Организация закупок материальных ресурсов в микрологистической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации закупочной деятельности предприятия и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Задачами курсовой работы являются:
1. изучение теоретических основ закупочной логистики;
2. рассмотрение общей характеристики предприятия;
3. рассмотрение организации закупочной работы на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы логистики как науки……………………………….5
1.1 Сущность и функции логистики…………………………………………...5
1.2 Проблемы развития логистики…………………………………………….7
1.3 Задачи и функции закупочной логистики………………………………...10
2. Анализ закупки материальных ресурсов…………………………………...24
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………24
2.2 Организация закупочной деятельности ИП Поскрякова Л.А……………27
2.2.1 Анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых товаров………………………………………...27
2.2.2 Выбор поставщика………………………………………………………...32
2.3 Внедрение логистики в деятельность фирмы……………………………..35
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

Организация закупок материальных ресурсов в микрологистической системе.docx

— 116.44 Кб (Скачать файл)

 

Проанализировав информацию о ценах можно сделать вывод, что самые низкие цены у «Шиловское» и «Полянка». Оценивая поставщиков по этому критерию  выбираем: 1. «Полянка» 2. «Шиловское» 3. «Простоквашино»4. «Партнер» 5«Ирбитский молокозавод»

Вторым критерием является ассортимент предлагаемой продукции. Анализируя информацию прайс-листов, можно сделать вывод, что фирма «Шиловское» предлагает только один вид продукции - молоко . Фирма «Ирбитский молокозавод» предлагает 59 видов продукции и у нее почти самый высокий уровень цен. Фирма «Партнер » хотя и предлагает все товарные группы, но у нее тоже самый высокий уровень цен. Все остальные фирмы предлагают почти все группы товаров, по низким и средним ценам.И наибольший ассортимент у «Простоквашино»

 Располагаем поставщиков  по широте  ассортимента:1. Простоквашино 2. Партнер 3. Полянка 4. Ирбитский молокозавод 5. Шиловское

По критерию условия оплаты все фирмы предлагают оплату товара после поставки.

Наиболее важным фактором для магазина является своевременный обмен бракованного товара. По этим критериям самыми привлекательными являются следующие фирмы: «Простоквашино ,  «Полянка» ,  «Шиловское» , «Партнер»,  «Ирбитский молоказавод».

Срок поставки также имеет значение. С учетом этого и предыдущих критериев выстроим в следующем порядке поставщиков по привлекательности работы с ними:

  1. Партнер
  2. Ирбитский молокозавод
  3. Простоквашино
  4. Шиловское
  5. Полянка

Можно сделать вывод, что магазину следует продолжать работать со следующими поставщиками, которые предлагают наиболее выгодные условия сотрудничества: «Простоквашино» и  «Партнер». Фирма «Простоквашино» является самым привлекательным поставщиком по всем критериям выбора поставщика: по ассортименту товаров, по цене, по сроку поставки.

2.3 Внедрение логистики  в деятельность фирмы.

Закупочная деятельность является важным элементом коммерческой деятельности ИП Поскрякова . Предприятию необходимо приобретать товары по выгодным ценам нужного качества в нужном количестве у надежного поставщика для удовлетворения потребительского спроса. Поэтому необходимо тщательно планировать рациональную закупочную деятельность, устанавливать длительные связи с поставщиками. 
Предприятие  закупает продукцию как прямым методом, т.е. непосредственно у производителя, так и через посредников.

 Основным способом закупки товаров на предприятии является регулярная закупка товаров мелкими партиями ,используется система с фиксированным размером и периодичностью заказа, которая характерна для товаров повседневного спроса, не имеющих сильных различий в свойствах в зависимости от производителя (таких, как хлеб), а также для магазинов, имеющих постоянных покупателей, привычки и особенности которых известны владельцу.

Преимущества данного метода:ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий;достигается экономия складских помещений.

Недостатки: вероятность заказа избыточного количества;относительная негибкость - вынужденные изменения в спецификациях, сроках и адресатах могут быть предметами споров между поставщиком и потребителем.

Отдельные категории продовольственных товаров, предприятие закупает по мере необходимости, при этом количество необходимого товара определяется лишь приблизительно. Такой способ не требует большого времени на оформление документов, позволяет оплачивать только поставленное количество товаров.  
 
При заключении долгосрочных контрактов с крупными компаниями-поставщиками, как правило, осуществляется централизованный завоз товаров на склад. Доставка товаров собственным транспортом производится в случае закупки товаров мелкими партиями по мере необходимости на оптовых ярмарках или у мелких фирм. Таким способом производится закупка некоторых видов напитков, шоколадных батончиков, пиротехники, сопутствующих товаров. 
 
Количество заказываемого товара зависит от таких факторов как частота завоза, среднедневная реализация, размер остатков товара на день завоза, мощность и емкость холодильного оборудования для быстропортящихся товаров. 
 
Частота завоза товаров в магазин по отдельным группам товаров представлена в таблице 8. 
 
Таблица 8 .Информация о завозе в магазин отдельных категорий товаров.

Товарная группа

 

Частота завоза, раз/нед

Объем завоза, руб.

Среднедневная реализация, руб.

Остатки товара на день завоза, %

Овощи и фрукты

4

1500

600

20

Молочные продукты

5

2000

1020

23

Мясо, колбасные изделия

 
3

 
6000

 
2500

 
10

 
Бакалейные товары

 
2

 
10000

 
2500

 
15

 
Хлеб 

 
7

 
2000

 
1800

 
10

 
Непродовольственные товары

 
1

 
10000

 
1200

 
15


 

 

Из таблицы 8 видно, что на день завоза таких товаров, как овощи, фрукты и молочные продукты остается большой объем непроданных товаров – 20-23%. Это означает, что увеличиваются потери при хранении товаров. Следовательно, необходимо изменить частоту и способ закупки данных категорий товаров с целью снижения издержек. 

Правило торгового запаса.

Заключается в создании уровня запаса, достаточного для непрерывного присутствия ассортимента на торговом предприятии.

Сейчас торговые предприятия стараются сокращать уровень запасов для того, чтобы увеличить торговые площади, соответственно сократив площади складские и подсобные. Отношения площади торгового зала к складским и подсобным в настоящее время стремится к 70–75%. На практике это означает, что предпочтение будет отдаваться поставщикам, обеспечивающим удобную и надежную систему поставок. Магазину невыгодно содержать большие складские площади, а эффективнее получать товар со складов поставщиков, расположенных в районах с гораздо более низкой арендной платой. Исключение составляют магазины-склады.

Другим значимым фактором для торговца является оборачиваемость товаров, которая имеет следующие преимущества:

 увеличение объемов продаж;

 увеличение свободных средств;

уменьшение риска устаревания, порчи товаров;

повышение настроения работников магазина («товар хорошо идет»).

Однако следует учесть уровень поддержки в управлении товарными запасами – уровень (вероятность) наличия товара в продаже. Один из способов повышения оборачиваемости – ограничение числа классов товаров или товарных единиц внутри класса. Происходит так называемое «вымывание ассортимента», отказ от неходовых позиций. Существует опасность, что если потребности покупателя в разнообразии, глубине ассортимента или определенном товаре не получат удовлетворения, магазину придется смириться с потерей клиента и доходов от продажи товаров, покупаемых им вместе с каким-то определенным. При «вымывании ассортимента» производитель, как правило, укрепляет усилия по продвижению товара, следуя собственным целям мерчандайзинга. Возрастает напористость торговых агентов, которым светит премия за ассортимент в конце отчетного периода. Когда отдел продаж осознает, что премия осталась сказкой на бумаге, это еще раз заставляет его констатировать, что роль розничных торговцев усилилась.

Правило торгового запаса очень тесно связано с методом закупок, который используется розничным предприятием. У поставщика сведения о методах закупок содержатся в базе данных и учитываются при составлении и оптимизации производственных планов и планов реализации продукции. Однако не все торговые агенты имеют квалифицированное представление о них.

 

АВС – анализ.

 

АВС - анализ это метод, с помощью которого определяется степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множества.

В логистике анализируется количественная и стоимостная структура закупаемых и реализуемых товаров. В зависимости от этого они делятся на 3 группы:

1) Товары группы А - количество их видов невелико (примерно 20%), но на них приходится значительная доля в общей стоимости.

2) Товары группы В - по критериям доли в общем количестве и стоимости занимают среднее место между группами А и С.

3) Товары группы С - в данную группу входит большое число позиций (40-50%), но доля в общей стоимости занимает предельно малую величину 2-5%.

 

Возьмем для анализа следующие наименования товаров:

Товар1. Колбасные изделия

Товар2.Сахар

Товар 3. Мясные консервы

Товар 4. Печенье

Товар 5.Кофе

Товар 6. Крупы

Товар 7. Соль

Товар 8. Консервы овощные

Товар 9. Чай

Товар 10. Конфеты

 

При проведении анализа ассортимента в целях управления ассортиментом имеет смысл выбрать в качестве объекта анализа номенклатурную единицу (позицию ассортимента), что позволит провести детальный анализ продаж; а для анализа структуры ассортимента - товарную категорию.

Табл. 9. Формирование исходных данных  

 

№ассортиментной позиции

Наименование вида товара

Объем реализации тыс.руб

1

Товар 1

1595

2

Товар 2

220

3

Товар 3

1210

4

Товар 4

320

5

Товар 5

1200

6

Товар 6

210

7

Товар 7

35

8

Товар 8

80

9

Товар 9

55

10

Товар10

75

итого

 

5000


    Третьим пунктом является дифференциация ассортимента по группам ABC, т.е. определение доли реализации каждой ассортиментной позиции в общем объеме реализации товаров. ( Табл.10)

Табл.10. Дифференциация ассортимента по группам ABC 

 

 

№ассортиментной позиции

Наименование вида товара

Доля товара в общем объеме реализации

1

Товар 1

31,9

2

Товар 2

4,4

3

Товар 3

22,1

4

Товар 4

6,4

5

Товар 5

24,2

6

Товар 6

3,1

7

Товар 7

0,8

8

Товар 8

2,1

9

Товар 9

1,5

10

Товар10

1,6

итого

 

100


Четвертый пункт заключается в вычислении каждой ассортиментной позиции нарастающим итогом.( Табл. 11)

Табл.11. Ранжирование ассортимента

Наименование вида товара

Годовой объем реализации

Доля в общем объеме реализации

Доля в объеме реализации нарастающим итогом

Товар 1

1595

31,9

31,9

Товар 2

1200

24

55,9

Товар 3

1210

24,2

80,1

Товар 4

320

6,4

86,5

Товар 5

220

4,4

90,9

Товар 6

210

4,2

95,1

Товар 7

80

1,6

96,7

Товар 8

75

1,5

98,2

Товар 9

55

1,1

99,3

      Товар10

35

0,7

100

      итого

     

В таблице найдем товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 80%, что является нижней границей группы A, а верхней границей группы A - первая позиция в списке - данном примере это Товар1 и Товар5. Товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%) - Товар3 , Товар4 и Товар2. Все, что расположено ниже -- группа C ,в которую входит Товар6 , Товар8, Товар10, Товар9 и Товар7.

Общее количество товаров в нашем примере 10. Подсчитаем долю количества наименований товаров по группам ABC на основе среднестатистических данных. A -- 20%, B -- 30%, C -- 50%. (Табл.12)

Табл.12. Распределение ассортимента по группам

Группа

Доля в ассортименте(%)

Доля в реализации (%)

A

20%

55,9%

B

30%

35%

C

50%

9,1 %


ABC-анализ -- анализ товарных запасов путём деления на три категории:

А--наиболее ценные,В -- промежуточные,С -- наименее ценные.

По сути, ABC-анализ -- это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж -- всё, что имеет достаточное количество статистических данных.

Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Принципы работы с  группой  товаровА следующие:

Подробный анализ рынка,

Интенсивное и точное планирование,

 Отбор надежных поставщиков,

Определение точных сроков поставок,

Строгий контроль и управление запасами.

Принципы работы с товарами группы С:

 Эвристические методы  планирования

 Минимальные затраты  на планирование

Возможны заказы по телефону

Периодический контроль за состоянием запасов

Принципы работы с товарами группы В зависят от конкретных обстоятельств, часто используются смешанные принципы.

Заключение

Рассмотренные выше элементы и принципы закупочной логистики показывают, что этот вид логистики занимает одно из важнейших мест в работе предприятия.

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты логистики как науки: сущность и функции логистики, проблемы развития логистики, а также задачи и функции закупочной логистики.

В практической части было исследовано розничное торговое предприятие ИП Поскрякова , рассмотрена организация закупочной работы предприятия. Из проведенного анализа закупочной работы данного магазина можно сделать следующие выводы:

1 Магазин является встроенным в жилой дом, имеет выгодное месторасположение, находится на одной из центральных улиц города, вблизи от остановки общественного транспорта, что, конечно, удобно для потребителей.

2 Магазин  использует метод «регулярные закупки мелкими партиями». В этом случае предприятие заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода, при этом оплатапроизводится по мере поступления отдельных партий.

3Использует в своей работе систему с фиксированным размером и  периодичностью заказа.

4  Магазин основывается в своей работе на двух основных принципах товароснабжения: ритмичности и оперативности. В организации закупочной деятельности использует транзитную форму товароснабжения. Использование этого метода позволяет работникам магазина не отвлекаться от выполнения основной функции - обслуживания покупателей.

 Для того чтобы магазину  планировать свои заказы на  товар, необходимо знать, сколько  сможем мы продать, т.е. необходимо  планировать объем продаж. С этой  целью была разработана модель  прогноза продаж по ассортименту , которая позволит руководству магазина предпринять решения или меры, способствующие сохранению благоприятной тенденции и дальнейшему повышению объема реализации и улучшению других технико-экономических показателей предприятия. Данная модель поможет планировать закупки .

Необходимо изменить способ закупки товаров. Основным способом закупки продукции на предприятии является закупка товара мелкими партиями. При таком способе очень высока вероятность заказа избыточного количества товаров и необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе. Таким образом, увеличиваются издержки на хранение товаров, возрастает объем порчи продуктов. Также предприятию не всегда легко оплатить все количество товара определенное в заказе. Поэтому для некоторых групп товаров можно производить закупки по котировочным ведомостям. Котировочные ведомости составляются ежемесячно, а по некоторым товарам еженедельно, и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода – это ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок. 

Необходимо создать отдел, планирующий закупки. Это мероприятие позволит сократить нагрузку товароведа , занимающегося планированием закупочной деятельности, увеличить его производительность труда, а также позволит проводить более тщательный отбор поставщиков, организовывать повседневный контроль исполнения договоров и хода поставок товара.

Необходимо изменить частоту завоза в магазин кисломолочной продукции и овощей. Остатки кисломолочной продукции и овощей на день завоза довольно велики . Вследствие этого, а также из-за недостаточной мощности холодильного оборудования увеличиваются потери товаров при хранении. Изменение графика завоза товаров из данных групп позволит сократить издержки на хранение, освободить место на складе для хранения других видов товаров.

 Необходимо использовать для доставки товаров, заказываемых мелкими партиями, собственный транспорт. Некоторые виды товаров предприятие закупает по мере необходимости мелкими партиями на оптовых ярмарках. В этом случае предприятию приходится арендовать грузовой транспорт для доставки товара. Приобретение собственного транспорта позволит уменьшить расходы на доставку таких видов продукции в магазин.

 В ходе анализа поставщиков  по молочной продукции  было  выявлено, что магазину следует  продолжать работать со следующими  поставщиками, которые предлагают  наиболее выгодные условия сотрудничества: «Простоквашино» и «Партнер» . Фирма «Простоквашино» среди молочных компаний  является самым привлекательным поставщиком по всем критериям выбора поставщика: по ассортименту товаров, по цене, по сроку поставки и по предоставляемым услугам.

 Также был проведен  АВС - анализ, который позволяет дифференцировать  ассортимент товаров по степени  вклада в намеченный результат. Выявлено, что к товарам группы  А относятся  колбасные изделия  и кофе В:мясные консервы ,печенье и сахар  С соль консервы овощные ,чай, конфеты и крупы. Соответственно необходимо использовать принципы работы с соответствующими группами   товаров.

 Менеджеру магазина следует так же помнить ,что  ограничение числа классов товаров или товарных единиц внутри класса при формировании ассортимента для повышения оборачиваемости происходит так называемое «вымывание ассортимента», отказ от неходовых позиций. Соответственно существует опасность, что если потребности покупателя в разнообразии, глубине ассортимента или определенном товаре не получат удовлетворения, магазину придется смириться с потерей клиента и доходов от продажи товаров, покупаемых им вместе с каким-то определенным.

Список литературы:

1. Гаджинский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

2. Голиков Е.А. Маркетинг  и логистика. Учебное пособие - 2-е  изд. М.: Изд. дом: «Дашков и К», 2000.

3. Голиков Е.А., Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики. -- М.: РЭА, 1993.

4. Гордон М.П.; Карнаухов  С.Б. Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

5. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие. Саратов: СГТУ, 1995.

6. Залманова М.Е., Новиков  О.А., Семененко АМ. Производственно-коммерческая логистика. -- Саратов: СГТУ, 1995.

7. Залманова М.Е. Закупочная  и распределительная логистика: Учеб, пособие. Саратов: СПИ, 1992.

8. Залманова М.Е. Сбытовая  логистика: Учебное пособие. Саратов: СГТУ, 1993.

9. Костоглодов д.д., Харисова  Л.М. Распределителъная логистика -- М.: Экспертное бюро, 1997.

10. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина, - М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Логистика как форма  Оптимизации рыночных связей / Под ред. Л..С Федорова, - М.: ИМЭМО, 1996.

12. Логистическое управление фирмой: Учебное пособие / Под ред. О.Н. Дунаева. Екатеринбург: ИПК УГГУ. 1998.

13. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ д, 2000.

14. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. СПб: Питер, 200 1.

15. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. - СПб: Питер, 2001.

16. Николайчук В.Е. Логистика СПб: Питер, 2001.

17. Новиков О.А., Уваров  С.А. Логистика: Учебное пособие СПб.: «Изд. дом «Бизнес пресса», 2000.

18. Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. -- СПб.: СЗПИ, 1996.

19. Основы логистики: Учебное  пособие / Под. Ред. Миротина Л.Б., Сергеева В.И., ИФРА-М, 2000.

20. Плоткин Б.К. Основы теории и практики логистики: Методические указания. -- СПб: СП6ГУЭФ, 1996.

21. Пурлик В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности. М.: Высшая школа, 1995.

22. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. - СПб: СПб УЭФ, 1995.

23. Промыслов Б.Д., Жученко  И.А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблёмы, поиски, решения).- М.: Нефть и газ, 1994.

24. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь -- М.: ИНФРА-М, 2000.

25. Рынок и логистика / Под ред. М.Р. Гордона, М.: Экономика, 1993.

26. Сергеев В.И., Эльяшевич  П.А. Формирование макрологистических систем. СПб: Знание России, 1997.

27. Сергеев В.И. Логистика  в бизнесе: Учебник. -- ИНФРА-М, 2001.

28. Сивохина Н.П., Родинов В.Б., Горбунов Н.М. Логистика: Учебное пособие, - М.: 000 «Изд АСТ», ЗАО «РИК Русанова», 2000.

29. Стаханов В.Н., Украинцев  В.Б. Теоретические основы логистики. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

30. Уваров С.А. Логистика  общая концепция, теория и практика. - СПб.: Инвест-НП, 1996.

Размещено на Allbest.ru 

 

 

 

 

 

 
 
       

  
       

 

 

 

   
         

 

 

           

 

 

 

 


Информация о работе Организация закупок материальных ресурсов в микрологистической системе