Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изложение теоретических основ и практических аспектов рационального использования ВМР в современных условиях.
Основными задачами являются:
1) изложение теоретических основ применения и переработки ВМР;
2) проведение анализа ФЗ «О ВМР»;
3) разработка предложений по рациональному использованию ВМР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты ВМР………………………………....
1.1 Основы ВМР…………………………………………………………
1.2 Применение и переработка ВМР…………………………………..
1.3 Нормативно-правовая база ВМР
Глава 2. Проблемы использования ВМР и предложения по их рациональному использованию…………………………………………………………
2.1 Проблемы использования ВМР…………………………………..
2.2 Предложения по рациональному использования ВМР…………
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Сам доклад логистика снабжения.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

- муниципальные службы ЖКХ (и уполномоченные ими организации), организующие санитарную очистку муниципальных образований, селективный сбор и переработку отходов.

Координация деятельности Системы вторресурсов должна быть поручена Правительством Российской Федерации одному из федеральных министерств или ведомств. Устойчивость функционирования Системы вторресурсов должна обеспечиваться за счет заинтересованности всех субъектов Системы в участии в ее работе.

Заинтересованность предприятий по сбору и переработке отходов в участии в работе Системы должна обеспечиваться за счет следующих факторов:

- возможности получения дополнительных субсидий за счет средств, формируемых из специальных отчислений "Ответственных производителей продукции";

- возможности получения государственного и муниципального заказов для сбыта своей продукции, изготовленной с использованием ВМР;

- возможности получения налоговых и других финансовых льгот на региональном и муниципальном уровнях управления.

- Заинтересованность "Ответственных производителей продукции" в участии в работе в Системе должна обеспечиваться:

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы использования ВМР и предложения по их рациональному использованию

 

2.1 Проблемы использования  ВМР

 

Основными факторами недостаточного в среднем уровня хозяйственного использования ВМР являются:

- отсутствие в сложившихся экономических условиях необходимых стимулов для организации сбора и переработки большей массы ВМР (в общей массе для 2/3 от ежегодно образующихся ресурсов);

- отсутствие нормативно-правовой базы обращения с отходами как с ВМР;

- несовершенство инструментов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности применительно к сфере использования отходов в хозяйственных целях;

- несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве ВМР;

- ограниченность информационного обеспечения органов государственного управления и субъектов рынка вторичного сырья по показателям образования и использования ВМР, а также по технологиям их переработки и использования.

Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки ВМР определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки. В особой мере это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции и ее упаковке, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы, как черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое сырье из макулатурообразующих видов картонно-бумажной продукции. Высокий уровень затрат на сбор и переработку значительной части отходов потребления обусловлен:

- необходимостью создания специальной производственной инфраструктуры из пунктов сбора вторичного сырья и производственно-заготовительных предприятий;

- необходимостью сортировки и дезагрегации сложных отходов потребления на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;

- значительными затратами энергии на дробление отходов и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов, пригодных для использования в промышленности в качестве основного сырья или добавки;

- снижением в ряде случаев производительности производственного оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (в особой мере это относится к переработке полимерных отходов).

Отсутствие стимулов для организации сбора и переработки ряда видов ВМР связано также с низкой конкурентоспособностью продукции с использованием отходов, поскольку снижение ее цены в сравнении с продукцией, изготовленной только из природного сырья, не всегда адекватно снижению качества такой продукции. В особой мере это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т.д. Спрос на такую продукцию часто остается довольно низким даже при существенном снижении цены на нее до 50% и более.

Определенное сдерживающее воздействие на использование отходов как ВМР оказывает также высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами и их доступность на фоне высоких мировых цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы.

Следует отметить также, что из-за несовершенства законодательства имеют место значительные экономические потери сборщиков и переработчиков отходов России, обусловленные отсутствием возможности использования для этих целей ресурсов зарубежных поставщиков в Россию тех видов продукции, на которые в странах-импортерах введена ответственность производителей за сбор и переработку после утраты продукцией потребительских свойств.

Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами как с ВМР выражается прежде всего в отсутствии законодательных положений, регламентирующих:

- понятия ВМР и вторичного сырья;

- правовые основы государственной политики в области ВМР;

- систему ответственности хозяйствующих субъектов и всего общества в целом за сбор и использование отходов как ВМР.

Система сертификации вторичного сырья из отходов производства и потребления, по существу, отсутствует. В особой мере это актуально применительно к полимерному сырью, поскольку наличие в нем даже небольших примесей и мусора значительно снижает качество продукции и производительность оборудования. Отсутствует государственная система маркировки полимерных материалов на деталях промышленной продукции, изготовленных из различных пластмасс, что затрудняет идентификацию полимерных отходов при их сортировке [1, с.63].

Природоохранные инструменты государственного регулирования обращения с отходами предназначены для применения лишь в целях обеспечения предотвращения загрязнения окружающей среды и не предусматривают регулирования обращения с отходами как с ВМР.

Разрешительная система размещения отходов с установлением лимитов не устанавливает ограничения на захоронение и депонирование отходов, характеризующихся высокими сырьевыми свойствами.

Сложившиеся механизмы начисления платежей за размещение отходов во многих регионах России позволяют органам экологического контроля облагать такими платежами и те отходы, которые предназначены для использования в качестве вторичного сырья. Это противоречит нормам, установленным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с изм. от 01.07.2005). В соответствии с этим постановлением нормативы платы за размещение отходов не распространяются (применяются с коэффициентом 0) при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных другой организации (для использования в течение этого срока). Однако доказательство того, что определенные виды отходов удовлетворяют этим условиям, представляет собой непростую задачу [3, с.95].

Необходимо отметить также, что нормативы платежей потеряли свое первоначальное значение (возмещать общественно необходимые затраты на создание мест захоронения и депонирования отходов) из-за отставания их индексации в сравнении с темпами инфляции. Снижение нормативов платежей по этой причине составляет сейчас около 6-7 раз в сравнении с 1992 г. (в сопоставимых ценах). Вместе с тем и эти нормативы считаются обременительными для многих предприятий, в особой мере для предприятий, в производственной деятельности которых образуются многотоннажные отходы 3-го и 4-го классов опасности (отходы производства минеральных удобрений, металлургические шлаки и др.).

Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является также несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов принято относить кредитную, налоговую и тарифную политику. Использование этих инструментов применительно к сбору и переработке ВМР пока не получило развития в России.

Налоговые льготы применительно к сбору и переработке отходов действующим налоговым законодательством не предусмотрены. Некоторым исключением из этого является вывод вторичного сырья (если оно является продукцией черной и цветной металлургии) «из перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, используемых для производства и (или) реализации этих товаров)».

Практика субсидирования мероприятий в области сбора и переработки отходов в рамках специальных региональных и местных природоохранных программ характеризуется пока незначительными масштабами, а на федеральном уровне с 2005 г. упразднена полностью.

Государственная тарифная политика в области железнодорожных перевозок не предусматривает никаких льгот применительно к транспортировке ВМР.

Несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве ВМР заключается:

- в отсутствии федерального органа, в функции которого входила бы задача координации деятельности по сбору и использованию ВМР в промышленности, что сдерживает разработку и принятие более совершенных мер государственного регулирования в этой области;

- в несовершенстве системы ответственности субъектов хозяйственной деятельности и органов административного управления за сбор и переработку ВМР.

Недостатки информационного обеспечения управления сбором и переработкой ВМР выражаются в несовершенстве государственной статистической отчетности, а также в неразвитости информационной инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности в этой области и в целом рынка вторичного сырья [6, с.356].

Государственная статистическая отчетность по форме 2ТП (отходы), введенная с 2002 г., имеет пока ограниченный и недоступный характер для широкого круга потребителей. Имеющиеся данные сосредоточены в Ростехнадзоре и в полной мере не публикуются. Используемая при этом классификация отходов плохо стыкуется с принятыми в отраслях промышленности наименованиями вторичного сырья.

Наличие перечисленных недостатков нормативного правового обеспечения обращения с отходами не позволяет проводить ресурсосберегающую политику в этой области, поскольку сбор и переработка большей части отходов (порядка двух третей от общего количества их образования за год) либо не создают для предпринимателей приемлемой для них прибыли, либо совсем не рентабельны. Соответственно это не способствует и проведению эффективной природоохранной политики, поскольку вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот является наиболее рациональным способом защиты окружающей среды и человека от негативного воздействия отходов.

В целом недостаточный уровень использования ВМР обусловлен главным образом не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в частности несовершенством нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Предложения  по рациональному использованию  ВМР

 

В связи с изложенным подъемом уровня использования отходов как ВМР видится в создании более благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для их сбора и переработки, что требует значительного усиления государственного регулирования в этой области. В связи с этим представляется целесообразным:

1. Выделить на законодательном  уровне хозяйственное использование  отходов как ВМР в качестве  объекта государственного регулирования  и наделить одно из федеральных  министерств или ведомств полномочиями  по осуществлению государственной  политики в этой области.

2. Ввести на законодательном  уровне специальную систему всеобщей  ответственности за организацию  сбора и переработки отходов, в том числе:

- хозяйствующих субъектов сферы материального производства и услуг - как собственников отходов производства и производственного потребления;

- физических лиц - как собственников образующихся у них бытовых отходов;

- органов муниципального управления - как субъектов хозяйственной деятельности, организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов;

- производителей продукции конечного потребления - как субъектов

- хозяйственной деятельности, продукция которых после использования переходит в категорию отходов.

Особое значение должно иметь введение в России правовой нормы «ответственности производителей продукции» за организацию сбора и переработки (в пределах установленных законодательством нормативов) определенных видов своей продукции после ее использования потребителем, а также использованной в собственном производстве упаковки. В число видов продукции, в отношении производителей которой целесообразно установить это требование, необходимо включить:

- нефтепродукты (моторные, индустриальные и трансформаторные масла, охлаждающие жидкости);

- автотранспортную технику (легковые и грузовые автомобили и их прицепы, автобусы, мотоциклы);

- продукцию электротехнической и радиоэлектронной промышленности бытового и производственного назначения (холодильники, морозильники, электрические плиты, стиральные машины, пылесосы, швейные машины, мелкие бытовые приборы домашнего обихода, осветительные ртутные приборы, гальванические источники электроэнергии, телевизионную и компьютерную технику, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру, средства телефонной и радиотелефонной связи, игрушки и спортивный инвентарь с электрическими и электронными компонентами, измерительные приборы и т.д.).

Информация о работе Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов