Оптимизация материального потока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования: определение затрат в логистической цепочке «Снабжение-производство-сбыт», определение оптимального варианта выпуска продукции, оценка использования различных материалов; Предмет исследования – материальный поток на предприятии; Объект исследования – предприятие ОАО «Снежок», производящие бытовые холодильники «Снежок-2М». Основными источниками информации, использованные при выполнении курсовой работы, являются: учебник логистики под редакцией Гаджинского, учебник «Основы транспортной логистики» под редакцией Смехова, а также методические указания к курсовому проектированию по курсу «Логистика» для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», составленные Ганьшиным В.И., Шамшиным С.А., Сычёвой О.А.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Актуальность логистики для российской экономики на современном этапе её развития………………………………………………………………..…...7
2 Определение затрат в логической цепочке «Снабжение-производство-сбыт
2.1 Определение затрат в логическом звене «Снабжение»……………...……12
2.2 Оценка затрат в логическом звене «Производство»………………………24
2.3 Определение затрат в логическом звене «Сбыт»……………………….…27
3 Оптимизация материального потока
3.1 Определение оптимальной месячной партии выпуска продукции............38
3.2 Оценка возможного увеличения объёмов производств…………………...45
3.3 Выбор поставщиков………...………….........................................................48
3.4 Оценка использования отходов……..............................................................53
Заключение…………………………………………………………………….........56Список использованных источников……………………………………...………58
Приложение А
Исходные данные…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая логистика.doc

— 1,020.00 Кб (Скачать файл)

     Аннотация

     В данной курсовой работе раскрывается вопрос о роли логистики для предприятий  с целью улучшения его финансовых результатов.

     В первой главе работы содержатся теоретические  аспекты использования логистики  в деятельности предприятий в  современных условиях.

     Вторая  глава содержит расчет затрат на предприятии  в логической цепочке «Снабжение-производство-сбыт» на примере ОАО «Холодок».

     В третьей главе рассмотрены вопросы  оптимизации материального потока, отражены конкретные предложения по увеличению прибыли предприятия.

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...5

  1. Актуальность логистики для российской экономики на современном этапе её развития………………………………………………………………..…...7
  2. Определение затрат в логической цепочке «Снабжение-производство-сбыт

2.1     Определение затрат в логическом звене «Снабжение»……………...……12

2.2     Оценка затрат в логическом звене «Производство»………………………24

2.3     Определение затрат в логическом звене «Сбыт»……………………….…27

3       Оптимизация материального потока

3.1     Определение оптимальной месячной партии выпуска продукции............38

3.2     Оценка возможного увеличения объёмов производств…………………...45

3.3     Выбор поставщиков………...………….........................................................48

3.4     Оценка использования отходов……..............................................................53

Заключение…………………………………………………………………….........56Список использованных источников……………………………………...………58

Приложение А

Исходные данные……………………………………………………………….….59 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Логистика – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.          Коммерческая логистика является сравнительно молодой наукой, а в целом логистика имеет глубокие исторические корни. Особенно широко она использовалась в нашей стране во время второй мировой войны для решения задач четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы военной логистики  стали переносить в гражданскую сферу для управления материальными потоками в сфере обращения, а затем и производства.      Важность изучения и использования на практике выводов логистики подтверждают статистические данные. В западных странах около 93% времени движения товара от источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. При этом в структуре логистических расходов издержки на содержание запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции занимают около 44%, на складирование и экспедирование – 16%, магистральные и технологические перевозки грузов – 23 и 9%, соответственно, на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции приходится 8%. Следовательно, при минимизации этих затрат (особенно снабженческих затрат) можно существенно снизить себестоимость продукции. Это приведёт к росту её конкурентоспособности на мировых рынках, а значит и к увеличению прибыли предприятия.       Таким образом, организация логистического подхода к управлению материальными и информационными потоками – залог успешной работы предприятия в условиях обострившейся конкуренции в современном мире. Коммерческая логистика является жизненно важным компонентом экономики. Чтобы разбираться в решении логистических задач, необходимо, прежде всего, изучить теоретические концепции логистики. Однако, экономист-менеджер должен иметь нее только теоретическое представление о логистике, её методах, принципах, но и определенные навыки эффективного решения логистических задач в рамках организации или предприятия.      Главной целью курсовой работы является приобретение практических навыков по решению задач оптимизации материальных потоков на предприятии с использованием логистического подхода.   Основные задачи исследования: определение затрат в логистической цепочке «Снабжение-производство-сбыт», определение оптимального варианта выпуска продукции, оценка использования различных материалов;  Предмет исследования – материальный поток на предприятии;  Объект исследования – предприятие ОАО «Снежок», производящие бытовые холодильники «Снежок-2М».      Основными источниками информации, использованные при выполнении курсовой работы,  являются: учебник логистики под редакцией Гаджинского, учебник «Основы транспортной логистики» под редакцией Смехова, а также методические указания к курсовому проектированию по курсу «Логистика» для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», составленные Ганьшиным В.И., Шамшиным С.А., Сычёвой О.А.

 

    1 Актуальность  логистики для российской экономики  на современном этапе её развития.

Использование концепции логистики является одним  из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.      Советом логистического менеджмента США было дано следующее определение логистики: "Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей".   Логистика – это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании. Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании.            По данным Европейской логистической ассоциации за 2005 год, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.         Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста

    В последнее десятилетие происходило ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся адекватным обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих областей. Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения.                                                                                                                         В последние годы в сфере законодательного обеспечения  сферы логистики произошли существенные изменения, направленные на повышение экономической эффективности её деятельности. В результате реформирования федеральных органов исполнительной власти, осуществленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", произошло слияние трех таких важных федеральных министерств, как Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи в одно общее Министерство транспорта и связи России. Это положило начало проведению, одной из самых сложных и ответственных реформ в экономике страны. Главный выигрыш должен быть получен от улучшения взаимодействия на стыках различных видов транспорта, в первую очередь в местах перевалки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т.д.                                          Главными нормативными документами, доработкой которых в 2004 году занималась, в основном, исполнительная ветвь власти - это "Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г." и федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России”. Одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации Транспортная стратегия, доработана с учетом послания Президента, концепции реформирования бюджетного процесса и проведенной административной реформы. Это основополагающие программные документы, определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу.                        В соответствии с этим в новой редакции Транспортной стратегии определены долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, реализации принципов государственно-частного партнерства, а также основные цели и целевые показатели развития транспортного комплекса на период до 2020 года. В свою очередь, положения Транспортной стратегии должны стать основой для разработки и корректировки, федерального законодательства, федеральных целевых программ, как на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики                 Реализация транспортной стратегии Российской Федерации позволит достичь к 2020 году следующих основных результатов:            - будет завершено создание единой опорной транспортной сети без разрывов и “узких мест”;                           - подвижность населения вырастет на 50%;                      - большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным наземным транспортным коммуникациям;                  -восемь из десяти российских семей смогут активно пользоваться автомобилем; -значительно повысятся комфортность и качество сервиса пассажирского транспорта;                       -доля отечественных портов в обслуживании внешнеторговых грузопотоков возрастет с нынешних 75 до 85%;                         -грузоёмкость ВВП снизится на 8-10%;                     -скорость грузового сообщения увеличится на 15-20%, а на основных международных транспортных коридорах - на 20-30% и другие.

Эффективное использование принципов и методов  логистики позволяют руководству  компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.           Внедрение логистического управления позволит также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.      В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей.     Качество логистического обслуживания - это удовлетворение потребностей потребителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, соответствии уровня обслуживания стандартам потребителя, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству обслуживания. После завершения мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., в транспортной логистике России, конца 2010 г. и начала 2011 г., появились признаки улучшения положения дел.          Увеличилась активность традиционных заказчиков на перевозки от крупных торговых сетей, дистрибьюторов и производителей товаров, логистических центров обслуживающих товарные потоки, и от участников ВЭД, обеспечивающих, в частности, импортный поток грузов в Россию. Так, по данным статистики ФТС РФ, в первом квартале 2010 года, каждый месяц, наблюдался прирост импорта в пределах 15-20%. Это очень позитивный тренд для российской транспортной логистики, пережившей не самые лучшие времена в период последнего мирового экономического кризиса. Учитывая особую популярность и высокую емкость перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по России, отследим эту динамику за длительный период по данным ФСГС РФ (Росстат).      Дела в транспортной отрасли России были еще хуже только в период предыдущего мирового экономического кризиса (1997-1998 гг.). Тогда, провал в перевозках составил более 50%, но и экономика России была значительно слабее.              В связи с тем, что итоги 2010 года по описываемым видам транспорта еще не подведены ни в Росстате, ни в других агентствах, возможно только экспертно оценить объемы грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом за 2010 г. и сделать прогноз на 2011 г.

    В частности, согласно данным Федеральной  службы государственной статистики РФ, изменения в объемах грузоперевозок в 1-м квартале 2010 года по сравнению  с 1-м кварталом 2009 г имеют положительную  динамику:

- железнодорожного – 977,2 млрд. (112,9%),                                                           - автомобильного – 89,8 млрд. (109,3%),                     - морского – 49,9 млрд. (108,3%),                                      - внутреннего водного – 18,4 млрд. (110,2%),                          - воздушного (транспортная авиация) – 2,2 млрд. (145,6%).               Экспертные оценки по приросту грузооборота в 2010 году по сравнению с 2009 г., по-видимому, могут находиться для железнодорожного транспорта в пределах 12-13%, для грузового автомобильного транспорта могут быть в пределах 9-10% Прогнозы на 2011 г. по приросту грузооборота для железнодорожного транспорта могут находиться в пределах 14-16%, а прирост грузооборота для грузового автомобильного транспорта в 2011 г. может составить в пределах 11-12 % по сравнению с 2010 г.                  Ключевые факторы выхода из кризиса транспортной отрасли в целом и транспортной логистики в частности – это, конечно, рост потребления граждан. А также другие факторы, например: уменьшение безработицы, активное привлечение инвестиций в нашу страну, размораживание докризисных инвестиционных проектов и программ, более активная модернизация транспортной инфраструктуры, увеличение ипотечного и потребительского кредитования. Улучшение бизнес-климата для малых предприятий не на словах, а на деле и передача им части подрядов и работ из государственных заказов. Перевод государственной программы "автохлам в обмен на новый автомобиль" в отрасль для грузовых автоперевозок, а затем и для автомобилей перевозящих людей. Причем, такая программа должна действовать постоянно, при наступлении определенного возраста автомобиля. Естественно возвращение на рынок России большего объема лизинговых операций для автомобильного грузового транспорта.[8] 

    2 Определение затрат в логической цепочке «Снабжение-производство-сбыт».

     2.1 Определение затрат в логическом  звене «Снабжение». 

     При определении затрат необходимо принять  во внимание следующие дополнительные сведения:

    - поставка сырья и материалов осуществляется железнодорожным транспортом напрямую от производителя 2 раза в месяц равными объёмами при любой месячной программе выпуска продукции.

    -поставка  покупных изделий и полуфабрикатов  осуществляется напрямую от производителя автомобильным транспортом 4 раза в месяц равными частями при любой месячной программе выпуска.

     Общие затраты в логистическом звене  «Снабжение» складываются из затрат по материалам (Змат) и затрат по покупным изделиям и полуфабрикатам (Зизд), они составляют:

, руб./мес.       (1)

     где  Зсод – Затраты на содержание (хранение) складских запасов, руб./мес.

             Зтр – Транспортно-заготовительные расходы, руб/мес.

             Зом – Затраты на омертвление капитала, руб/мес.

       Расчёт затрат на хранение (содержание) сырья и материалов (а также отдельно покупных изделий и полуфабрикатов) производиться с использованием следующих формул:

      , руб./мес.       (2)

     где - затраты на складское содержание (исходные данные);

      - затраты на содержание сырья и материалов (покупных изделий и полуфабрикатов), хранящихся вне пределов склада. Рассчитываются в случае  превышения размера поставок вместимости склада (при > ), руб./мес.

             (3)

     где - размер партии поставки материальных ресурсов, определяемый:

      , шт.          (4)

     где - количество поставок материальных ресурсов за месяц (материалов -2, покупных изделий и полуфабрикатов -4);

            Ц– стоимость материальных ресурсов, идущих на один холодильник (исходные данные –П7), руб/шт.

    В случае < значение принимается равным нулю.

     Результаты  расчёта сводятся в таблицу 1.

Таблица 1 –Расчет затрат на содержание сырья  и материалов на складе.

Месяц Зс Qm k Qn Срав-нение Qc Ц Зdon Зcod
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Алгоритм  расчёта ИД (П3) ИД (П1) ИД п.3/п.4 <=> ИД (П2) ИД (П7) Ф-ла п.2+п.9
Январь  9000 1000 2 500 < 900 179 57280,0 66280,0
Февраль 9000 1400 2 700 < 900 179 10229 19228,6
Март 9000 1200 2 600 < 900 179 26850 35850,0
Апрель 9000 1700 2 850 < 900 179 526 9526,5
Май 9000 900 2 450 < 900 179 80550 89550,0
Июнь 9000 1200 2 600 < 900 179 26850,0 35850,0
Июль 9000 1500 2 750 < 900 179 5370 14370,0
Август 9000 2000 2 1000 > 900 179 1790 10790,0
Сентябрь 9000 2100 2 1050 > 900 179 3836 12835,7
Октябрь 9000 1800 2 900 = 900 179 0 9000,0
Ноябрь 9000 1600 2 800 < 900 179 2237,5 11237,5
Декабрь 9000 1500 2 750 < 900 179 5370 14370,0
Итого: 108000 17900           220888,3 328888,3
Среднее:   1491,7              
Расчёт  затрат на содержание  покупных изделий  и полуфабрикатов на складе
Месяц Зс Qm k Qn Срав-нение Qc Ц Зdon Зcod
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Алгоритм расчёта ИД (П3) ИД (П1) ИД п.3/п.4 <=> ИД (П2) ИД (П7) Ф-ла п.2+п.9
Январь  6800 1000 4 350 < 400 682 9742,9 16542,9
Февраль 6800 1400 4 250 < 400 682 122760 129560
Март 6800 1200 4 300 < 400 682 45466,7 52266,7
Апрель 6800 1700 4 450 > 400 682 7577,8 14377,8
Май 6800 900 4 300 < 400 682 45466,7 52266,7
Июнь 6800 1200 4 425 > 400 682 2005,9 8805,9
Июль 6800 1500 4 225 < 400 682 185655,6 192455,6
Август 6800 2000 4 300 < 400 682 45466,7 52266,7
Сентябрь 6800 2100 4 375 < 400 682 2273,3 9073,3
Октябрь 6800 1800 4 450 > 400 682 7577,8 14377,8
Ноябрь 6800 1600 4 525 > 400 682 40595,2 47395,2
Декабрь 6800 1500 4 500 > 400 682 27280 34080
Итого: 81600 17900           541868,4 623468,4
Среднее:   1491,7              

Информация о работе Оптимизация материального потока