Организация закупочной логистики предприятия ОАО "Ульяновский автомобильный завод"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение закупочной логистики, в разрезе ее содержания и современных тенденций развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность закупочной логистики, ее задачи и цели.
Определить современные направления развития логистики.
Изучить процесс принятия решения «производить или покупать» на ОАО «УАЗ».
Рассмотреть процесс выбора и оценки поставщика на ОАО «УАЗ».
Изучить формирование базы поставщиков ОАО «УАЗ».
Рассмотреть организацию контроля в закупочной логистике ОАО «УАЗ».

Содержание

Введение 3
1.Сущность и основные направления развития закупочной логистики 5
1.1 Сущность закупочной логистики, ее задачи и цели 5
1.2 Современные направления развития закупочной логистики 8
2. Основные вопросы закупочной логистики на ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» 14
2.1 Принятие решения «производить или покупать» на ОАО «УАЗ» 14
2.2 Выбор и оценка поставщика 17
3. Работа с поставщиками на ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» 22
3.1 Формирование базы поставщиков ОАО «УАЗ» 22
3.2 Контроль в закупочной логистике ОАО «УАЗ» 25
Заключение 30
Список источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Логистика.docx

— 89.19 Кб (Скачать файл)
  • личная встреча с руководством компании;
  • финансовая отчетность поставщика;
  • местные источники (действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов);
  • банки и финансовые институты;
  • конкуренты потенциального поставщика;
  • торговые ассоциации;
  • информационные агентства;
  • государственные источники (регистрационные палаты, налоговая и др., обладающие открытой для ознакомления информацией).

В большинстве своем отечественные  предприятия при выборе поставщика руководствуются собственной информацией, не прибегая к другим источникам информации.  Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

 

  • 3 этап — анализ потенциальных поставщиков. 

Получив список потенциальных  поставщиков после второго этапа  необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий. Составленный перечень поставщиков анализируется  на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор  реальных поставщиков. Количество таких  критериев может быть достаточно велико, более 60. Критерии, на которых  осуществляется анализ потенциальных  поставщиков является ценой и качеством продукции, а также надежностью поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям относятся  следующие:

  • финансовое положение поставщика;
  • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
  • наличие резервных мощностей;
  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • удаленность поставщика от потребителя;
  • организация управления качеством у поставщика;
  • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
  • профессиональный уровень персонала;
  • текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков  формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

 

  • 4 этап — анализ надежности поставщика.

Закупаемые товары, сырье  и комплектующие изделия, как  правило неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет являться надежность поставки.

Алгоритм определения  надежности поставок:

  • Сопоставление даты поставки плановой и фактической.
  • Определение времени опоздания.
  • Сопоставление объемов поставки: планового и фактического.
  • Выявление случаев недопоставки продукции.
  • Определение объема недопоставки продукции 
  • Определение условного опоздания в случае недопоставки 
  • Определение общей величины опозданий 
  • Определение количества случаев отказа.
  • Определение общей величины отказов
  • Определение интенсивности отказов 
  • Определение коэффициента готовности поставок 
  • Надежность снабжения

Полностью Перечень функций  бизнес-процесса «ЗАКУПКИ» ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» см. в Приложении 4.

 

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Для решения задачи «закупать  или производить» обычно сопоставляются затраты на закупку ресурсов и  на организацию их производства. Также  для решения данного вопроса  может быть использован принцип  взаимосвязи объема, себестоимости  и прибыли.

Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие  факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих  мест и т.д.

Важность проблемы выбора поставщика ресурсов объясняется не только тем, что на современном рынке  функционирует большое количество поставщиков одинаковых ресурсов, но главным образом тем, что поставщик  должен быть надежным партнером предприятия-покупателя в реализации его логистической  стратегии.

К основным этапам выбора и  оценки поставщика относятся: поиск  потенциальных поставщиков, проверка поставщиков, анализ потенциальных  поставщиков, анализ надежности поставщика.

3. Работа с поставщиками на ОАО  «Ульяновский Автомобильный Завод»

3.1 Формирование  базы поставщиков ОАО «УАЗ»

 

Большинство собственников  компаний выражают недовольство системой снабжения своих предприятий: их не устраивают высокие закупочные цены, не меняющиеся перечни поставщиков, большую часть из которых составляют небольшие фирмы–посредники, низкое качество закупаемых оборудования и  запчастей, не говоря о длительных сроках поставки и негибком реагировании на изменение производственной потребности. Западные специалисты считают, что  партнерские отношения целесообразно  иметь с поставщиками дорогостоящей  и критичной для производства номенклатуры, число поставщиков  которой относительно невелико.

 

Сотрудничество с ними должно быть направлено на повышение  качества закупаемой номенклатуры вплоть до участия в оптимизации соответствующих  производственных процессов. Не следует  регулярно проводить процедуры  выбора таких поставщика, лучше всего  заключать с ними долгосрочные контракты, что, однако, не означает, что нужно  отказаться от исследования рынка по данной номенклатуре, контроля формирования и структуры цен и анализа  эффективности работы по данному  соглашению.

 

Для номенклатуры, закупаемой на конкурентном рынке, целесообразно  регулярное проведение процедур выбора поставщика. Это могут быть традиционные конкурсы (тендеры) или же закупки  на электронной площадке. Однако российские компании, активно применяющие эти  технологии, часто сталкиваются с  проблемой их низкой эффективности. Победившие поставщики не выполняют  своих обязательств, осуществляют поставку некачественной продукции, срывают  сроки поставок, а иногда просто не обладают достаточными производственными  мощностями для выполнения заказа. Все эти факты дают возможность  многим снабженцам-профессионалам заявлять, что западная практика в России не работает. Однако создание цивилизованного рынка необходимо, поскольку неизбежное вступление России в ВТО может привести к вытеснению с рынка российских компаний западными конкурентами.

 

Одним из эффективных инструментов развития взаимоотношений предприятий  с поставщиками является ведения  баз данных и формированием рейтингов  поставщиков при появлении профессиональных логистических операторов. Оценка поставщика осуществляется по большому числу параметров: качество продукции/услуг, управление проектом, документация, своевременность  поставок, монтаж оборудования, техника  безопасности, экология, компетенции  и обучение, инновации.  Благодаря  применению этой методики снабженцы  крупных промышленных компаний получают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократить собственные  затраты на проведение маркетинговых  исследований. Кроме того, если снабженец  получает заявку на приобретение новой  номенклатурной позиции, он также может  воспользоваться базой и получить информацию о нужных поставщиках. Это  позволит сократить сроки на поиск  нового поставщика, а также снизить  риски некачественной поставки. Но прежде всего наличие подобных баз  данных заставляет поставщиков задуматься о качественном и своевременном  выполнении условий договора, что  создает предпосылки для развития цивилизованного рынка.

 

Поставщикам также выгодна  разработка подобных отраслевых баз  данных. Они получают возможность  участвовать в процедурах выбора поставщика в разных компаниях и, таким образом, осваивать новые  рынки. При этом снижается количество документов для подготовки к тендерным  процедурам. Появляется прозрачная система  оценки деятельности поставщика и четкие критерии их работы.

 

Очевидны также выгоды для руководителей и собственников  компаний: они получают более эффективную  систему управления поставками, во-первых, за счет сокращения затрат на организацию маркетинга рынка и выбор поставщика, во-вторых, благодаря повышению качества собственной продукции и сокращению сроков поставок за счет улучшения работы контрагентов по договорам.

 

Оценка поставщиков на ОАО «Ульяновский Автомобильный  Завод» осуществляется по трем направлениям:

  • общая информация, характеризующая деятельность поставщика,
  • данные по результатам выполнения договоров;
  • оценка использования продукции в производственном процессе.

 

База данных поставщиков  ОАО «Ульяновский Автомобильный  Завод» содержит так же данные о  финансовом состоянии поставщика, опыте  работы на рынке, выполнении требований техники безопасности, экологии, внешней  безопасности предприятия и т.д. Данные по результатам выполнения договоров  содержат информацию о качестве поставляемой продукции по результатам проведения процедур приема груза на складах  и соблюдении сроков выполнения договора. Наиболее сложным является третий аспект оценки - со стороны производства. Основная проблема - во взаимодействии между  производством и системой снабжения, а также в правильном построении информационных потоков для отслеживания информации по каждой партии поставки.

 

Сейчас российские компании начинают осознавать необходимость  создания цивилизованного рынка  поставщиков. В частности, формирование единой базы данных поставщиков началось в нефтегазодобывающей отрасли.  Систему оценки поставщиков по результатам  выполнения обязательств по договорам  с различными контрагентами пытаются создавать электронные торговые площадки.

 

Предприятия автомобильной  отрасли на Западе и Востоке постоянно  идут все дальше и дальше в части  улучшения работы с поставщиками и оптимизации закупок. Некоторые  автосборщики допускают своих поставщиков на свой конвейер для того, чтобы те сами устанавливали или контролировали установку своих изделий на собираемый автомобиль. В результате чего поставщик не только отвечает за качество своей продукции, но еще и за качество ее установки. Ряд автосборочных предприятий, не смотря на жестокую конкуренцию между собой (скорее всего даже благодаря), создали общую базу данных по всем своим поставщикам и по их продукции. Издержки в результате сократились у тех, кто нашел новые формы кооперации для повышения конкурентоспособности.

 

Из практики зарубежных и  отечественных автопроизводителей известно, что качество автомобильных  компонентов является главным источником проблем с качеством автомобиля в целом. Их доля в общем количестве дефектов автомобиля и двигателя  составляет от 65% до 80% в гарантийный  период эксплуатации.

3.2 Контроль в  закупочной логистике ОАО «УАЗ»

 

Важнейшей функций в закупочной логистике ОАО «Ульяновский Автомобильный  Завод» является контроль входных потоков - поставок. Процесс контроля заключается  в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения  источников генерации получения  заказа, согласования условий поставки и завершения проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции.

 

В ходе осуществления контроля над выполнением заказа проверяется  соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и  качеству продукции. Проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии  функция контроля позволяет регулировать интенсивность материальных потоков  и делать выводы о надежности и  ответственности поставщика.

 

Произошедшие непредвиденные сбои в поставках могут привести к временной остановке производства или сокращении объемов производства. При надлежащей организации контроля руководство ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» может оперативно получать информацию об объеме и сроках ожидаемых поставках товаров и оперативно принимать соответствующие меры при возможных отклонениях от условий заказа.

 

Логистическая система контроля над выполнением заказа ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» предусматривает  прямой постоянный контакт между  отправителем и получателем товара. Данное взаимодействие обоюдовыгодно, так как позволяет выявить  недостатки в работе поставщика, а  для завода иметь надежного поставщика позволяющего работать предприятию  без сбоев.

При таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений  с поставщиками. Необходимость координированного  контроля над ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных  связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела  к широкому применению компьютерных и информационных технологий.

 

Установленная на ОАО «Ульяновский Автомобильный Завод» система контроля предназначена не только за соблюдением  условий заказа, но также для выявления  на начальной стадии брака, позволяет  тем самым избежать попадания  в производственный процесс некачественного  сырья и материалов. Непосредственная взаимозависимость между качеством  сырья и готовой продукции  заставляет предпринимателей уделять  повышенной внимание качеству исходного  сырья.

Информация о работе Организация закупочной логистики предприятия ОАО "Ульяновский автомобильный завод"