Складские ресурсы: организация и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:34, автореферат

Краткое описание

Современный склад: виды и функции
Склады представляют собой разнообразные помещения, где содержатся товары, и различные устройства, специально предназначенные для их приемки, размещения и хранения. Сегодня склад – это хорошо отрегулированная многоуровневая организация, объединенная в единый технологический процесс с автоматизированными системами по учету складируемых запасов, начиная от их приемки и заканчивая отпуском конечному потребителю.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 281.93 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Складские  ресурсы: организация и управление

1.1. Современный  склад: виды и функции

Склады представляют собой  разнообразные помещения, где содержатся товары, и различные устройства, специально предназначенные для  их приемки, размещения и хранения. Сегодня склад – это хорошо отрегулированная многоуровневая организация, объединенная в единый технологический  процесс с автоматизированными  системами по учету складируемых запасов, начиная от их приемки и  заканчивая отпуском конечному потребителю.

Таким образом, современный  склад является сложной структурой, как с технической, так и с  управленческой стороны. Ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса  вносят решительные изменения в  структуру логистического процесса управления запасами. Это проявляется в том, что ежедневно в наш обиход входят новые, более совершенные системы движения материальных потоков.

Широкое распространение  и энергичное внедрение современных  комплексных автоматизированных систем управления складом, основанных на новейших средствах получения и обработки  информации в режиме реального времени  обуславливается необходимостью снижения временных и трудовых затрат.

1.1.1. Логистика  в складском деле

Склады – один из основополагающих компонентов логистических систем. Реальная необходимость в специально оборудованной площади для хранения запасов имеется на всех этапах движения материального потока, начиная с первичного сырьевого источника и заканчивая потребителем. В этом кроется причина большого видового разнообразия складских систем. Склады представляют собой существенную часть технологического процесса промышленных предприятий, лежат в основе оптовой и розничной торговли. Этим объясняется тот факт, что склады предприятий, нацеленных на высокую эффективность и конкурентоспособность, нуждаются в современной организации, современных технологиях и квалифицированных сотрудниках. Серьезное значение имеет выполнение технических и гигиенических требований. Например, подъездные пути к складам и площадкам для складирования продукции должны иметь твердое покрытие и находится в исправном состоянии. Особенное внимание должно уделяться чистоте. В частности, отходы от упаковки и мусор должны собираться в специально отведенные места и периодически утилизироваться.

На складах концентрируются  резервы материальных ресурсов, необходимых  для гашения колебаний объемов  поставок и спроса, а также уравновешивания  быстроты потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к  потребителям или потоков материалов в технологическом производстве.

Классификация складских  хозяйств. В технологическом процессе задействовано огромное количество самых разнообразных складов. По назначению складские хозяйство подразделяют на несколько типов.

Производственные склады – склады сырья, комплектующих изделий, полуфабрикатов, материалов, цеховые  склады готовых изделий, заводские  склады готовой продукции. Эти складские  помещения, исходя из состава складируемых материалов хранимых веществ, материалов, продукции, сырья и их упаковки, подразделяются на категории А, Б, В, и Д по взрывопожарной и пожарной опасности. Конструкции таких зданий строятся с учетом обеспечения их потенциальной реконструкции и перепланировки, а также модификации технологии хранения материальных запасов без серьезной перестройки зданий.

В одном помещении могут  объединяться отделы хранилищ, экспедиций, приемки, сортировки, комплектации, а  также бытовых, административных и  других помещений. Иногда отдельные  помещения не выделяются, и вышеназванные  подразделения размещаются под  крышей одного здания. Назовем типы подразделений:

а) транзитно-перевалочные – склады при железнодорожных вокзалах, станциях, портах, речных пристанях, аэропортах, автогрузовых терминалах необходимы для приемки грузов на хранение, непродолжительного складирования материальных запасов в период перегрузки их с одного типа транспорта на другой и отправки их едиными тарными местами (объясняется необходимостью перегрузки грузов);

б) таможенные – склады для хранения товаров в ожидании таможенного оформления. Представляют собой специально обустроенную и оборудованную территорию (складское помещение, открытую площадку) для временного хранения, имеющую статус постоянной зоны таможенного контроля и предназначенную для целей хранения импортной продукции;

в) досрочного завоза – склады в местах, доставка товаров в которые осуществляется только в определенные периоды;

г) резервные – для хранения грузов на случай чрезвычайных обстоятельств;

д) оптовые распределительные – склады, обеспечивающие снабжение товаропроводящих сетей;

е) коммерческие коллективного пользования. Эти склады предназначены для любых владельцев товаров;

ж) розничные – склады торговых организаций.

Современный рынок все  более нуждается в современных  складских комплексах, оборудованных  новейшей техникой и системами хранения, приема, комплектации и отгрузки товаров. Поэтому перед руководителями каждого  автономного складского комплекса  либо терминала стоит задача сделать  основные процессы наиболее эффективными.

Обустройство  складов. В силу указанных причин склады нередко оборудованы для расфасовки, упаковки, тестированию и другим операциям, так как некоторые грузы нуждаются в дополнительной подготовке перед транспортировкой. Например, жидкие грузы можно перемещать в контейнерах только в мелкой расфасовке – бутылках, банках объемом не более 1 л, упакованными в облегченную тару (обрешетки, картонные коробки). Перед погрузкой запасных частей, метизов и другой продукции подобного назначения грузоотправитель должен использовать плотную бумагу, чтобы внутренняя поверхность контейнера осталась неповрежденной и чистой. В универсальных контейнерах категорически запрещена перевозка зловонных грузов, пачкающих стены и пол контейнера, а также стружки и лома цветных и черных металлов.

Этим объясняется, что  кроме погрузочно-разгрузочной техники  оборудование современного склада включает паллетайзеры, паллетоупаковщики, конвейерные системы, которые представляют собой существенную часть операций, обеспечивающих высокую динамику обработки грузов на всех этапах логистического процесса – от приема груза на склад, до его отправки по назначению.

В предприятиях, посредством  которых осуществляется товародвижение, склады являются главными функциональными  подразделениями. Системы продвижения  товаров между производителями  и заказчиками подразделяют на прямые (производитель – посредник дилер  и крупные потребители), эшелонированные (изготовитель – дистрибьюторы –  дилеры и крупные потребители) и  гибкие (прямые поставки – от изготовителей  дилерам и крупным потребителям в исключительных случаях).

Эшелонированные товаропроводящие системы содержат три уровня складов:

1) центральные или зональные склады производителей, работающие на местные склады своей системы продвижения товаров в географических или административных округах;

2) местные склады, обслуживающие своих дилеров в одном районе;

3) дилерские, работающие на мелкооптовых и/или розничных потребителей в местах потребления продукции.

Зональные и региональные склады называют распределительными, потому что они сбывают товары оптом не конечным потребителям, а  соответствующим складам – компонентам  товаропроводящих систем.

Дилерские (торговые) склады реализуют продукцию напрямую розничным  потребителям и через своих торговых агентов, в наличие которых имеются  магазины или другие пункты реализации. Дилерские склады тоже осуществляют распределительные функции, но в  меньших масштабах.

Применительно к России центральными или районными складами можно считать склады готовой продукции заводов-производителей и оптовых компаний-импортеров, региональными– склады оптовых предприятий, работающих на одну или несколько областей, дилерскими– склады мелкооптовых фирм, обслуживающих потребителей в одном или нескольких районах потребления.

Задачи распределительных  складов – обеспечение результативной работы по налаживанию работы товаропроводящей сети, где шкала эффективности  – почти стопроцентное удовлетворение официальных заказов, экстренные отгрузки в течение суток за границы  области, в течение 12 часов в пределах области. Несрочные отгрузки должны осуществляться в срок, не превышающий 2 суток.

Склады общего пользования (склады-отели) специализируются на складировании  продукции различных клиентов. Их выгодно использовать, так как  посредством них осуществляется высокое качество обслуживания, снижаются  издержки складирования, имеются возможности  хранения исключительно сезонной продукции, товаров со специальными условиями  хранений, а также потенциальную  вероятность освоения новых рынков без основательных вложений на развитие личного складского хозяйства.

1.1.2. Характеристика  складского бизнеса

Развитие складского бизнеса. Развитие бизнеса складов-отелей принято подразделять на несколько направлений.

1. Для сдачи частями в аренду, согласно договору на гарантированные транспортно-складские услуги (хранение материальных запасов, экспедирование, транспортировка и др.). Результативность использования полученных в аренду складских помещений и подъемно-транспортных средств находится в прямой зависимости от клиента.

2. Для приемки на хранение и сопровождения грузов по распоряжениям клиентов.

3. Для выполнения полного цикла работ с продуктами, не исключая комплектации ассортиментных наборов, агентские функции – реализацию заказов клиентов от имени, уполномочившего лица.

4. Для предоставления клиентам услуг по транспортировке и складированию сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации от места изготовления до места реализации. В этом случае требуется обладать сетями транспортно-складских комплексов, центрами обработки заказов, а также системами организации доставки грузов. Услуги могут быть транспортными, информационными, таможенными или складскими (разгрузка, погрузка, складирование, учет материальных запасов). Они могут заключаться в исполнении распределительных функций (обработка заказов торгового представителя, подбор грузов для транспортировки, упаковка, оформление страховки, работа с претензиями дилеров, отгрузка товаров взамен неисправных с их последующим ремонтом в сервисных центрах изготовителя). Услуги этих компаний начинаются на складе заказчика. Товар забирается со склада клиента и перевозится на склад компании для дальнейших действий в качестве дистрибьютора. Такие склады работают круглосуточно и без выходных.

Широкое распространение  такой сервис получил на международном  рынке в продвижении изготовителями запасных частей к автомобилям.

Выполняя гарантийные  обязательства клиента-изготовителя продукции, организации отвечают перед  конечным пользователем товара. Заявки на замену некачественного изделия  от конечных потребителей, поступают  в центры этих компаний, а не производителям товаров. Службами этих компаний пользуются многие известные производители  с мировыми именами.

Такие компании одновременно сертифицированы и работают в  качестве таможенных брокеров и перевозчиков. У них имеется собственная  транспортная и складская инфраструктура в странах СНГ и России. В  Москве действует такой центр, начиная  с 1997 года.

Сервис таких компаний дает следующие преимущества:

1) фирмы, пользующиеся услугами по логистике, получают возможность сосредоточивать свои усилия на основном бизнесе;

2) использование современных информационных технологий компанией, содержащей склады, позволяет более действенно управлять процессом движения продукции;

3) сокращение сроков доставки товаров благодаря стратегически удачно расположенным складским терминалом и использованию услуг широкой сферы транспортных компаний;

4) вероятность скорейшего освоения новых рынков;

5) возможность получения полного диапазона услуг от одной компании;

6) отсутствие необходимости содержания собственных складов.

Классификация видов  складских помещений. Складские помещения могут отличаться друг от друга по:

1) масштабам: от помещений небольшого размера до гигантских складов размерами достигающих несколько сотен тысяч квадратных метров;

2) высоте складывания грузов. Существуют склады, где с укладкой груза человек может справиться самостоятельно. Однако известны складские комплексы, в которых поднять и уложить груз в ячейку на стеллаже высотой около 30 м, можно только с помощью специального оборудования.

Это могут быть склады общего назначения, контейнеры, сейфы для  опасных веществ, специализированные склады-хранилища (овощехранилища, фруктохранилища, склады-холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов и др.). На складах формируют требуемые условия для хранения с учетом физико-химических характеристики продукции:

уровню замены на складе ручного труда машинным: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;

существованию железнодорожных  или водных путей: пристанционные или  портовые склады, прирельсовые, глубинные;

широте комплектации складируемых запасов: специализированные, со смешанной  или универсальной комплектацией;

планировке: закрытые – устраиваются в отдельных помещениях, полузакрытые – иметь только крышу и несколько  стен, открытые – специально оснащенные площадки без крыши. Территория складов  обычно имеет ограждение и наружное освещение. Будет ли склад закрытым, (отапливаемым и неотапливаемым), полузакрытым (с навесами) или открытым, определяет характер складируемых материальных запасов;

условиям складирования  – поддерживается специальный температурный  режим, влажность, совместимость складируемых материалов (в частности, химических).

На складах могут храниться  грузы производственно-технического назначения, а также товары народного  потребления. Это могут быть склады личного пользования (для хранения товаров, принадлежащих конкретному  юридическому лицу или предприятию) или складские помещения, сдаваемые  на условиях финансовой аренды в коллективное пользование. В зависимости от местоположения в общем процессе движения материального  потока склады подразделяются на группы (рис. 1).

Информация о работе Складские ресурсы: организация и управление