Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


Лекция 4

Основы стратегического планирования

 развития  логистических систем

План темы

Основные термины

 

Понятие стратегического планирования. Этапы стратегического планирования логистических систем. Факторы, учитываемые при стратегическом планировании развития логистических систем: изменение рыночных потребностей, принцип  Паретто, размер запасов в системе, гибкость производственной системы, логистические показатели поставщиков, производственная мощность, системы распределения, подъемно-транспортные работы, виды транспорта, контрольные системы. Общий хозяйственный план. Оценка предложения продвижения материального потока. Критерии оценки стратегии: метод окупаемости, метод среднего уровня отдачи, метод дисконтирования средств. Прогнозирование движения материального потока в логистической систме. Показатели функциональных областей логистической системы.

  1. Понятие и роль стратегии в логистике

 

Стратегия – набор общих правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Это также способ использования ресурсов, направленный на достижение цели. Стратегия определяется с учетом значений управляемых переменных и внешней среды (неуправляемых элементов).

При разработке стратегии развития предприятия логистическая политика должна стать частью производственной функциональной стратегии; последняя, наряду с маркетинговой и организационной стратегией является элементом общей хозяйственной стратегии.

В традиционной литературе логистическая стратегия рассматривается достаточно узко – как эффективность отдельных видов деятельности. Сейчас это понятие рассматривается шире; кроме эффективности подчеркивается и связь между логистической стратегией и общей бизнес-стратегией.

Согласно современному определению логистическая стратегия – это средство для достижения главной цели фирмы – получения преимуществ в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Для определения потенциальных  источников преимуществ в конкурентной борьбе на мировом рынке предлагается использовать стоимостную цепочку, описанную М. Портером.

Стоимостная цепочка дезагрегирует производственную деятельность предприятия на отдельные стратегически важные виды деятельности, которые обслуживают основные элементы организации в построении и поддержании ее конкурентоспособности. Исходя из общих целей логистики, на микроуровне можно выделить три типа стратегии:

    • Ориентированную на стоимость;
    • Ориентированную на обслуживание;
    • Ориентированную на поток продукции.

Процесс разработки любых  стратегий называется стратегическим планированием. В более широком смысле стратегическое планирование – это требующая определенных ресурсов совокупность мероприятий, осуществляемых организацией для выполнения задач на основе принятых стратегий. В литературе встречается и такая трактовка: стратегическое планирование – это процесс определения главных целей и стратегических линий исследуемого объекта, которым подчинено развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов для достижения этих целей.

Исходя из принципов стратегического планирования и требований, предъявляемых к нему, сформулируем основные положения современной философии стратегии:

  • Рассматривает альтернативные пути развития объекта исследования, используя прогнозы, опыт и интуицию специалистов;
  • Адаптивна к изменениям внешней среды, акцент ставится на предвидение и упреждение;
  • Обеспечивает координацию и эффективную интеграцию деятельности, учитывая слабые и сильные стороны объекта исследования;
  • Ориентируется на долгосрочную перспективу, используя ситуационные методы принятия оперативных решений;
  • Ориентирует структуру объекта исследования на достижение общих целей;
  • Предусматривает разработку альтернативных вариантов достижения целей;
  • Не завершается немедленным действием, но устанавливает общие направления функционирования объекта исследования;
  • Необходимость отпадает при достижении желаемых событий;
  • Нельзя предвидеть все возможности и тонкости реальной действительности, допускается неопределенность;
  • При появлении альтернатив, изменяет стратегический выбор.
  1. Этапы стратегического планирования логистической системы

Принято выделять пять этапов стратегического  планирования:

    • Определение целей
    • Анализ внутренней и внешней среды предприятия
    • Выбор стратегии и определение альтернатив
    • Реализация выбранной стратегии
    • Контроль за выполнением.

 

 


 


 





 



 

 


 



 

 

 




 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Общая модель стратегического  планирования систем

 

 

Первый  этап – определение целей (целевых ориентиров) функционирования и развития. Основной целью логистической системы являются оптимизация управления материальными и информационными потоками во внутренней и внешней среде.

Определение целей базируется на применении системного анализа. Цели отдельных подразделений не должны противоречить общим целям предприятия. Главным методом разработки долгосрочных и краткосрочных целей может стать «дерево целей» развития предприятия (см. рис. 2).

 

 


 

 


 



 


 


 

 

 

Рис. 2. Фрагмент «дерева  целей» развития предприятия

 

Число уровней, количество ветвей «дерева целей» и качественные характеристики определяются различными экспертными методами (Дельфи, «мозговая атака», анкетирование). Приоритетные направления (ветви) в «дереве целей» могут быть количественно оценены разными методами, в том числе методом анализа иерархии (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена-Акроффа1.

На втором этапе проводится стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия. Диагностика внутренней среды должна содержать оценку состояния системы, формирование модели системы, анализ сильных и слабых ее сторон (SWOT-анализ)2. При анализе внешней среды основное внимание должно уделяться прогнозу развития социально-экономической системы региона (страны) на перспективу. Учитываются угрозы и возможности со стороны внешней среды: изменения в институциональной сфере, прогноз объемов промышленного производства, уровня цен и тарифов, объема продаж конкурентов, спрос потребителей, возможности поставщиков и пр.

На третьем этапе, при выборе стратегии и определении альтернатив, должны формироваться варианты функционирования логистической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды. Допускается корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития. На этом этапе также оцениваются варианты стратегий с точки зрения достижения целей (целевых ориентиров) функционирования. целевые ориентиры могут быть заданы нормативно. В этом случае с помощью нормативного прогнозирования можно определить, что необходимо сделать для их достижения.

Четвертый этап – реализация выбранной стратегии. На этом этапе создается организационная структура для осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, материальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь. С учетом промежуточных результатов (если они отклоняются от целевых установок) стратегии могут модифицироваться. Их корректировка может также происходить после получения объективной информации о внешней среде (ее изменении).

Заключительный пятый этап – стратегический контроль. Результаты реализации стратегии сравниваются с целевыми ориен6тирами логистической системы. После их достижения устанавливаются новые цели; если цели не были достигнуты, то они корректируются (или корректируются предыдущие этапы).

Один из стандартных приемов  разработки логистической стратегии  заключается в анализе равновесия между услугами и издержками. К этому добавляется еще один элемент – комплексность. Она включает: источники снабжения и запасов; товарную и упаковочную номенклатуру; количество источников поступления товаров и точек отгрузки товара; сезонность; количество уровней в списке материалов.

Решение проблем логистики должно проводиться в два этапа.

На первом этапе выявляется стратегическая цель и направления хозяйственного развития фирмы. При этом изучаются следующие вопросы:

    1. Измерение рыночных потребностей. Анализ рынков может выявить, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу определенного канала.
    2. Повышение требований к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на сроках, надежности доставки, комплектности заказа.
    3. Разбивка продукции с учетом эффекта Парето3 (на ограниченное число товаров приходится основной поток).
    4. Размер запасов и гибкая производственная система. Производственная система фирмы должна реагировать на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальной.
    5. Усиление внимания к некоторым видам деятельности. Обращается внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.
    6. Гибкость. В меняющейся конъюнктуре рынка логистическая система должна обладать способностью к быстрой адаптации, поэтому важна гибкость стратегии.
    7. Повышение логистических возможностей поставщиков. Обеспечивается мероприятиями по поставке продукции.

На втором этапе составляется подробный  план, подтверждающий стратегическое направление первого этапа. Он включает в себя следующие данные:

    1. Производственные мощности. Логистическая группа, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска продукции, определяет производственные мощности.
    2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.
    3. Подъемно-транспортные работы. Эффективная работа подъемно-транспортной системы – необходимое условия для всех частей общей цепи «поставщик-потребитель».


   У                                                                        У              


                                                                                                 Р


                                                                                       E                   F1


                                                                                                               

                                                                                           B

        Е                                                                                                            g

 

           В                                                                         y1                                    F


                                                                                           A         C                  P1

              А              Д


                                                                                                             x1                            X

   0                                                                            0


 

     Рис. 1. Оптимальность  по Парето

 

 

    1. Виды транспорта. Исследуется использование различных видов транспорта в плане издержек и возможности удовлетворения логистических потребностей производственной системы.
    2. Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.
    3. Поставщики. Анализируются финансовые результаты их деятельности.
    4. Хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функциональной области увязываются с единым хозяйственным планом. Он включает в себя финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой.

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"