсутствие системы четко определенных должностных обязанностей специалистов. В результате чего, специалисты функциональных подразделений могут не иметь общего представления о том, какие функции в логистическом процессе на них возложены.

Специалисты функциональных подразделений компании, стремясь улучшить результаты выполнения своей функции, могут не учитывать результаты влияния отдаленных последствий принимаемых ими управленческих решений на выполнение других функций и результаты деятельности компании в целом.

Логистическая система  компании эффективно работает на потребителя тогда, когда основные элементы системы, такие как закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение, функционируют как единый четко отлаженный механизм. Этого невозможно добиться, если в процессе выполнения заказов потребителей сотрудники функциональных подразделений, достаточно профессионально реализуют свою часть функций по выполнению заказа, но не несут ответственности за результаты выполнения заказа в целом.

 
Если отдельное функциональное подразделение  не в состоянии сыграть свою роль в реализации механизма выполнения заказов потребителей, то усилия специалистов всех других подразделений компании могут быть совершенно напрасными.  
 
"Цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено".  
 
В этой связи необходимо постоянное согласование деятельности сотрудников всех подразделений, занятых выполнением заказа.  
 
Организационные концепции, лежащих в основе функционирования компаний, имеющих традиционные функциональные подразделения и компаний, организационная структура управления которых построена на основе логистического подхода, существенно отличаются.  
 
Компании с функциональным подразделением характеризуются:  
 
- сильной специализацией специалистов функциональных подразделений (закупки, склад, сбыт, и т.д.);

- ярко выраженной формализацией; 

- наличием связанных  информационных систем;

- централизацией принятия  решений; 

- и высоким уровнем  интенсивности контроля.

 

 
В свою очередь, организационная концепция, лежащая в основе разработки и  внедрения службы логистики в компании, предполагает:

 
- низкий уровень специализации,  наличие специалистов-универсалов; 

- исключение формализма;

- наличие несвязанных  информационных систем;

- децентрализацию принятия  решений; 

- низкий уровень интенсивности  контроля.

 
Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании, необходимо создание самостоятельного подразделения в организационной структуре компании - службы логистики, находящейся в прямом подчинении руководства компании.

В организационной структуре  компании почти все функции управления взаимосвязаны с логистической  системой. Поэтому служба логистики  должна тесно взаимодействовать  с различными функциональными подразделениями  компании. Служба логистики взаимодействует с основными функциональными подразделениями, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании.

 
Работа по координации выполнения заказов не должна подменяется работой  по управлению выполнением заказов, связанных с решением множества организационных задач в ходе выполнения логистических операций.  
 
Служба логистики не должна физически подменять собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи необходимо разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой логистики ставится задача не разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам компании, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказа, а координация укрупненных блоков задач.  
Однако без имеющейся в структуре управления компанией службы логистики такая интеграция невозможна. Это препятствует эффективному функционированию компании, делает невозможным ее дальнейшее развитие, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации структуры управления.  
Известно, что компаниям, осуществляющим поиск зарубежных партнеров или инвесторов и при этом обладающих развитыми логистическими службами, отдается предпочтение.

Служба логистики играет роль одного из основных подразделений, без которого реализуемые товары были бы лишены одного из главных потребительских свойств – быть доступными потребителю.  
Создание службы логистики позволит увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами партнеров и потребителей.

В структуре службы логистики  все функции, необходимые для  эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованно-управляемый  механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности  ответственно, слаженно и профессионально.

Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений  и службы логистики, наличие эффективной  системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании.  
Кантер, известный немецкий специалист по организационному поведению, отмечал, что "истинная свобода состоит не в отсутствии структуры, т.е. в возможности для работников выйти из-под контроля и делать, что им заблагорассудится, а, скорее в четкой структуре, которая позволяет людям работать в установленных рамках самостоятельно и творчески". Такая структура управления может быть составлена на основе разработки должностных инструкций специалистов.

Очень важным представляется разработка системы четкого распределения должностных обязанностей специалистов по логистике.  
Должностные обязанности – это основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию сотрудников.  
Одной из важных задач специалиста по логистике является определение возможных способов и методов реагирования на воздействующие факторы внешней среды – политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические, и др.

Одна из главных задач  специалиста по логистике – проанализировать ситуацию, выяснить интересы каждого  звена в цепи "производство-потребление" и скоординировать их деятельность. Цель логистика – организовать весь маршрут продвижения заказа таким образом, чтобы минимизировать затраты на каждом звене этой логистической цепи.  
Логистик – это профессиональный "скряга", который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает над тем не как заработать, а как сэкономить.

Выбор методов снижения уровня логистических затрат осуществляется с учетом таких факторов, как сложность  логистической системы компании (например, количество складов-потребителей, складов-источников, сложность и характер связывающих их маршрутов), количество видов продукции (ассортимент, упаковка, требования к режиму транспортировки), объемы перевозок, период планирования, количество видов используемого транспорта, режим работы транспортных компаний и т.д.

Информация о работе Транспортная логистика в России