Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по логистике.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

6. CIF (Cost,  Insurance and Freight) - продавец несет те же обязанности,  что и по условиям CFR плюс оплачивает страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки.  Покупатель получает товар  от перевозчика в согласованном месте назначения и несет расходы по его разгрузке в порту, если они не включены во фрахт.

7. CPT  (Carriage  Paid  To) - продавец оплачивает все расходы  за перевозку товара,  включая таможенную очистку и разгрузку до  согласованного места назначения.  Покупатель принимает товар от перевозчика в указанном месте. Данный термин применяется для всех видов транспорта.

8. CIP (Carriage and Insurance Paid to) - продавец оплачивает все расходы за перевозку груза до  согласованного  места назначения  плюс расходы по его страхованию. Покупатель обязан принять поставку товара.

9. DAF (Delivered Аt Frontier) - продавец  обязан  доставить  очищенный   от пошлины для вывоза товар  в согласованный пункт.  Покупатель  принимает товар и оплачивает  расходы по  его  доставке  на  границу   и  оформление таможенных формальностей, требуемых при ввозе товара.

10. DES (Delivered Еx Ship) - продавец  обязан доставить  товар   в порт  назначения,  оплатить  все расходы по доставке товара и передать его покупателю на борту судна.  Покупатель принимает товар, оплачивает расходы по его разгрузке и таможенной очистке.

11. DEQ (Delivered Еx Quay) - продавец  оплачивает все  расходы   и риски  по доставке товара и передает его покупателю на пристани в согласованном порту назначения. Покупатель обязан принять товар с причала в порту назначения.

12. DDU ((Delivered Duty Unpaid) - продавец  оплачивает все расходы  по  доставке товара в место назначения,  кроме пошлины.  Покупатель  оформляет  таможенные формальности,  необходимые при ввозе  и  получает товар.

13. DDP (Delivered  Duty Paid) -  то же, что DDU, но с оплатой пошлины.

 Поставка заказанной  продукции сопровождается  транспортными   накладными, уведомлением об отгрузке или сопроводительным письмом. Приемка материальных ресурсов фиксируется в приемо-сдаточном  акте.  Оплата партии  поставки может осуществляться посредством платежного поручения покупателя,  его чека,  векселя, аккредитива или расчета по инкассо. В последнем  случае банк по поручению поставщика взыскивает с покупателя указанную в  договоре  сумму.

 

Тема 5. Транспортная логистика

 

5.1 Объекты  и субъекты транспортной системы

Существенным элементом  логистики, от которого зависит надежное функционирование всей микрологистической системы, является транспортная система организации, состоящая из следующих компонентов:

  1. транспортируемые грузы;  2) средства транспорта;  3) процесс транспортировки,

под которым понимают перемещение грузов в  пространстве  и  времени  с помощью различных транспортных средств.  Транспортировка создает два типа потребительской полезности: полезность места и времени, поскольку именно она определяет, насколько быстро и стабильно ресурсы и товары перемещаются из одного места в другое. Транспортировка создает также и добавленную стоимость, так как транспортные расходы включаются в конечную цену товаров, неэффективная транспортировка приводит к неудовлетворению потребителей, росту транспортных затрат, цены товара, потере прибыли перевозчика и производителя. Поэтому основными задачами транспортной логистики являются повышение полезности места и времени, а также снижение транспортной составляющей в цене товара.

Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки.  Внутрипроизводственная - означает  транспортировку грузов  между подразделениями предприятия, включая склады,  с помощью транспортеров,  рольгангов,  электрокаров, вилочных подъемников и штабелеров с дистанционным управлением,  предназначенным для  подъема и опускания грузов.  Внешняя транспортировка предполагает перемещение грузов с помощью магистрального транспорта, обслуживающего сферы закупок материальных ресурсов и распределения готовой продукции.

Объектом управления во внешней транспортной логистической  системе является грузовой поток - это количество груза, перевозимого в определенном направлении за определенный  промежуток времени. Элементами транспортной характеристики грузов являются:

- линейные размеры(м) - длина (l),ширина (b), высота (h), диаметр(d);

- масса (кг, тонны), для  жидких грузов (л, декалитры);

- объем (м3); объем 1 места: V = l b h.

По существующей транспортной классификации все грузы, принимаемые  к перевозке, делятся на три категории:

       1. Генеральные  - штучные грузы,  состоящие из  отдельных упакованных и неупакованных мест (контейнерные, пакетные, мешковые, ящичные);

2. Массовые  -  грузы,  представляющие  собой  определенную  структурную массу (наливные, навалочные, насыпные, лесные);

3. Особорежимные – это грузы  с особыми физико-химическими  свойствами, подлежащие хранению  и  перевозке  с  соблюдением   специальных  правил (опасные  -  взрывчатые вещества,  скоропортящиеся - продукты питания, антисанитарные - мусор, живые - скот).

4. С технологической  позиции грузы классифицируют  по:

а) размерам - мало-, средне- и крупногабаритные (2,5 х 3,8 м);

б) массе одного грузового места - штучные (до 250 кг), повышенной  массы (от 250 кг до 30 т) и тяжеловесные - более 30 тонн;

в) размеру отправки - мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5-30 т) и крупной  партии - более 30 тонн.

Для различных видов  транспорта и груза существует соответствующее  транспортное оборудование,  которое используется для перевозки и  временного хранения грузов:

- крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны;

- фуры, трейлеры, контрейлеры (прицепной  кузов автомобиля, приспособленный  для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах);

- малотоннажные контейнеры массой  от 0,5 до 3 тонн;

- крупнотонажные контейнеры массой  от 3 до 30 тонн;

- плоские, стоечные и ящичные  поддоны (паллеты), предназначенные   для  перевозки строительных материалов и тарно-штучных грузов,  упакованных в мешки,  бочки, ящики, кипы и пакеты.

Контейнеры и  поддоны  имеют стандартные размеры,  приспособленные  для механизированного перемещения при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ. 

Основные субъекты транспортной логистической системы представлены на рис. 11.

 

Рис. 11. Субъекты транспортной системы

*специализированное  транспортное агентство, организующее  доставки крупногабаритных промышленных и других грузов к потребителю.

**представитель фирмы-перевозчика  (оператор),  осуществляющий  транспортировку мелкопартионных и тарно-штучных грузов, а также контейнеров и поддонов.

*** страховые, охранные, информационные компании, банки,  грузовые  терминалы,  предприятия по затариванию и упаковке,  а также  транспортные агенты и провайдеры транспортных услуг, которые не имеют собственного парка транспортных средств, а только организуют перевозку грузов для нескольких компаний путем консолидации отправок и заключения договоров с перевозчиком.

Главная цель транспортной логистики -  достижение  согласованных  действий  участников  транспортного  процесса с целью доставки нужного груза в определенное место точно в срок указанному потребителю с  минимальными затратами.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи на макро- и микро- уровнях транспортной логистики:

1. Создание транспортных  систем,  транспортных коридоров,  обеспечивающих значительный объем грузоперевозок между отдельными регионами, и  транспортных цепей,  под которыми понимаются этапы перевозок грузов на определенные расстояния в течении заданного периода времени.

2. Интеграция транспортного,  складского и производственного  процессов: отправка и экспедирование грузов, грузопереработка и упаковка, организация погрузочно-разгрузочных работ, складирование, комплектация и хранение груза, контроль количества и состояния груза, охрана, страхование и таможенное оформление грузов.

3. Оптимизация маршрута  перевозки,  то есть выбор наиболее  выгодного варианта доставки грузов и согласование транспортных тарифов.

4. Минимизация  транспортных  расходов  посредством оптимальной загрузки подвижного состава и организация поставок  без складов.

5. Обеспечение круглосуточной  доставки грузов различными партиями  в различные районы, а также мониторинг и контроль продвижения грузов.

6. Взаимодействие с другими транспортными организациями для осуществления комбинированных перевозок "от двери к двери" без простоев и  опозданий подвижного состава.

7. Экспедирование, или сопровождение  груза «от терминала к терминалу».

8. Претензионная работа – сбор, обработка и анализ претензий в отношении утраты или порчи груза во время перевозки.

9. Аудит счетов за перевозку  – проверка правильности транспортных  тарифов и стоимости перевозки.

10. Информационное обеспечение  участников транспортного процесса  и выполнение расчетов с потребителями.

Эффективное управление транспортной логистической системой является одним  из важнейших резервов экономии ресурсов на предприятии. Одним из инструментов управления является информационная система управления транспортом TMS (Transportation Management System).

 

5.2 Проблемы  организации и управления транспортным  процессом

Одной из важных проблем  организации транспортного процесса является проблема типа МОВ («сделать или купить»), в том смысле что  логистическому менеджеру требуется принять решение:

1) использовать собственный  (арендованный, взятый в лизинг) парк  подвижного состава и нести полную ответственность за доставку груза потребителю;

2) передать функции  транспортировки специализированным  контрактным перевозчикам;

3) передать доставку груза потребителям третьей стороне – посредникам, или провайдерам транспортных услуг в режиме транспортного аутсорсинга.

Содержание собственного транспорта дорого обходится предприятию, хотя есть и определенные выгоды. Требование современной логистики к тотальному сокращению общих логистических затрат практически не оставляет выбора производителю/потребителю. Это транспортный аутсорсинг, как наиболее эффективный и потому  популярный вариант доставки груза в современной экономике.

Процедура принятия решений по транспортировке грузов включает следующие действия:

а) выбор оптимального вида транспорта;        б) выбор оптимальной системы  перевозки;

в) выбор оптимального первозчика.

Существуют следующие  виды магистрального транспорта:  автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный (морской, речной) и трубопроводный.

В процессе анализа и  принятия решения по выбору оптимального вида транспорта логистический менеджер фирмы учитывает  следующие параметры:

- вид груза и его  показатели (вес, линейные размеры, стоимость);

- доступность вида  транспорта,  а также необходимого  грузового и подъемно-транспортного  оборудования;

- расстояние до места  назначения, состояние транспортной  инфраструктуры и возможность  замены транспорта;

- грузоподъемность и  грузовместимость транспортных средств;

- срочность, стоимость  и надежность доставки;

- ценность груза, условия  его хранения и вид упаковки;

- независимость от  метеорологических условий;

- риск для груза,  невыполнение поставок, вероятность  задержки поставок.

 Специалисты выделяют  шесть основных факторов,  влияющих на выбор вида транспорта.  В табл. 9 дается оценка различных  видов  магистрального транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

                                                                     Таблица 9

Оценка различных  видов транспорта

Вид транспорта

Время доставки

Стоимость перевозки

Надежность соблюдения графика

Частота отправлений

Способность перевозить разные грузы

Способность доставить груз в любую точку

Сумма баллов

Железнодорожный

3

3

3

4

2

2

 

Автомобильный

2

4

2

2

3

1

 

Воздушный

1

5

5

3

4

3

 

Водный

4

1

4

5

1

4

 

Трубопроводный

5

2

1

1

5

5

 

Информация о работе Лекции по "Логистике"