Оптимизация материального потока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования: определение затрат в логистической цепочке «Снабжение-производство-сбыт», определение оптимального варианта выпуска продукции, оценка использования различных материалов; Предмет исследования – материальный поток на предприятии; Объект исследования – предприятие ОАО «Снежок», производящие бытовые холодильники «Снежок-2М». Основными источниками информации, использованные при выполнении курсовой работы, являются: учебник логистики под редакцией Гаджинского, учебник «Основы транспортной логистики» под редакцией Смехова, а также методические указания к курсовому проектированию по курсу «Логистика» для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», составленные Ганьшиным В.И., Шамшиным С.А., Сычёвой О.А.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Актуальность логистики для российской экономики на современном этапе её развития………………………………………………………………..…...7
2 Определение затрат в логической цепочке «Снабжение-производство-сбыт
2.1 Определение затрат в логическом звене «Снабжение»……………...……12
2.2 Оценка затрат в логическом звене «Производство»………………………24
2.3 Определение затрат в логическом звене «Сбыт»……………………….…27
3 Оптимизация материального потока
3.1 Определение оптимальной месячной партии выпуска продукции............38
3.2 Оценка возможного увеличения объёмов производств…………………...45
3.3 Выбор поставщиков………...………….........................................................48
3.4 Оценка использования отходов……..............................................................53
Заключение…………………………………………………………………….........56Список использованных источников……………………………………...………58
Приложение А
Исходные данные…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая логистика.doc

— 1,020.00 Кб (Скачать файл)

 
 

     Рисунок 18 – структура полной себестоимости  при оптимистическом объёме выпуска продукции

     

Рисунок 19 −Сравнение основных показателей при оптимальном и прогнозируемом объемах выпуска.

       

     В данной таблице мы произвели расчёт полной себестоимости на единицу  и на весь выпуск продукции, рассчитали выручку от реализации, прибыль и рентабельность выпуска продукции при оптимальном объёме выпуска и сравнили их с полученными при прогнозируемых значениях спроса (пессимистический и оптимистический).

     При рассмотрении основных затрат при пессимистическом и оптимистическом объеме выпуска видно, что затраты на производство уменьшаются при оптимистическом объеме выпуска, по сравнению с пессимистическим вариантом. Это связано с увеличением объема производства.

     На  рисунке 19 видно, что максимальная выручка и прибыль от реализации продукции достигается при оптимистическом объеме выпуска. В то же время, минимальная себестоимость на выпуск всей продукции, достигается при оптимальном объеме выпуска.

     Перейдём  к выбору поставщиков. 

3.3 Выбор  поставщиков 

     Выберем наиболее оптимальный вариант закупки  компрессоров. Для этого при определённой ранее оптимальной партии выпуска продукции оценим экономические потери из-за нарушения ритма поставок.

     Дополнительная  информация для проведения расчетов в данном разделе:

  • Исследования показали, что на предприятии имеются потери из-за недовыпуска продукции, который в основном объясняется неритмичностью поставок компрессоров для холодильников «Снежок-2М».
  • Поставщики компрессоров в рассматриваемом годе приведены в исходных данных).
  • Анализ рынков компрессоров для холодильников показал, что в будущем году есть возможность заключить договора с новыми поставщиками. Основная особенность поставщиков заключается в том, что предлагая одинаковые по качеству компрессоры, свою цену они назначают в зависимости от точности поставки (чем точнее соблюдение сроков поставки, тем выше цена). Поэтому к выбору поставщика необходимо подойти с позиций – что выгоднее, закупать более дорогие компрессоры (что уменьшит прибыль) и сократить простои или закупать дешевые компрессоры у поставщиков, имеющих самые большие срывы поставок.

     Проведём  экономическую оценку возможных  вариантов закупки компрессоров у различных поставщиков

     Таблица 13 –Экономическая оценка возможных вариантов закупки компрессоров у различных поставщиков 

Показатели Идеал.

вариант

Базовый вариант (Тула-Ярославль) Возможные новые варианты
Орёл Орёл-Тула Орёл-Тула-Финляндия Орёл-

Финляндия

1 3 4 5 6 7 8
1 Плановое число рабочих дней  в году, дни 264 264 264 264 264 264
2 Число дней простоя, 

дни

0 11 24 18 12 12
3 Факт. число отработанных. дней, дни 264 253 240 246 252 252
4 Годовой плановый объём выпуска  продукции, шт. 17900 17800 17800 17800 17800 17800
5 Средний дневной объём выпуска  продукции, шт./день 67,80 67,42 67,42 67,42 67,42 67,42
6 Объём недовыпуска продукции  за дни простоя, шт. 0 741,67 1618,18 1213,64 809,09 809,09
7 Факт. годовой объём выпуска, шт. 17900 17058,33 16181,82 16586,36 16990,91 16990,91
8 Стоимость компрессора, руб./шт. 350 350 (А) 408 (Б) 379 (В) 433,3 (Г) 490 (Д)
9Себестоимость

холодильника, руб./шт.

2140,95 1840,85 1898,85 1869,85 2240,30 2305,03
10 Себестоимость на выпуск, руб. 38323005 31401833 30726845 31014012 38064734 39164555
11 Выручка на выпуск, руб. 53001900 50509725 47914364 49112223 50310082 50310082
12 Прибыль на выпуск, руб. 14678895 19107892 17187518 18098211 12245348 11145527
13 Прибыль на единицу, руб. 820,05 1120,15 1062,15 1091,15 720,70 655,97
14 Недополуч. прибыль, руб. 0 830777,92 1718751,8 1324259,32 583111,82 530739,36

 
 

     *По  вариантам, где имеется несколько  поставщиков рассчитывается среднеарифметическая стоимость компрессора

     ** В соответствии с исходными  данными в случае закупки в  Финляндии затраты на снабжение  увеличиваются в 2,5 раза. Соответственно, в случае закупки компрессоров в Орле-Туле-Финляндии, затраты в звене «Снабжение» вырастут в 1,5 раза. В случае закупки в Орле-Финляндии –в 1,75 раза. Пересчитайте базовую себестоимость для этих двух вариантов (Сб') по таблице 11 (столбец Vфакт)

    В таблице 13 мы просчитали различные  варианты по закупке компрессоров у поставщиков.

     Для наглядности можно отобразить полученные результаты в виде линейной диаграммы (рисунок 20). 

    Рисунок 20 – Основные параметры, характеризующие закупку компрессоров у различных поставщиков для ОАО «Снежок». 

       

     * цифра один соответствует идеальному  варианту закупки компрессоров 

     В результате табличных расчётов и  из графика, можно сделать вывод, что оптимальным поставщиком для ОАО «Снежок» является Тула и Ярославль. Так как при этом варианте итоговая прибыль предприятия максимальна, а недополученная прибыль – минимальна и составляет 830777,92 руб./год, тогда как в других вариантах возможные потери на порядок выше.

     В таблице была посчитана также  прибыль на единицу продукции  при различном сочетании поставщиков, которая также принимает наибольшее значение при поставке компрессоров из Тулы и Ярославля. Несмотря на то что потери из-за простоя в этом случае максимальны, но высокая цена комплектующих и существенное увеличение транспортных издержек при поставке от других поставщиков, делают такую поставку нерентабельной.

     Для принятия окончательного решения, рассчитаем рейтинг поставщиков, для этого  разработаем свою шкалу оценок. 

     Таблица 14 - Расчет рейтинга поставщиков.

Критерий  выбора поставщика Удельный вес  критерия Оценка значения критерия по 10- балльной шкале Произведение  удельного веса на оценку
Надёжность  поставки (простои) г. Тула, г.Ярославль 0,20 7 1,4
ОАО "МКЗ" 6 1,2
Финляндия 8 1,6
Цена г. Тула, г.Ярославль 0,45 10 4,5
ОАО "МКЗ" 9 4,05
Финляндия 7 3,15
Ритмичность г. Тула, г.Ярославль 0,05 5 0,25
ОАО "МКЗ" 8 0,4
Финляндия 8 0,4
Объём поставок г. Тула, г.Ярославль 0,15 8 1,2
ОАО "МКЗ" 7 1,05
Финляндия 9 1,35
Удалённость поставщика г. Тула, г.Ярославль 0,15 5 0,75
ОАО "МКЗ" 7 1,05
Финляндия 8 1,2
Итого: г. Тула, г.Ярославль 1,00 Рейтинг 8,1
ОАО "МКЗ" 7,75
Финляндия 7,70

 

     По  результатам расчета данной таблицы  видно, что базовый вариант (Тула-Ярославль) по рейтингу стоит на первом месте, что в очередной раз подтверждает выбор именно этого поставщика.

     Таким образом, в данном разделе «Выбор поставщиков» мы провели экономическую оценку перехода предприятия на поставку компрессоров из других источников, просчитали шесть возможных вариантов и пришли к выводу, что наиболее выгодным для ОАО «Снежок» является сотрудничество с прежними поставщиками (из Тулы и Ярославля). Мы сделали такой вывод после оценки и сравнения возможностей себестоимости, выручки и прибыли при различных вариантах поставки. То есть даже не смотря на неритмичность поставок и простои, для нашего предприятия выгоднее покупать компрессоры того же качества, но по более низкой цене и с наименьшими транспортными издержками.

     Перейдём  к оценке использования отходов

      
 
 

     3.4 Оценка использования отходов 

     В данном разделе мы определили целесообразность перехода на другую технологию при изготовлении дверцы холодильника. При этом, в базовой и предлагаемой технологиях по-разному используются отходы.

     Дополнительная  информация для проведения расчетов:

  • Для производства передней дверцы холодильника «Снежок-2М» в настоящее время используются стальные листы, но дверцы можно изготавливать и из стальной ленты.
  • При этом:

- из отходов, получаемых при использовании стального листа, у предприятия иметься возможность изготавливать детали «А»;

- из отходов, получаемых при использовании стальной ленты, - изготавливать детали «В».

     Результаты  расчетов можно оформить в виде таблицы. 

     Таблица 15 – Результаты использования отходов.

Показатели Ед. измерения Формулы Значение  показателя
Стальной  лист Стальная лента
1 Количество деталей, изготовленных из отходов металла (в расчёте на 1 дверцу холодильника) шт. И.Д.(П 14) 15 16
Масса одной детали кг И.Д. (П 14) 0,3 0,2
2 Себестоимость одной детали руб./шт. И.Д.(П 14) 2,2 1,6
3 Цена одной детали руб./шт. И.Д.(П 14) 2,8 2
4 Прибыль от одной детали руб./шт. п.3 - п.2 0,6 0,4
5 Прибыль от всего объёма деталей,  изготовленных из отходов металла руб. п.4 * п.1 9 6,4
6 Масса отходов в металлолом  при изготовлении деталей ( в  расчёте на 1 дверцу) кг И.Д.(П 14) 0,2 0,15
7 Стоимость отходов руб./кг И.Д.(П 14) 0,38 0,38
8 Стоимость отходов, реализованных  а металлолом ( в расчёте на 1 заготовку) руб. п.6 * п.7 0,076 0,057
9 Прибыль от реализации деталей  и отходов в металлолом (из  металла, идущего на 1 заготовку  дверцы) руб. п.5 + п.8 9,076 6,457
10 Годовой объём выпуска холодильников тыс. шт И.Д.(П 1) 17,9 17,9
11 Прибыль от реализации деталей  и отходов в металлолом в  расчёте на годовой объём выпуска тыс. руб п.9 * п.10 162,46 115,58

 

     По  результатам расчетов можно сделать  вывод, что использовать стальной лист для ОАО «Снежок» выгоднее, чем стальную ленту в среднем на 2,62 руб. на одну заготовку дверцы или на 46898 рублей на всю программу выпуска. (при фактическом варианте).

      То есть в настоящий момент предприятие использует оптимальную для себя программу использования отходов.

     Сделаем общий вывод по данной главе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по третьей главе.

     Таким образом, в данной главе «Оптимизация материального потока» мы определили оптимальную месячную партию выпуска продукции (2100 штук), которая приходится на сентябрь. Произвели расчет фактической и оптимальной себестоимости продукции, сравнили основные показатели при фактическом и оптимальном объёмах выпуска. Также в данной главе мы провели оценку возможного увеличения объемов выпускаемой продукции, произвели выбор поставщика, сравнив различные варианты как старых так и новых поставщиков, экономически оптимальный путь использования доходов.

     Минимальные затраты мы имеем в сентябре, при  объёме выпуска 2100 штук. Оптимальный объём производства для ОАО «Снежок» составляет 25200 штук.

     При пессимистическом раскладе предприятие  будет производить 18400 холодильников, а при оптимистическом – 36000.

     Наилучшим поставщиком предприятия, согласно проведённым исследованиям является Тула-Ярославль, в связи с максимальной прибылью при его выборе.

     Использовать  стальной лист для предприятия выгоднее, нежели чем стальную ленту на 2,62 рубля на одну заготовку. 

 

      Заключение 

    В России осуществляются экономические  реформы, результатом которых является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели.            В ходе выполнения курсовой работы мы приобрели практические навыки по решению задач оптимизации материальных потоков на предприятии с использованием логистического подхода; изучили понятие логистики, её составных частей, научились считать затраты в логистических звеньях и цепочке в целом, проводить оптимизацию.       Данная работа убедила нас в важности и необходимости расчетов при принятии любых производственных решений, связанных с затратами.             В первой главе  работы мы рассмотрели актуальность логистики для российской экономики на современном этапе её развития.     Во второй главе «Определение затрат в звене Снабжение» были рассчитаны общие затраты, которые складываются из затрат на содержание, транспортно-заготовительных расходов и затрат на «омертвление» капитала. Наибольшие затраты на содержание сырья, материалов и покупных изделий полуфабрикатов были осуществлены в мае. Транспортно-заготовительные расходы зависят от размеров партии поставки, а следовательно, от объема выпуска продукции. Поэтому наибольшие транспортно-заготовительные расходы приходятся в сентябре, где выпуск продукции составляет 2100 штук. Потери от «омертвления» капитала максимальны также в сентябре из-за наибольшего объема выпуска продукции. Минимальны потери от «омертвления» капитала приходятся на  май, так как выпуск холодильников минимален.            Общие затраты на снабжение, производство и сбыт единицы продукции максимальны в мае, а минимальны в сентябре. Однако суммарные затраты максимальны в сентябре и минимальны в мае.       В третей главе «Оптимизация материального потока» был определен оптимальный месячный объем выпуска продукции, который  находится  на сентябрь и составляет 2100 холодильников. Был произведен расчет себестоимости продукции при фактическом выпуске и оптимальном выпуске холодильников: при фактическом- 2112,84 руб., а при оптимальном – 1840,85 рублей. После этого было произведено сравнение основных показателей (полной себестоимости, выручки на весь объем продукции и прибыли) при фактическом и оптимальном выпусках продукции, в результате чего было выявлено, что значения всех основных показателей при оптимальном объеме выпуска значительно выше, чем при фактическом. Также в данной главе была проведена оценка возможного увеличения объемов производства и сравнение основных показателей при различных объемах выпуска, в ходе чего определили, что все основные показатели максимальны при оптимистическом объеме выпуска продукции. Затем был произведен выбор поставщика в результате сравнения различных вариантов. При этом выявили, что наиболее выгодным для ОАО «Снежок» является сотрудничество с поставщиками Тулы и Ярославля. И в заключение был определен экономически оптимальный путь использования отходов: выпуск дверей холодильников из стального листа, так как это выгоднее в среднем на 2,62 рубля, чем при потенциальном изготовлении дверей из стальных лент.        При выполнение курсовой работы была использована учебная литература, материалы специализированных журналов, соответствующие сайты Интернета, методические указания по выполнению курсовой работы. 
 
 
 
 

Информация о работе Оптимизация материального потока