Распределительные центры и организация складского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о независимых распределительных центрах и организации складского хозяйства.
Объектом исследования являются независимые распределительные центры.
При написании работы автором ставились перед собой следующие задачи:
- выявить условия вызывающие необходимость создания независимых распределительных центров;
- рассмотреть организацию и управление независимыми распределительными центрами.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа А.Сафарян ОК-41.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Все это достижимо  лишь на собственных складах. Располагая складом общего пользования, руководство предприятия может оперативно корректировать стратегию сбыта с целью укрепления своих активных позиций в конкурентной борьбе.

К складам общего пользования  следует обращаться при низких объемах  товарооборота или при хранении товара сезонного спроса.

В снабженческой и  распределительной логистике (в  тех случаях, когда на первое место  выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой  гарантии ее выполнения) многие стремятся  воспользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе «поставщик - потребитель» на основе использования системы «точно в срок». Составам общего пользования также отдается предпочтение, когда предприятие внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

Многие предприятия  в начальной стадии своей деятельности из-за отсутствия финансовых возможностей пользуются мощностями складов общего пользования, имеют следующие преимущества:

• не нужны частные  инвестиции в развитие складского хозяйства;

• сокращаются финансовые риски;

• увеличивается гибкость складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);

• отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.

Основным моментом оптимизации  распределительной системы является определение необходимого количества складов.

В первую очередь нужно  учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором является минимизация суммарных затрат.

Если сделать число  складов небольшим (один или два), то в этом случае транспортные расходы  по доставке будут наибольшими.

Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие пяти-шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой.

Не исключено, что дополнительные расходы могут значительно превысить экономический эффект, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

Задача размещения распределительных  центров может формулироваться  как поиск оптимального решения  или как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. При таких условиях расширение распределительной сети целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д., поэтому рациональнее будет либо приобрести склады, или снять их в аренду.

На выбор участка  под распределительный центр  уже после того, как решение  о географическом месторасположении  центра принято, будут влиять: размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентами (возможно, и самих клиентов). Также необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны (к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники);

^ Транспортная доступность  местности. Значимым составляющей  расходов функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы, поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов; планы местной власти. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие распределительного центра.

Кроме перечисленных  факторов, необходимо ознакомиться с  особенностями местного законодательства, проанализировать расходипо облагораживание  территории, оценить уже имеющиеся  на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы и др.

Выбор между организацией собственного склада и использованием услуг наемного

Логистическая цепь может  быть организована с использованием собственных складов или складов общего пользования.

Выбор между организацией собственного склада и использованием для размещения запаса склада общего пользования относится к классу задач «сделать или купить».

Вопрос об использовании  собственного склада возникает, если объемы грузооборота выше Г6. Решение принимается на основе сопоставления разницы расходов по использованию собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного склада. 

 

 

    1. Методы определения месторасположения склада

Задача размещения складов  может формулироваться как поиск  оптимального решения или как  поиск решения, близкого оптимального. Наукой и практикой для решения  задач обоих видов произведенные  три метода.

  1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального месторасположения склада решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров с помощью методов математического программирования.

Метод достаточно трудоемкий, и количество переменных растет по экспоненте по мере увеличения масштабов  сети.

  1. Эвристический метод основан на предварительный отказ от большого количества очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть региона, исключением из задачи непригодных вариантов. Для других спорных вариантов расчеты выполняются по полной программе. Менее трудоемкие субоптимальные или близкие к оптимальным методы. В их основе лежат человеческий опыт и интуиция.
  2. Метод определения центра тяжести системы распределения. Данный метод основан на вычислении центра тяжести состава к определенным потребителям, то есть распределительный склад будет располагаться в определенной точке ближе к крупным покупателям. Для его применения необходимо нанести на карту района обслуживания координатные оси и найти координаты точек, в которых размещены потребители материального потока (например, магазины).

 

 

Точка территории обеспечивает минимум  транспортной работы по доставке, в  общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но находится недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.

Решение по развитию складской  сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе. Проблема определения оптимального количества заключается в следующем: если количество слогов на обслуживаемой территории меньше оптимального, то транспортные расходы по доставке товара потребителю будут большими. Если же количество слогов будет чрезмерно велико, то при снижении транспортных расходов на доставку потребителям повысятся эксплуатационные расходы на содержание складов, затраты на доставку товаров на склады, а также расходы на управление всей системой распределения.

Для принятия решения об использовании  оптимального количества складов в  зоне обслуживания необходимо проанализировать зависимость от числа складов:

^ Транспортных расходов. Расходы, связанные с доставкой  товара на склады, при увеличении  их количества растут, расходы,  связанные с доставкой со складов  потребителям, снижаются. Суммарные  транспортные расходы при увеличении  числа складов, как правило, убывают;

^ Расходов на содержание  запасов. Суммарный запас в  распределительной системе при  увеличении количества складов  растет. Это происходит из-за увеличения  страхового запаса (он необходим  на каждом складе), а также из-за  того, что потребность склада  в некоторых группах товара при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм;

^ Затрат, связанных с  эксплуатацией складского хозяйства  и управлением складской системой. При увеличении количества складов  расходы, связанные с их эксплуатацией  и управлением, растут, но менее медленными темпами, чем растет количество складов. Причина этого заключается в эффекте масштаба и компьютеризации системы управления;

^ Потери продаж, вызванных  удалением состава от потребителей (в случае небольшого числа  складов). При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых пунктов растет. Это означает, что потребителю сложнее самому приехать на склад и подобрать ассортимент.

Следовательно, потери продаж при увеличении числа складов  снижаются. На основании приведенных зависимостей минимизируются общие затраты и

соответствующее им количество складов.

Площади служебных  помещений и вспомогательная  площадь склада.

В состав служебной площади  состав входят площади конторских и  бытовых помещений. Они определяются в соответствии со строительными нормами и правилами, рассчитываются в зависимости от количества работающих на складе по нормам площади на одного работающего, например:

• гардеробные должны иметь площадь из расчета 0,72 м2 на одного работающего при однорядном расположении шкафов и 0,6 м2 - при двухрядном;

• количество душевых  определяется из расчета: одна кабина на пять работающих в наиболее многочисленной смене, а площадь душевых принимается  из расчета 1,9 м2 на одну кабину (с учетом проходов между душевыми)

• умывальные комнаты - один кран на 15 работающих в наиболее многочисленной смене, площадь - 1,2 м2 на один кран;

• туалетные комнаты - из расчета 2,25 м2 на каждую кабину;

• площадь помещения  для отдыха - 0,2 м2 на одного работающего  в наиболее многочисленной смене, но не менее 18 м2;

• помещения для обогрева рабочих - 0,1 м2 на одного работающего  в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2;

• рабочие комнаты  для служащих и конторы кладовщиков - 4 м2 на одного работающего;

• комнаты конструкторских бюро - 6 м2 на чертежный стол;

• кабинеты для руководства  базы - 15% площади рабочих комнат служащих, площадь комнат не менее 9 м2;

• столовые - при числе  работающих в наиболее многочисленной смене более 250 человек, буфеты с  отпуском горячих блюд - по числу работающих менее 250 человек;

• комнаты приема пищи - при числе работающих менее 30 человек, площадь - из расчета 1 м2 на одного посетителя.

В вспомогательную площадь  входят проходы и проезды.

Ее размер зависит  от габаритов хранящихся на складе материалов и изделий, технологии складских работ, внутренней компоновки складских помещений и оборудования, от размеров подъемно-транспортных средств. Ширину главных проездов (А) рассчитывают по формулам

А = 2В + ВС;

А = В + r + С,

где В - ширина транспортного средства, м;      

С - ширина зазоров между  транспортными средствами, а также  между ними и стеллажами, штабелями (около 0,2 м);

r - внутренний радиус  поворота транспортного средства, г.

Для осмотра товаров  и грузов по периметру склада между  стенами и стеллажами, а также между стеллажами и штабелями оборудуют проходы для работников склада (их ширина не менее 0,8 м). Если в проходе ведутся работы по отборке, укладке, строповке грузов, то ширина его увеличивается до 1 м, если перемещается ручная тележка, то проход должен быть не менее 1,2 м.

Общая вспомогательная  площадь склада определяется суммой площадей проходов и проездов.

 

    1. Условия создания независимых распределительных центров

Термин «Распределительный центр», несмотря на его широкое  употребление, появился в России всего несколько лет назад, и понимание его в настоящее время неоднозначно. Во многих случаях под этим термином подразумевается просто более крупный склад. Западные специалисты под РЦ понимают, прежде всего, возможность оперативной обработки грузов самой широкой номенклатуры. В связи с этим главным и определяющим технологическим параметром РЦ является не объем складирования, а производительность по приему, комплектации и отгрузке товаров. Именно высокая производительность РЦ позволяет реализовать принципиально иную концепцию бизнеса – не складирование как можно большего объема товаров на неопределенное время с соответствующим замораживанием оборотных средств, а максимально быстрое распределение товаров по конечным потребителям. Это позволяет строить РЦ на меньшие объемы хранения с соответствующим сокращением затрат, но со значительно более высоким годовым оборотом. Доля издержек в этом случае на единицу оборота может быть сокращена в несколько раз.

Информация о работе Распределительные центры и организация складского хозяйства