Логистика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 00:03, лекция

Краткое описание

1. Понятие логистики. История появления и развития логистики а нашей стране
и за рубежом.
2. Сущность логистики и ее значение для организации предпринимательской
деятельности.
3. Принципы логистики.
4. Логистические аспекты товародвижения:

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

отклонения ( поставка от среднего уровня поставки.

 

Уровень  каналов   товародвижения   -   количество   торговых   посредников,

принимающих на себя права собственности  на товар.

 

Товарный запас и товарооборачиваемость:

У товара 2 цели:

      - удовлетворить нужды потребителя

      - принести прибыль  производителю

 

Пока товар не  продан,  он  является  запасом.  Конечная  цель  ТМЗ  -  быть

проданным. Поэтому покупатель и  продавец стремятся к  тому,  чтобы  товарный

запас как можно быстрей прошел по каналам на рынок.

Запас не приносит владельцу никаких  выгод, кроме затрат на хранение.

 

Оптимальный  товарный  запас  прочно  связан  с   конъюнктурой   рынка.   Но

существуют  искусственно  сформированные  товарные   запасы   (придерживание

товара, монополия).

 

Товарооборачиваемость - понятие,  усредняющее  кругооборот  товарной  массы,

который представляет собой законченный  процесс.

 

Процесс вовлечения товара  в  сферу  обращения,  конечная  цель  -  передача

товара в сферу потребления.

 

На товарооборачиваемость влияют:

      - соотношение спроса  и предложения

      - потребительские  свойства товара

      - сложность ассортимента  товара

      - организация завоза  товара в разные точки потребления

      - географические  особенности

 

Показатели товарооборачиваемости:

      - объем товарного  запаса, который выражен в количественном  или

стоимостном величине

      - резервный товарный  запас

      - Min уровень товарного  запаса

      - Max уровень товарного  запаса

      - структура товарного  запаса (определяется поступлениями из всех

источников)

 

Уровень товарного запаса - средний  товарный запас за период времени

З месяц =(З нач + Зкон )/2 - средний  запас за месяц

Зквартал=(З1+З2+З3)/3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)

 

Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни

месяца, и берется их среднее.

 

Запасоемкость - устраняет влияние  факторов размерности торговой  организации

и предназначен для сравнения уровней  запасов разных  организаций.  При  этом

делается предположение, что размер запаса находится в прямой зависимости от

товарооборота.

 

Обеспеченность  товарооборота  товарным  запасом  -  отражает   число   дней

торговли, на которое хватает товарного  запаса.

Зобесп i=Зк i /mi  (Зк  i  -  конечный  товарный  запас,  mi  -  однодневный

товарный запас i-го товара).

 

Характеристики процесса товарооборачиваемости:

      - скорость обращения  (количество оборотов  товарной  массы  в  единицу

времени). Скорость зависит от продолжительности  исследуемого периода.

      - время  обращения.  Время  одного  оборота  характеризует  количество

дней, в течении которых товар  находится в форме запаса (которое  проходит  с

момента поступления товара в сферу  обращения до его продажи).

Эф=П/C - Эффективность (П - прибыль, С - количество оборотов).

 

Оптимальный размер товарного запаса. Простейший метод расчета  -  нахождение

среднего значения.

Существуют также методы:

      - опытно-статистический (основывается на статистической  отчетности  о

товарном запасе и дальнейшем его  анализе)

      - метод экспертных оценок, основан  на  субъективной  оценке  текущего

момента и перспектив развития

      - расчетно-экономический  метод. Сущность в том,  что   объем  товарного

запаса  разбивается  на  составные  сегменты  и  оптимизация  проводится  по

формуле:

 

Ni=ai+bi+1/2ci+di

ai - запас на время приемки  и предпродажной подготовки i-го  товара

bi - рабочий запас i-го товара

1/2ci - половина текущего запаса

di - страховой запас i-го товара

 

N=(Ni  - общий оптимальный запас

 

 

Наиболее применяемый - экономико-математический метод экстраполяции,

заключается в перенесении темпов, которые сложились в настоящем  и прошлом

на будущее.

 

Формула Уилсона: [pic]

R - размер покупательского спроса

С1 - (определяется  по  оптимальному  рынку  товара)  считаются  все  статьи

издержек,  кроме транспортных.  В розничной торговле  С1  -  затраты   на

хранение, сортировку,  упаковку,  содержание  холодильников,  %  за  кредит,

порча товара, страховой запас и  т.д. Для отдельной фирмы - все  что  куплено

но не продано - весь товарный запас.

С2 - все затраты на транспортировку

 

 

                      Методы оптимизации товародвижения

 

Для решения  задач  оптимизации  необходимо  обеспечить  контроль  за  всеми

звеньями системы перемещения  грузов.

Оптимизация по критериям:

- Прибыль. Этот критерий  дает  количественную  оценку  деятельности  фирмы,

связанной со всем комплексом операций товародвижения.

- Минимизация затрат обращения  и товародвижения.

- Возможным  направлением  деятельности  для  увеличения  прибыли   считаются

мероприятия:

      - создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка  до

потребителя)

      - экономическое объединение  производства и сбыта

      -  выработка   оптимальных  схем  складирования   и  пополнения  запаса.

Возникает ряд проблем - предприятие  должно решить,  в  какой  мере  затраты,

связанные с сокращением времени  товародвижения  компенсируются  увеличением

выручки  от  возросшего  объема  продаж;  может  ли  предприятие   допустить

снижение уровня обслуживания клиента  при  одновременном  увеличении  объема

поставок; насколько целесообразно  складировать товар по  месту  производства

или на рынке сбыта.

Выбор  схемы  товародвижения  зависит  от  целей  оптимизации,  поставленных

предприятием; min сроки поставки или max уровень сервиса, max  прибыли,  min

издержки.

 

 

                      Информационная система логистики

 

 

Цели создания информационной системы:

      - обеспечить выживаемость  и дееспособность фирмы

      - обеспечение работникам  нормального трудового процесса

      - устранение неразберихи в получении информации и ее использовании

      - расширение функций  предприятия в соответствии с  требованиями рынка

 

Потребители  информационной   системы:   подразделения   маркетинга,   отдел

снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий,  управленческое

звено предприятий.

 

Внешние  потребители  и  поставщики   информации:   потребители   продукции,

поставщики  сырья  и  комплектующих,   посредники,   предприятия-конкуренты,

инвесторы, рекламодатели.

 

Основные принципы построения информационной системы:

      - иерархия (подчиненность  задач и использования источников  данных)

      - принцип агрегированности  данных (учет запросов на разных  уровнях)

      - избыточность (построение  с учетом не только текущих,  но  и  будущих

      задач)

      - конфиденциальность

      - адаптивность к  изменяющимся запросам

      - согласованность  и информационное единство (определяется  разработкой

      системы   показателей,   в   которой   исключалась   бы    возможность

      несогласованных  действий и вывод неправильной информации)

      - открытость системы  (для пополнения данных)

 

В составе системы действуют  эксперты и моделирующие комплексы  ЭВМ.  Основным

типом информационного продукта служат статистические данные, а также  факты,

знания, умения представляемые как в первичной, так и в  обработанной  форме.

Система  действует  с  учетом  технических  и  правовых  ограничений,  может

работать в нескольких режимах:

      - информационно-справочный  режим

      - режим сортировки  и группировки

      - аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов  по

      результатам обработки  2-х более характеристик разной  принадлежности.

      - расчетный режим  (выполняются  расчеты  по  заранее  формализованным

      моделям и зависимостям)

       -  советующий   режим   (выдается   несколько   решений   на   основе

      формализованных  и интуитивных методов)

      - обучающий режим

      - оптимизационный

 

                              Схема построения

 

                 БД               ПсА             Предметная база

                                                          знаний

                                      Моделирующее

 

                 Входные          Постановка

                 данные                задач

 

 

             Классификация основных задач производства и сбыта,

                   решаемых с помощью информационных  систем

|Содержание задачи                 |Информационное обеспечение        |

|1.1 Сбор фактических данных,      |Статистические данные о           |

|первичный анализ производства и   |фактическом производстве и        |

|потребления                       |поставках продукции за ряд        |

|1.2 Анализ динамики производства  |периодов. Характеристики          |

|                                  |предприятий и продукции           |

|2.1 Анализ спроса на данный  вид   |Статистика поставок  данной        |

|продукции по данному виду         |продукции на данном предприятии,  |

|предприятий                       |заявочная потребность отказа  в    |

|2.2 ФСА продукции с точки зрения  |поставке.                         |

|данного потребителя               |Данные о поставках конкурентов    |

|2.3 Анализ эластичности спроса  на |Функциональная структура          |

|данный вид продукции по данной    |производства на предприятии       |

|группе потребителей в зависимости  |заказчика.                        |

|от цены                           |Статистика поставок и цен         |

|                                  |продукции и аналогов              |

|3.1 Анализ возможностей поставки  |Данные о потребностях             |

|на данную группу предприятий      |предприятий-заказчиков,           |

|других видов продукции            |технологические возможности       |

|                                  |поставщика                        |

|4.1 Анализ новых рынков сбыта     |Данные об использовании продукции  |

|                                  |на других предприятиях. Данные  о  |

|                                  |производстве конкурентов          |

|5.1 Анализ и прогноз              |Данные о технологии, предметах и |

|функционирования предприятия.     |средствах труда, данные о  сбыте   |

|Анализ сбыта и технологических    |                                  |

|скачков производства              |                                  |

|6.1 Общая задача формирования     |Данные о технологических          |

|оптимальной номенклатурной        |процессах, предметах и средствах  |

|производственной программы        |труда, кадровом составе,          |

|предприятия                       |финансовом состоянии, данные о    |

|6.2 Обобщенный анализ             |возможностях привлечения рабочей  |

|технологических, сбытовых и       |силы нужной квалификации,         |

|сырьевых возможностей производства|капиталовложения.                 |

|                                  |Данные о различных посреднических |

|6.3 Определение стратегии         |организациях                      |

|предприятия по кадрам, по         |                                  |

|производству и по продвижению     |                                  |

|продукции                         |                                  |

|7.1 Общий анализ и прогноз        |Данные о производстве и сбыте  по  |

|производства и сбыта данной       |всем изготовителям и потребителям |

|продукции                         |                                  |

 

             Основные направления программы  работ по реализации

                       функций логистики на предприятии

- Выбираются технические средства  для выполнения программного  задания

- Устанавливаются требования к качественным характеристикам  и  определяется

объем необходимых финансовых и  трудовых ресурсов

- Определение базовых методов  формирования программных заданий

- Выбор организационной формы  осуществления программных заданий

- Составление сетевой модели выполнения этапов и работ

- Разработка системы критериев  оценки и мотиваций действий

- Организация контроля, учета и  оценки хода работ

 

Базы  данных  -  содержат  информацию  по  различным  областям  коммерческой

деятельности: справочники номенклатур товара,  справочники  о  потребителях,

производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт,  на  рекламу

и приобретение услуг. Могут также  использоваться таблицы категорий

Информация о работе Логистика предприятия