Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)


Тема 1

Теоретические и исторические предпосылки логистики

План темы

 

Целью настоящей темы является усвоение понятия логистики, ее основные функции, связь логистики с общей теорией управления, ее историческая преемственность и логика теоретического и практического развития логистики.

 

«… Логистике в  человеческом обществе всегда предназначено  было существенное место. Отсутствовал и мог отсутствовать термин «логистика», но всегда была в ней потребность, ибо в сознании человека постоянно зрела, вынашивалась, выкристаллизовывалась желательная для него некая наука, способствующая на практике бороться и побеждать…»

1. Понятие логистики. Предмет и объект исследования.

Главная идея логистики  заключается в том, чтобы все  стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации. По оценке зарубежных специалистов, комплексное внедрение логистики на предприятиях может обеспечить снижение уровня запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%.

В теоретическом плане логистика  представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это:

ЛОГИСТИКА - это  наука об оптимальном планировании, организации, управлении,  контроле и регулировании движения материальных, финансовых  и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Одно из последних определений  логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую и операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».

В логистике объектом исследования принято считать материальные и соответствующие им финансовые и информационные, потоковые процессы в поставке, производстве и распределении продукции.

Предметом изучения, исследований и изысканий логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов.

2. Происхождение термина «логистика».  История ее развития.

Этимология слова «логистика»  в русском языке неоднозначна: термин «логистика» может иметь корни как древнегреческие (logos – разум; log – мышление; logismos – расчет, раздумье, план; logo – думать, рассуждать; logistea – искусство практического проведения расчетов), так и французские (loger -  делать постой). Последняя трактовка объясняется тем, что возникновение и развитие практической логистики связывают с военным делом, с проблемами военных сообщений.

В античной математике под  логистикой понимали совокупность известных  в то время вычислительных (в арифметике) и измерительных (в геометрии) алгоритмов – в отличие от развиваемой путем содержательных рассуждений «теоретической математики». Кроме того, в Древних Афинах существовал термин «логистерия», который обозначал государственное учреждение, где проверялись финансовые отчеты афинских должностных лиц.

Исторически, логистика, как самостоятельная дисциплина и сфера деятельности восходит своими корнями к концу IX - началу X веков, во времена царствования византийского императора Льва VI Мудрого (годы правления 886 - 912). Он определял логистику в своем военно-политическом трактате "Тактика Льва" как науку о структуре войска, его снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха.

Г.В.Лейбниц (1646 - 1716 гг.) употреблял термин "logistica" и "logica matematica" как синонимы для разрабатываемого им "calculus ratiocinator" - исчисления умозаключений, идеи которого получили впоследствии более полное воплощение в современной математической логике.

Современные ученые трактуют логистику как современную форму логики, отличающуюся от традиционной, тем, что ее основным методом является логическое исчисление. В экономике логистика понимается как научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Основоположником логистики  в ее современном понимании является Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини (1779 - 1869 гг.). Будучи военным теоретиком, историком, он утверждал, что логистика занимается не только перевозками, но и широким кругом вопросов, включающих планирование, управление и снабжение, определение мест дислокации войска, а также строительство коммуникаций (мостов, дорог и т.д.).

 Сегодня этот предмет  получил всеобщее признание и включает в себя множество направлений. Взгляды Европы, Америки и Востока на логистику сегодня неоднозначны.

Американские инженеры-логистики  придерживаются определения логистики  как искусства и науки управления, техники и технической активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения с целью реализации плана и достижения поставленной цели.

Французы трактуют логистику  как совокупность различных видов  деятельности с целью получения с минимальными затратами необходимого количества продукта в установленное время в нужном месте.

Немецкие ученые и  практики определяют логистику как  планирование, управление, осуществление и контроль полезных и рентабельных движений сырья, полуфабрикатов и готовой продукции вместе с сопутствующей информацией.

Отечественная наука  трактует логистику несколько шире, ее позиция принимается цивилизованным миром со сниманием, но вот что касается практики, то тут мы позади планеты всей.

Отвечая на вопрос, почему, собственно, логистика является столь значимым компонентом в комплексе мер по управлению бизнесом, мне видится уместным вернуться во времени именно к началу 30-х годов нашего столетия.

Тогда мировой рынок  практически не был насыщен товарами и любой качественной продукции был гарантирован сбыт. Поэтому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы. Возникший в это время кризис в США и получивший там название «великая депрессия», был ни чем иным как кризисом перепроизводства.

Прочное положение фирмы в дальнейшем стало определяться не только достаточно низкими производственными издержками, но, в первую очередь, способностью фирмы обеспечить сбыт произведенного товара посредством совершенствования его методов. Самым характерным их них стала реклама.

Русский деловой  мир напрямую связывает логистику  с транспортом, где она ярко проявляет  себя в работе с информационным потоком при перемещении груза из пункта А в пункт Б. Сам факт появления на российском рынке фирм, специализирующихся в области транспортной логистики привлекает крупные международные проекты, что для «окна в Европу» особенно важно.

 

Если рассматривать  логистику с математической точки  зрения, то можно видеть, что процесс последовательной оптимизации одной конкретной системы может быть изображен некой траекторией, так называемой сигмаидальной (S-образной) кривой или, как ее еще называют - логистой, в основе которой лежит закономерность, выраженная уравнением Ферхюльста, которая называется «логистической».

    

где Y – значение функции; x – время; А – расстояние между верхней и нижней асимптотами;

С – нижняя асимптота, т.е. предел, с которого начинается рост функции;

a, b – параметры, определяющие наклон, изгиб и точки перегиба графика логистической функции.

 

При решении уравнения график логистической функции имеет следующий вид.

Y



 

 

      A


 

 

                                                                              

 

      C


                    1. X

 

 

Рис. 1. Графическое представление  логистической функции

 

Как можно наглядно убедиться, график логистической функции полностью  соответствует производственной функции, которая рассматривается в микроэкономике, то есть на уровне предприятий и фирм. Таким образом, можно говорить о том, что экономические процессы также могут быть описаны с помощью логистической функции, а, следовательно, и теми методами, которые использует логистика.

3. Этапы развития логистики.

Логистика как наука  и искусство комплексного управления материальными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя применяется в экономике около 40 лет, пройдя в своем развитии несколько этапов.

Первый этап приходится на конец 1960-х - начало 1970-х гг. В этот период логистика существовала большей частью как образ мышления, в практической же области этот период связан лишь с частичной оптимизацией распределения продукции (в США эта фаза получила название "физика распределения"). Востребованность подобной деятельности объясняется тем, что рынок покупателей претерпел качественные изменения вследствие появления философии маркетинга, при этом сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

К этому времени фирмы  в острой конкурентной борьбе исчерпали  резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, т.е. на улучшении работы в сфере распределения. Более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

Второй  этап приходится на вторую половину 1970-х - 1980-х гг. Основные факторы большей востребованности логистики в Европе и Америке - энергетический кризис и экспансия Японии в сфере производства и торговли. Главным условием существования фирмы становится ресурсный фактор. Возникла необходимость в разработке и внедрении новой системы ресурсосберегающих технологий. К потерям в сфере материальных, финансовых и трудовых затрат стали подходить с особой тщательностью. Логистика в этот момент начала в полной мере иллюстрировать свои возможности. Суть ее (логистики), в это время (и сейчас) состояла в том, чтобы все стадии производства рассматривать как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.

Для этого этапа развития логистики  стала характерной оптимизация  в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы непременно оказывает на сопряженные процессы влияние, далеко не всегда благоприятное.

Так, стремление к максимальному  снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, если при этом снижается скорость и, особенно, надежность поставки. В соответствии с логистической концепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспортировку, материально-техническое обеспечение  и собственно производство.

Именно в начале этого этапа  в научных разработках и хозяйственной  практике в области координации  складирования и транспортного  обслуживания вместо термина "управление физическим распределением продукции" стали использовать термин "логистика". Логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы. Минимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий.

Третий этап приходится на 1990-е гг. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции "точно в срок" с широким использованием информатики и оптимизации производства.

Суть этого подхода заключается  в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без запасания существенных объемов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения логистики.

Благодаря этому логистика рассматривается  сейчас как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений.

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"