Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ логистической информационной системы конкретного предприятия.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи.
Задача первого раздела – изучить и изложить теоретические основы темы. Дать понятие информационных потоков, их видов, раскрыть сущность логистической информационной системы, изучить принципы её построения и рассмотреть основные модели логистических информационных систем с применением интернет – технологий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
2
Теоретические основы организации логистической
информационной системы………..………………………………………

4
Информационные потоки и их виды………………………………
4
Сущность логистической информационной системы и принципы её построения………………………………………………………………

7
1.3 Методы совершенствования логистических информационных систем…………………………..…………………………………………..

12
2. Анализ организации логистической информационной системы ЗАО «Энерготехномаш»…………………………………………………..

17
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности предприятия…….
17
2.2 Анализ текущего состояния логистической информационной системы ЗАО «Энерготехномаш»………….……………………………..

22
3. Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»………………………………….….

30
3.1 Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию логистической информационной системы……………………………….

30
3.2 Экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий и рекомендаций по совершенствованию………………….

34
Заключение…………………………………………………………………
37
Список используемой литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kurslogist_posl_var.docx

— 114.61 Кб (Скачать файл)

Выделяют ряд моделей при внедрении Интернет-технологий в информационную логистическую систему предприятия. Они подразделяются на две основные группы. 

  1. Модель типа «интранет», при которой создается внутренняя информационная система. Доступ к информационным ресурсам такой системы предоставлен только сотрудникам данного предприятия и защищен от внешнего мира специальными средствами. Внутрипроизводственная часть информационной системы осуществляется с помощью локальной сети (LAN), служащей коммуникативным средством на различных уровнях информационной системы. При такой системе ряд компьютеров объединяются в сеть. Возможны три основные топологии сетей:

- структура звезды –  все участники работают с центральным  звеном, через которые связаны  друг с другом, недостатком является  то, что при выходе из строя  центра нарушается работа всего  комплекса сети;

- кольцевая структура  – каждый участник связан с  двумя соседями, с помощью промежуточных  звеньев возможна связь со  всеми станциями сети, при выходе  из строя одной станции кольцо  оказывается нарушенным;

- U-образная структура – все участники связаны друг с другом, во время связи двух участников сети она временно недоступна для использования остальными, но преимущество в том, что при выходе любой станции сеть остается роботоспособной.

На практике обычно применяют  смешанные формы данных структур. Внедрение интранет - системы повышает оперативность обмена информацией между всеми сотрудниками, облегчает установление обратных связей, позволяет персоналу вести совместную работу независимо от местонахождения. В этих условиях снижаются некоторые логистические издержки предприятия, связанные с организацией внутренних информационных потоков, оптимизируются процессы управления (в том числе процессы планирования), что  позволяет повысить эффективность функционирования логистической информационной системы и предприятия в целом.

  1. Модели типа «экстранет», создаются с возможностью доступа в информационную систему предприятия субъектов внешней среды. При внепроизводственной передаче информации и данных применяются так называемые общетерриториальные сети (WAN).

Наиболее простой в этой группе моделей является модель визитной карточки. Доступ к такой системе возможен не только для сотрудников предприятия, но и извне, со стороны тех, кому даны соответствующие права. Прозрачная для партнеров, но закрытая для посторонних, информационная система работает как визитная карточка или справочник предприятия, она содержит информацию об ассортименте, ценах на товар, о скидках и льготах, базу данных клиента (состояние его счетов, информацию о размещенных заказах и др.).

У предприятия появляется возможность не только информировать  потребителей о своей деятельности, но и осуществлять обратную связь  с потребителем с помощью электронной  почты, процедуры опознавания, процедуры  подписки на web-сервере. Создание такой информационной системы позволяет сократить время на поиск партнеров; осуществлять деятельность вне привязки к локальному рынку или географической территории, увеличить эффективность управления логистической системой предприятия в целом.

Следующая модель типа «экстранет» - это модель электронного заказа, она предполагает привлечение клиентов к работе непосредственно в информационной системе предприятия. Пользователем такой электронной системы может быть как корпоративный клиент (промежуточный потребитель, потребитель товаров производственного назначения), так и конечный потребитель. Соответственно, в рамках данной модели выделяют два более узких вида: модель «бизнес-бизнес» и модель «бизнес-потребитель». Такое разделение характерно для всех моделей экстранета, но в модели визитной карточки указанная дифференциация потребителей не оказывает существенного влияния на принципы работы информационной системы.

Модель электронного заказа вида «бизнес-бизнес» позволяет создавать два вида торговых интернет площадок: во-первых, на уровне предприятия, для взаимодействия с корпоративными клиентами (непосредственные потребители или посредники),  во-вторых, вне предприятия на уже созданных независимых торговых электронных площадках (электронная биржа или аукцион).

При использовании первой категории торговых площадок потребитель  через информационную систему размещает  заказ, фактически управляя складом  готовой продукции предприятия-производителя: при недостаточности наличного  запаса готовых изделий на складе товар автоматически запускается  в производство. Информационная система  данного вида выполняет следующие  функции: поиск в прайс-листе необходимой позиции, составление бухгалтерской отчетности, анализ спроса и предложения, выбор и оптимизация путей доставки, выбор наилучшего варианта и реализация оплаты и страховки.

Вторая категория торговых площадок (электронные биржи и  аукционы) помимо непосредственного  исполнения функции размещения заказа оснащена инструментарием для организации  торгов. Система данного вида позволяет  автоматизировать процесс поиска необходимого партнера и согласования условий  сделки; предусматривает возможность  устраивать тендеры и аукционы, содержит удобный механизм сравнения цен.

Предприятие-потребитель  имеет возможность быстро выбрать  интересующий его товар по минимальной  цене. При этом у потребителя снижаются  логистические издержки, связанные  с созданием материальных запасов (закупкой), а также издержки, связанные  с управлением логистической  системой. Предприятие-поставщик может  снижать издержки, связанные с  хранением запасов готовой продукции, и затраты по управлению логистической  системой. Помимо этого, в результате применения Интернет-технологий и у  поставщика, и у потребителя возникает  финансовый эффект, обусловленный высвобождением средств, отвлекаемых из оборота  при создании запасов; а у поставщика - еще и маркетинговый эффект от резкого роста контактной аудитории, потенциального роста объема продаж и, как следствие, - снижения себестоимости  единицы товара.

Модель электронного заказа вида «бизнес-потребитель» (торговля в розницу) предполагает создание собственных Интернет-магазинов или потребительских аукционов. Такого рода электронные площадки могут создаваться предприятиями-производителями, но чаще - предприятиями, специализирующимися на оказании торгово-посреднических услуг. Подобная Интернет-компания делает ставку на большой оборот и за счет этого имеет возможность получения достаточно больших скидок при закупке товара.

Таким образом, изучив вышеизложенные теоретические аспекты можно  сделать выводы.

1)Весь процесс логистики характеризуется тесной связью материальных и информационных потоков. Основное назначение логистических информационных потоков на предприятии – это обеспечение эффективного функционирования всех существующих на предприятии логистических систем.

2)Логистическая информационная система -  определённым образом организованная совокупность персонала, взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников, необходимых средств программирования и обеспечивающая возможность планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

3)Информационная логистическая система соответствует иерархической структуре системы управления предприятием (организационная структура).

4) На уровне отдельного предприятия информационные логистические системы подразделяются на три группы: плановые, диспозитивные (диспетчерские), исполнительные (оперативные).

6) Внедрение логистических информационных систем позволяет: сократить время прохождения логистического процесса, снизить запасы, рационально использовать ресурсы, повысить качество логистического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАО «ЭНЕРГОТЕХНОМАШ»

 

    1. Общая характеристика и анализ деятельности предприятия.

 

Свое происхождение ЗАО  «Энерготехномаш» берет от Улан-Удэнского  завода «Теплоприбор» - одного из крупнейших в Республике Бурятия предприятий, работающих в области машиностроения и металлообработки.

В результате развала Советского Союза завод пережил тяжелейшие времена экономического спада и  смену организационно-правовых форм,  в результате в 2002 году предприятие  претерпело реорганизацию и стало  называться ЗАО «Завод Теплоприбор-Комплект». С 2003 – 2007 года завод последовательно проводил работу по замене, устаревшего, морально изношенного оборудования на современное. Выбор и установка высокотехнологичных станков определялся из наиболее рационального маршрута движения деталей по будущей технологической линии. В результате его выполнения уровень технологии увеличился почти втрое, а также привел к улучшению качества продукции на всех звеньях производственного процесса. В 2008 году закрепившись на рынке энергетики, предприятие стало называться ЗАО «Энерготехномаш».

Закрытое Акционерное  Общество «Энерготехномаш» расположено по адресу: 670045 г. Улан-Удэ, ул. Трактовая, 1.

Организационно-правовая форма предприятия - Закрытое Акционерное Общество. Предприятие имеет частную форму собственности. Общество действует в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 25.12.1995 г., Гражданским кодексом Российской Федерации, учредительными документами.

Основными направлениями деятельности предприятия является серийное производство приборов и средств автоматизации для систем теплоснабжения, теплопотребления, водоснабжения, регулировании технологических процессов, автоматики для котельных и тепловых установок, изготовления комплектующих для всех отраслей машиностроения.

Организационная структура в ЗАО «Энерготехномаш» относится к линейно-функциональным и представлена в приложении 1.

Основные потребители  продукции: коммунальная теплоэнергетика, централизованное тепло и водоснабжение, металлургия, машиностроение.

Предприятия потребители: Сургутнефтегаз, Газпром, Бийский котельный завод, ОАО «Барнаултрансмаш», Энергомаш(ЮК)Лимитед, Смоленская АЭС, ЗАО Атомстройэкспорт, Газпромнефть, Росэнергоатом и др. Предприятия поставщики: РУСАЛ, Северсталь и другие.

Анализ хозяйственной  деятельности предприятия.

Для характеристики выпускаемой  продукции рассмотрим её структуру и объемы реализации за 2010г. и 2011г. (см. таблицу 2.1.1).

Таблица 2.1.1- Структура реализованной продукции за 2010г.-2011г. 

           

Наименование

продано, штук

абсол.

Удельный вес 

п.п

 

2010

2011

измен-е

2010

2011

1

Блоки питания

73

62

-11

0,0105

0,0104

2

Датчики давления ДД

514

368

-146

0,0736

0,0618

3

Датчики давления ДЕ 57

207

492

285

0,0296

0,0826

4

Датчики напора

2185

1564

-621

0,3129

0,2625

5

Датчики перепада напора ДЕ 57

38

12

-26

0,0054

0,0020

6

Датчики перепада напора ДПН

37

52

15

0,0053

0,0087

7

Датчики тяги

56

95

39

0,0080

0,0159

8

Датчики-реле напора ДЕ 57-25

518

611

93

0,0742

0,1026

9

Датчики-реле напора ДЕ 57-40

88

84

-4

0,0126

0,0141

10

Датчики-реле напора 57-6

408

269

-139

0,0584

0,0452

11

Датчики-реле тяги ДЕ 57

245

97

-148

0,0351

0,0163

12

Преобразователь температуры

80

51

-29

0,0115

0,0086

13

Клапан импульсный

37

57

20

0,0053

0,0096

14

Клапан питания котлов

612

518

-94

0,0877

0,0870

15

Клапан регулирующий

 

1

1

0,0000

0,0002

16

Кран шаровый

457

209

-248

0,0655

0,0351

17

Клапан эл.магнитный

315

174

-141

0,0451

0,0292

18

Клапан РК

77

31

-46

0,0110

0,0052

19

Регулятор давления РД

157

120

-37

0,0225

0,0201

20

Регулятор давления УРРД-3

32

23

-9

0,0046

0,0039

21

Регулятор давления УРДД-2

466

164

-302

0,0667

0,0275

22

Регулятор давления НЗ

 

32

32

0,0000

0,0054

23

Регулятор давления НО

 

217

217

0,0000

0,0364

24

Регулятор температуры

320

202

-118

0,0458

0,0339

25

ФСФ Ду

60

9

-51

0,0086

0,0015

26

ФСФ Ру

 

443

443

0,0000

0,0744

27

Всего:

6982

5957

-1025

1,0000

1,0000


 

Как видно из таблицы по большинству  наименований наблюдается уменьшение объема продажи, лишь по некоторым видам наблюдается рост.

Это объясняется тем, что в связи с тем, что была пересмотрена ассортиментная политика и взят курс на модернизацию, предприятие отказалось от выпуска некоторых убыточных видов продукции (задвижки),  а по некоторым видом сократило объемы  производства и стало выпускать продукцию только по запросу. Новая же продукция (модернизированные датчики - ДЕ 57, регуляторы давления НЗ и НО, фильтры большого сечения ФСФ) только выходит на рынок и не может дать больших объемов. Кризис затронул практически все сферы бизнеса и особенно повлиял на промышленность. Потребителями данной продукции является определенный круг предприятий, и он не так широк, как хотелось бы. В данной ситуации предприятию можно рекомендовать использовать стратегию концентрированного маркетинга.

 Стратегия концентрированного  маркетинга предполагает, что фирма  концентрирует свои усилия на  одном или нескольких немногочисленных  сегментах рынка и предлагает  товары в расчёте на удовлетворение  потребностей именно этих групп  покупателей. Лидерство в специфическом  сегменте достигается через низкие  цены и затраты или уникальность  товара, или и то и другое. Придерживаясь  подобной стратегии, предприятия  могут процветать за счёт удовлетворения  спроса на узкоспециализированные  товары, сбыт которых ограничен.

Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия.

Для анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия рассмотрим основные финансово-экономические  показатели предприятия за период 2009г. – 2011г. Для удобства сведем данные в  таблицу (см. таблица 2.1.2).

Как видно из таблицы объем  продаж в течение 3-х лет падает, но в 2011г. темп падения немного снизился. Так если в 2010г. объем продаж упал на 16,7 % и составлял 83,3% от объема 2009г., то в 2011г. снижение произошло только на 3,25%, и составил 96,75%. Падение объемов продаж связано с тем, что продукция выпускаемая заводом достаточно специфична и потребителями является достаточно узкий круг предприятий.  Некоторые из них, не выдержав, кризиса в экономике обанкротились или уже не могли закупать прежнее количество продукции.

В этой ситуации предприятию  пришлось отказаться от выпуска некоторых  видов продукции (привод электрический) и перейти на выпуск продукции только по заказам. Предприятие практически перестало работать на склад. Это позволило сократить затраты, остаться «на плаву» и даже быть рентабельным.

Таблица 2.1.2- Основные финансово-экономические показатели деятельности ЗАО "Энерготехномаш"

             

       

Изменения

п.п

Показатели

2009

2010

2011

2010 к 2009

2011 к 2010

         

абсол.

отн.%

абсол.

отн.%

1

Выручка от продажи тыс.руб.

94897

79090

76518

-15807

83,34

-2572

96,75

2

Себестоимость продукции  тыс.руб.

91462

74347

68803

-17115

81,29

-5544

92,54

3

Валовая прибыль тыс.руб.

3435

4743

7715

1308

138,08

2972

162,66

4

Коммерческие расходы  тыс.руб.

3232

4177

3144

945

129,24

-1033

75,27

5

Полная себестоимость  реализованной продукции тыс.руб.

94694

78524

71947

-16170

82,92

-6577

91,62

6

Прибыль от продаж тыс.руб.

203

566

4571

363

278,82

4005

807,60

7

Рентабельность затрат  % (сколько получено прибыли на 1 руб. затрат стр.6/стр.5х100)

0,21

0,72

6,35

0,51

342,86

5,63

881,94

8

Рентабельность продаж  % (сколько получено прибыли на 1 руб. продажи стр.6/стр.1х100)

0,21

0,72

5,97

0,51

342,86

5,25

829,17

9

Среднесписочная численность  работников человек

207

159

144

-48

76,81

-15

90,57

10

Фонд оплаты труда тыс.руб.

2565

2624

2456

59

102,30

-168

93,60

11

Среднемесячная ЗП тыс.руб.

12400

16500

17000

4100

133,06

500

103,03

 

Информация о работе Пути совершенствования логистической информационной системы на ЗАО «Энерготехномаш»