Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изложение теоретических основ и практических аспектов рационального использования ВМР в современных условиях.
Основными задачами являются:
1) изложение теоретических основ применения и переработки ВМР;
2) проведение анализа ФЗ «О ВМР»;
3) разработка предложений по рациональному использованию ВМР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты ВМР………………………………....
1.1 Основы ВМР…………………………………………………………
1.2 Применение и переработка ВМР…………………………………..
1.3 Нормативно-правовая база ВМР
Глава 2. Проблемы использования ВМР и предложения по их рациональному использованию…………………………………………………………
2.1 Проблемы использования ВМР…………………………………..
2.2 Предложения по рациональному использования ВМР…………
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Сам доклад логистика снабжения.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

                                                        золы и шлаки ТЭС              3,4

 

 

В России средний уровень использования вторичного сырья можно оценить примерно в 1/3, что в 2-2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом уровень переработки ТБО в качестве вторичного сырья в среднем не превышает 4-5%. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде со скоростью 2-2,5 млрд т/год, что составляет примерно 60-70% от количества их образования за год. В конечном итоге, несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по обеспечению экологической безопасности, экологическая обстановка во многих регионах России в связи с воздействием неиспользуемых отходов не улучшается.

Проблема осложняется тем, что в обозримом будущем не существует предпосылок для существенного сокращения образования отходов. Количество отходов производства будет увеличиваться и далее из-за роста объема промышленного производства на фоне сохранения и даже снижения концентрации полезных ископаемых в извлекаемом из недр сырье. Отходы потребления будут расти еще более высокими темпами из-за опережающего роста уровня конечного потребления, в том числе бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т.д.

Причины, приводящие к высоким затратам на сбор и переработку отходов потребления:

1. Необходимость создания  специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья  и заготовительные предприятия;

2. Трудоемкость сортировки  и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;

3. Значительный расход  энергии на их дробление и  выпуск из них вторичного сырья  или полуфабрикатов;

4. Снижение производительности  оборудования из-за наличия в  перерабатываемых отходах примесей  и мусора (особенно это относится  к переработке полимерных отходов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Применение  и переработка ВМР

Строительные материалы из древесных отходов

Лишь шестая часть всех древесных отходов перерабатывается на технологическую щепу для целлюлозно-бумажной промышленности и промышленности строительных материалов, в основном древесно-стружечные плиты (ДСП).

В связи с ужесточением экологических требований применение ДСП ограничено, так как для их изготовления используют, как правило, токсичные связующие. В то же время ДСП обладают высокими техническими свойствами и сужение области их применения создает определений дефицит в материалах с аналогичными свойствами. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется разработке строительных материалов на основе отходов деревообработки и экологически чистых вяжущих материалов. Таким материалом является магнезиальное вяжущее, затворенное бишофитом (хлористым магнием).

Изделия на основе древесных отходов и магнезиального вяжущего могут применяться для отделки стен и потолков, устройства полов, изготовления столярных изделий.

Технология их изготовления проста и мало чем отличается от изготовления ДСП традиционным способом. Основное технологическое оборудование - пресс горячего прессования.

Теплоизоляционные и отделочные материалы из бумажных отходов

Многотоннажные отходы целлюлозно-бумажной промышленности (скоп) последнее время все чаще привлекают внимание исследователей и производственников.

Имея в своем составе целлюлозу и каолин, эти отходы (при некоторой модификации химическими добавками) могут быть использованы для изготовления теплоизоляционных, отделочных и конструктивно-теплоизоляционных материалов и деталей.

Долгое время использование скопа сдерживалось его высокой влажностью (до 96%) и необходимостью больших энергозатрат при изготовлении строительных материалов. Теперь, благодаря разработанным методам сушки материалов токами высокой частоты, этот вопрос частично может быть решен.

Теплоизоляционные материалы из резинотехнических отходов

Проблема переработки и вторичного использования шин имеет важное экологическое и экономическое значение. Такие шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды. После снятия их с эксплуатации они, как правило, скапливаются на территориях автохозяйств.

Наибольшую опасность, особенно для городов, представляет неконтролируемое сжигание изношенных автопокрышек, поскольку при их горении в атмосферу выделяется целый ряд вредных веществ, а почвенный слой загрязняется токсичными жидкими продуктами сгорания.

По ориентировочным данным в Москве и Московской области ежегодно выходит из эксплуатации около 50 тыс. т шин. Часть из них перерабатывается в резиновую крошку, которая применяется в различных отраслях промышленности.

С использованием резиновой крошки можно изготовлять теплоизоляционный материал.

Технология изготовления теплоизоляционного материала основывается на дозировке сырья, его перемешивании и формовании плит при небольшом уплотнении.

Теплоизоляционный материал на основе кожевенных отходов

Применяемые технологические процессы переработки кожи характеризуется образованием значительного количества отходов (50% исходного сырья), в том числе - более 20% хромовой стружки. В целом по стране общее количество кожевенных отходов составляет более 400 тыс. т, из которых 100 тыс. т. вывозятся в отвалы.

Значительную часть кожевенных отходов составляют дубленые отходы - хромовая стружка, обрезь и кожевенная пыль. В состав отходов входят также белок (70-75% коллагена), соединения хрома (5-6%), жирующие вещества, красители, минеральные примеси.

Для изготовления строительных материалов могут быть использованы кожевенные отходы в виде стружки. В качестве связующего были опробованы жидкое стекло, синтетические смолы, каучуковые латексы, белковые клеи, отходы полиэтилена.

Жидкое стекло можно использовать лишь при небольших концентрациях, в противном случае происходит образование комков.

Карбамидные смолы невозможно применять внутри помещений.

Каучуковые латексы создают пленку на поверхности кожи.

Использование белковых клеев и отходов полиэтилена дало положительный результат.

Дорожная плитка из отходов нефтешламов.

К многотоннажным отходам относятся осадки и шламы, образующиеся при очистке сточных вод промышленных предприятий, в частности нефтешлам.

Так, нефтешлам Войковских очистных сооружений (Москва), образующийся в результате очистки сточных вод, поступающих с расположенных рядом предприятий, приближенно можно отнести к очень мелким, сильнозагрязненным пескам.

При совместном помоле шлама с цементом в шаровой мельнице образуется масса, из которой можно формировать плитки для полов промышленных предприятий. Такая плитка также может быть использована для мощения дорожек садовых участков.

Строительные блоки с использованием стекольного боя от люминесцентных ламп после их демеркуризации. После демеркуризации стеклянной трубки люминесцентных ламп остаются неиспользованными. Однако, если эти трубки подвергнуть измельчению, полученная стекольная крошка, наряду с песком, может служить наполнителем при изготовлении мелкоштучных блоков.

Технология изготовления блоков включает дозирование исходных компонентов, смешивание песка со стеклянной крошкой, цементом и водой, вибропрессование и выдержку в нормальных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Нормативно-правовая  база ВМР

 

Концепция ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" подготовлена во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № ДМ-П12-6420, Плана законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 г., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 2330-р и Приказа Минпромэнерго России от 23 января 2006 года № 13 "О плане организации законопроектных работ Минпромэнерго России на 2006 год" п.10.

Идея разработки ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" базируется на стыке путей решения двух взаимосвязанных между собой проблем - предотвращения негативного воздействия отходов на окружающую среду и сырьевого обеспечения отраслей экономики вторичным сырьем (ресурсосбережения). В определяющей степени это объясняется тем, что отходы как объект управления и государственного регулирования имеют две особенности, обусловленные двумя принципиально различными свойствами отходов. С одной стороны, отходы - это источник негативного воздействия на человека и окружающую среду, с другой - источник постоянно пополняемых (условно "возобновляемых") материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, которые принято называть вторичными материальными ресурсами (ВМР). Масштабы "воспроизводства" ВМР в России в виде промышленных отходов можно оценить примерно в 3 млрд. т/год (более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых, табл.1). Кроме того, в России образуется 35-40 млн. т твердых бытовых отходов (ТБО), десятки млн. тонн осадков очистных сооружений, сотни млн. тонн отходов животноводства (влажностью 95-98%). В целом, это значительно больше, чем объем добычи природного сырья в России, что дает основания рассматривать ВМР как один из важнейших источников сырьевого обеспечения промышленности и других отраслей экономики. При этом использование отходов как ВМР позволяет не только экономить природные ресурсы, но и наилучшим образом решать проблему негативного воздействия отходов на окружающую среду [2, с.232].

Наиболее ценные в сырьевом отношении отходы уже давно используется в промышленных масштабах как вторичные материальные ресурсы в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, в производстве изделий из термопластов и др. Это дает основания говорить о наличии в России ряда отраслевых сегментов промышленности по сбору и использованию ВМР в отраслях промышленности взамен традиционных видов сырья, материалов и ТЭР. Высоким уровнем спроса в качестве ВМР пользуются лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Другие отходы используются в хозяйственных целях в значительно меньших масштабах или совсем не используются. Явно недостаточно вовлекаются в хозяйственный оборот такие многотоннажные виды ВМР как золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, галитовые отходы, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления - вышедшая из употребления упаковка, одежда, изделия технического назначения и домашнего обихода, холодильники, стиральные машины, радиоэлектронная техника, изношенные шины, отработанные нефтепродукты, неметаллические фрагменты автомобилей и т.д., что создает экономические и экологические проблемы в каждом регионе России.

Представляется целесообразным выделить вторичные материальные ресурсы (и отношения, возникающие при обращении с ними) в качестве особого предмета правового регулирования.

В качестве цели правового регулирования предлагается поставить задачу создания нормативных правовых основ для наиболее полного сбора и использования отходов как вторичных материальных ресурсов, что должно обеспечить:

- снижение уровня загрязнения окружающей среды;

- устойчивое обеспечение вторичным сырьем базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, а также экспорта;

- повышение эффективности использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике России (снижение ресурсоемкости материального производства) в условиях постоянного усложнения и удорожания добычи природного сырья, истощения разведанных запасов его невозобновляемых видов;

- расширение сырьевой базы экономики, в том числе для замещения импортных поставок сырья, природные ресурсы которого в России ограничены или отсутствуют, или размещены на значительном расстоянии от потребителя;

- создание более благоприятных условий для взаимодействия со странами ближнего и дальнего зарубежья в части организации сбора и переработки отходов в качестве ВМР;

- выполнение одного из необходимых условий перехода России на путь "устойчивого развития".

Объектами правового регулирования должны являться процессы:

- сбора и заготовки вторичных материальных ресурсов;

- использования отходов производства и потребления в хозяйственных целях как ВМР без существенной их подготовки и переработки;

- переработки отходов производства и потребления во вторичное сырье, предназначенное для использования взамен обычных видов сырья, материалов и ТЭР или добавки к ним;

- разработки и внедрения новых видов продукции и технологий;

- реконструкции действующих хозяйственных и производственных объектов;

- импорта продукции (как потенциальных отходов после использования).

Субъектами правового регулирования должны стать:

1. Правительство Российской  Федерации - в качестве федерального  органа государственного управления, определяющего единую государственную  политику в области сбора и  использования ВМР в экономике  России.

Правительство Российской Федерации целесообразно наделить следующими полномочиями в этой области:

- подготовки законов и принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих сбор и использование ВМР;

Информация о работе Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов