Основные функции процесса закупок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Логистику можно рассматривать как науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Цели и задачи логистического управления закупками……….4
Основные этапы выбора поставщика…………………………10
Стратегия управления запасами JIT
и организация закупок…………………………………………….13
Вывод…………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

логистика 1.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия управления запасами  J I T и организация закупок.

 Определение потребностей фирмы в поставках после изучения рынка и выбора конкретного поставщика может базироваться на стратегии управления запасами «Just-In-Time» (JIT) и осуществляться в основном двумя методами: путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов. Если потребности на основе заказов не могут быть определены или применение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определения потребности на основе расходов (или прошлого опыта). Прогнозируемая потребность на практике определяется с помощью методов прогноза и прежде всего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытывают воздействия каких-либо внешних факторов.

Приобретаемая фирмами  продукция производственного назначения классифицируется по видам закупаемых ресурсов и способам закупки. Из всего многообразия выделяют следующие виды товаров: сырье и материалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такое деление обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а также условиями хранения и применения отдельных видов этих товаров.

Товары, потребность в  которых возникает непредвиденно и которые не требуют длительного хранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению, Материальные ресурсы, требуемые к определенному моменту, закупаются на условиях договорной поставки, оговаривающей точное время и количество их поставки. При таком способе поставки объем запасов материалов уменьшается, а связанные с ними издержки сокращаются. Резкому снижению производственных запасов способствуют регулярные поставки таких партий материалов, которые доставляются потребителю через определенные интервалы времени в соответствии с графиком потребности производства на тот или иной период.

При решении задач  логистического управления закупок внимание должно быть уделено сокращению общих затрат. Затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60% в структуре себестоимости производства готовой продукции. Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают стоимость материальных ресурсов и затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку, хранение и пр.

Для сокращения этих составляющих затрат необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий, среди которых можно выделить:

- совершенствование планирования потребностей и нормирования расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;

- сокращение потерь от брака в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

-    максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;

- исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке их от поставщиков;

-    минимизация уровней запасов материальных ресурсов на всех уровнях складской системы.

При закупках могут применяться  различные стратегии управления поставками:

1.  Сфокусированные  на управлении материальными  потоками только в сфере снабжения.

2.  Сфокусированные  на управлении материальными  потоками в сфере снабжения  — производства — сбыта.

Первая стратегия предполагает осуществление фирмой регулярных закупок в необходимых размерах на текущий момент времени без внутрифирменного складирования. Это позволяет сфокусировать внимание на поступлениях и источниках снабжения, доступных для использования в течение длительных периодов.

Вторая стратегия предполагает объединение закупок с различными формами внутрифирменного складирования и хранения; в этом случае основной целью стратегии является достижение эффективного оперативного управления сквозным процессом снабжения — производства — сбыта посредством интеграции всех материальных поступлений, их движения и хранения на фирме.

Выбор стратегии зависит  от конкретных условий на рынке и  возможностей конкретной фирмы. Конкурентные преимущества фирмы могут быть реализованы только на основе установления эффективных взаимоотношений с поставщиками.

Наиболее эффективная  деятельность фирмы возможна при длительных и доверительных отношениях с поставщиками. Такие отношения включают своевременность сообщений о возможных изменениях в модификациях в товаре, в планах и расписании производственного процесса и предполагают поддержание взаимоотношений поставщика и покупателя на основе взаимной выгоды. На практике это может быть реализовано с использованием концепции закупок JIT.

Реализация этой концепции позволяет получить такие преимущества, как ограничение внутрифирменного хранения, сокращение запасов в доставке, улучшение качества и надежности снабжения. При выборе надёжного поставщика отпадает необходимость в выполнении покупателем операций по доставке и внепроизводственному хранению материалов, осуществлению входного контроля, включая проверку и тестирование поступившей продукции, поскольку эти действия берет на себя поставщик. Это позволяет осуществлять производственный процесс с минимальными запасами сырья, поскольку поставщик обеспечивает своевременную их доставку в требуемом количестве и в указанное место, сократить размер запасов, находящихся в процессе доставки, и т. д.

 

 

Методы реализации, концепции JIT:

1. Открытые заказы. Представляют собой поставку определенного количества единиц товара без права их отгрузки поставщиком до получения соответствующего требования от заказчика, при которой заказ в процессе выполнения может быть уточнен или скорректирован (как правило, в области расписания и объема текущих поставок); выполняемый заказ является контрактом на закупку.

2. Электронные заказы. В данном случае действует электронная система заказов. Оплата производится с помощью электронного фонда перечислений за полученное количество единиц товара; осуществляется использование стандартных процедур электронных расчетов и информационного сопровождения поставок, что упрощает осуществление связей поставщика и потребителя и устраняет бумажный документооборот, ускоряя оформление заказов и взаиморасчетов по поставкам.

3.  Закупки без запасов. Запасы для потребителей в данном случае поддерживает поставщик. Поставки для конкретного заказчика осуществляются поставщиком путем выбора из имеющегося запаса требуемого продукта в нужном количестве.

4.  Закупки по стандарту. Содержание и порядок закупок определяются стандартами, общими как для поставщика, так и для потребителя.

Однако внедрение концепции  закупок JIT связано с рядом проблем, возникающих как у покупателя, так и у поставщика. Без решения проблем поставщика данная концепция не может быть применена у покупателя, поэтому их решение возможно только на основе взаимных

компромиссов.

В связи с этим рассмотрим основные проблемы, возникающие при внедрении концепции закупок J I Т:

1. График поставок. Для поставщика наиболее приемлемым является график, характеризующийся стабильностью поставок по объему и во времени, потребитель же заинтересован в поставках по мере надобности, причем эта потребность в материалах, непосредственно связанная с объемами производства, изменяется вместе с ними в соответствии с изменениями спроса на производимую продукцию.

2.  Инженерные изменения. Изменения в выпускаемой продукции и, соответственно, процессе производства у потребителя вызывают необходимость внесения изменений в графике поставок, и эти изменения у потребителя и поставщика требуют взаимного согласования.

3.   Требования к качеству. Потребитель всегда предъявляет высокие требования к качеству поставляемых ему товаров, поставщик же сможет рассматривать эти требования как завышенные, так как их удовлетворение привело бы к увеличению затрат поставщика и сделало бы его отношения с данным потребителем невыгодными.

4. Размер партий. Часто поставщик и потребитель расходятся в оценке экономически целесообразного для каждого из них размера партий и периодичности поставки. В этом случае имеет место ситуация с перенесением затрат хранения на кого-то одного из них (как правило, на поставщика, вынужденного работать в режиме частых поставок небольшими партиями).

5. Расстояния. Удаленность потребителя может вступить в противоречие с его требованиями о частых поставках небольшими партиями, что может оказаться экономически невыгодным для поставщика.

Современные технологии JIT и логистические системы стали более интегрированными и комбинируются из различных вариантов логистических производственных концепций и распределительных систем, таких как системы, минимизирующие запасы в логистических каналах; логистические системы быстрого переключения; выравнивания уровня запасов; групповые технологии; современные логистические системы всеобщего статистического контроля и управления циклами качества продукции и т. п. Поэтому в настоящее время такие технологии относят к новой версии концепции «точно в срок» — концепции Л Т II.

Основной целью логистической концепции JIT II является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии JIT II, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

 

Вывод.

Функции закупок включают определение типов товаров и услуг, которые целесообразнее приобрести у сторонних организаций, а также поиск оптимальных поставщиков, уровня цен, способов доставки продуктов и услуг, приобретаемых у сторонних организаций.

В связи с этим  проводится исследование рынка закупок. Задача проведения общего исследования рынков заключается в выявлении возможных источников удовлетворения потребностей и в оценке общих возможностей приобретения продукции на том или ином рынке заготовки. В результате формируется определенное количество альтернатив, из которых покупатель продукции может выбрать наиболее оптимального продавца, под которым понимается тот продавец, предложение которого наилучшим образом соответствует спросу покупателя.

Процесс закупки представляет собой цепочку взаимосвязанных действий, начиная от выявления собственных потребностей в материальных ресурсах и заканчивая реальным поступлением требуемых товаров в нужном количестве с соблюдением требуемого уровня качества. И в этой логистической цепи одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является проблема выбора поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером товаропроизводителя в реализации его логистической стратегии.

При закупках могут применяться  различные стратегии управления поставками.

Наиболее эффективная деятельность фирмы возможна при длительных и доверительных отношениях с поставщиками. Такие отношения включают своевременность сообщений о возможных изменениях в модификациях в товаре, в планах и расписании производственного процесса и предполагают поддержание взаимоотношений поставщика и покупателя на основе взаимной выгоды. На практике это может быть реализовано с использованием концепции закупок JIT.

Выбор стратегии зависит  от конкретных условий на рынке и  возможностей конкретной фирмы. Конкурентные преимущества фирмы могут быть реализованы только на основе установления эффективных взаимоотношений с поставщиками.

Таким образом, закупка предполагает реализацию процесса купли-продажи между поставщиком и потребителем: функция закупок выделяется со стороны потребителя и представляет собой экономически-целесообразное для него приобретение товаров и услуг, произведенных не им самим.

 

 

 

Список литературы.

  1. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика.: У. – Ростов –на – Дону: Феникс, 2002. -416 с.
  2. Аникин Б.А. Логистика.: У. – М.: ИНФРА – М, 200. – 352 с.
  3. Козловский В.А., Кобзев В.В., Савруков Н.Т. Логистика: Конспект лекций/ СПб.: «Политехника». 1998. – 176 с.
  4. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Логистика: Нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия.: У. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
  5. Сивохина Н.П. Логистика.: У. – М.: ООО «Издательство Аст», 2000. – 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные функции процесса закупок