Контрольная работа по предмету "Логистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 07:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Каково понятие запаса как объекта управления, состава запаса, цели формирования запаса и причин его появления?
2. Как классифицируют запасы по различным признакам?
3. В чем основные причины создания запасов?
4.Каково подробное описание отрицательных последствий наличия запасов?
5. Что представляет собой порядок расчета основных показателей состояния запаса?

Вложенные файлы: 1 файл

Управление запасами.docx

— 242.13 Кб (Скачать файл)

1. Каково понятие запаса  как объекта управления, состава  запаса, цели формирования запаса  и причин его появления?

 

Запас (stock, inventory) в общем смысле – это то, что приготовлено, собрано для чего-либо. Составляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие самые разнообразные ценности.

В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.

Запасы имеют производственные предприятия, оптовые компании,  розничные торговые предприятия и предприятия сферы услуг, логистические посредники и операторы, банки, биржи, страховые компании, порты и т.д. Во  всех этих организациях запасы обеспечивают товарно-материальными ценностями основную и вспомогательную деятельность.

Товарно-материальные ценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов:

  1. сырье и материалы,
  2. незавершенное производство,
  3. готовую продукцию,
  4. товары,
  5. отходы.

Группа сырья и материалов включает в себя товарно-материальные ценности на входе звена цепи поставки. В эту группу входят: сырье,  материалы, полуфабрикаты, детали, комплектующие, сборочные единицы, тара, упаковка.

Особенностью товарно-материальных ценностей этой группы является то, что они используются в производственном процессе и являются исходными составляющими, из которых производится готовая продукция.

2. Незавершенное производство (semifinished goods): совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Группа незавершенного производства формирует материальные потоки в производстве, как функциональной области логистики.

3. Готовая продукция - представляет собой товарно-материальные ценности полностью готовые к реализации. От незавершенного производства готовую продукцию отличают следующие особенности:

 4. Готовая продукция в каналах сферы обращения, за границами производственных предприятий, представляет собой товары.С товарами работают оптовые компании, розничные торговые предприятия, логистические посредники и операторы.

5. Отходы образуются при производстве продукции, при добыче или обогащении полезных ископаемых в виде побочных продуктов, при проведении очистки и пр. действий. Отходы представляют собой товарно-материальные ценности, утратившие полностью или частично свои потребительские качества. Они накапливаются для транспортировки на другие производства, утилизации, переработки или захоронения.

 клиентов.

Состав запаса: Запас сырья и материалов; Запас незавершенного производства; Запас готовой продукции; Запас отходов; Производственный запас; Товарный запас; Запас в каналах сферы обращения; Запас в пути; Транспортный запас; Текущий запас; Страховой (гарантийный) запас; Резервный запас; Общий запас; Наличный запас; Располагаемый запас; Буферный запас; Сезонный запас; Запас досрочного завоза; Резервный (VIP) запас; Малоподвижный запас; Неликвидный запас; Запас на начало и на конец периода; Переходящий запас; Нормальный запас; Неизрасходованный запас; Стратегический запас; Рекламный запас; Подготовительный запас.

Главная цель создания запаса – обслуживание заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя). Поэтому, если характеристики входящего материального потока полностью совпадают с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется. Входящие товарно- материальные ценности сразу же передаются потребителю (потребителю, клиенту, покупателю). Реализуется принцип поставки точно в срок.

Запас появляется в цепях поставок только в том случае, когда требования потребителя не могут быть напрямую удовлетворены поставщиком товарно-материальных ценностей. Другими словами, когда характеристики выходящего материального потока не могут быть поддержаны входящим материальным потоком. В такой ситуации необходимо предварительное накопление товарно-материальных ценностей, создание запаса с тем, чтобы было возможно в требуемой мере обслуживать заказы потребителя.

Причины создания запаса:

- вероятность нарушения  установленного графика поставок;

- возможность колебания  спроса;

- сезонные колебания производства;

- скидки на покупку  крупных партий товаров;

- спекуляция;

- издержки, связанные с  оформлением заказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как классифицируют  запасы по различным признакам?

 

Классификация запасов:

1. По видам товарно-материальных  ценностей (ТМЦ):

- сырье и материалы(сырье, материалы основные и вспомогательные, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы и комплектующие, тара и упаковка)

- незавершенное производство

- готовая продукция

- товары

- отходы производства.

 

2. По месту нахождения:

- производственные запасы (stock) - предназначен для использования в процессе производства, он должен обеспечивать бесперебойность производственного процесса. К ним относятся предметы труда еще неиспользованные и не подвергнутые обработке;

- товарные запасы - находятся у предприятий изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Товарный запас необходим для бесперебойного обеспечения потребителей ТМЦ.

 

3. Запасы в каналах сферы обращения подразделяются на:

1) Запасы в пути (транспортные запасы) - находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителю.

,

где - запас в пути;

- среднесуточный  объем потребления, единиц/день;

-время нахождения  запаса в пути, дни (время перемещения  ТС, время погрузки, время перегрузки, время маневрирования)

 

2) Запасы на предприятиях  торговли:

- в оптовой торговле;

- в розничной торговле.

 

3. По назначению:

- текущие запасы (обеспечивают  непрерывность процесса потребления  между двумя смежными поставками. Его размер постоянно изменяется.

Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Текущий запас измеряется в натуральных единицах, шт, единицах объема, длины, массы или в днях обеспечения потребности.) Измеряется разницей между общим уровнем запаса на складе и уровнем страхового запаса .

 

 

 

где - интервал времени между поставками

- среднесуточный  объем потребления, единиц/день.

Среднесуточный объем потребления может быть рассчитан путем деления плановой потребности за период (год, месяц, квартал) на число календарных дней в плановом периоде.

 

 

где

- плановая потребность  за период (год, месяц, квартал)

Д - число календарных дней в плановом периоде 

Интервал между поставками можно определить:

 

где

- размер заказа на  пополнение запаса

Размер заказа определяется по формуле расчета оптимального значения, поставщиком, как минимальная партия отпуска продукции или необходимостью полной отгрузки ТС.

- страховые запасы (гарантийный). Предназначен для непрерывного обеспечения  потребления в случае непредвиденных обстоятельств:

а) Отклонение в периодичности и размере партий поставок от запланированных

б) Изменение интенсивности потребления

в) Задержки поставок в пути

При нормальных условиях работы страховой запас не расходуется и является постоянной величиной. В случае израсходования страхового запаса появляется дефицит запасов.

Если страховой запас создается для предотвращения дефицита при задержке поставки он может быть рассчитан:

 

где

- время задержки  поставки

- резервные запасы  . В результате потребления к моменту получения поставки запасы могут находиться на уровне отличном от страхового, поэтому резервный запас может совпадать или отличаться от страхового.

- общий запас. Представляет  собой сумму текущего и страхового  запаса

 

где

- текущий запас

- страховой запас

 

 

4. По характеру потребности:

- сезонный

- резервный  (VIP)

- малоподвижный

- неликвидный

Сезонный запас - образуется при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Он должен обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва производства, потребления или транспортировки. Сезонный запас называют запасом досрочного завоза.

Резервный  (VIP) - подготавливается для обеспечения выполнения заказов конкретных клиентов. Такие заказы ожидаются, запас фактически резервируется для удовлетворения спроса заранее определенного клиента. Резервный запас будет находиться на складе до появления клиента.

Малоподвижный (редко используемый запас) - выделяется в целях поддержания потребности, имеющей невыраженный характер.

Например, в розничной торговле для поддержания ассортиментного разнообразия необходимо содержать в торговом зале редко продаваемые товары. Малоподвижный запас также может возникать из-за ошибок прогнозирования или планирования спроса, который первоначально задавался в объеме значительно превышающим фактически заявленного.

 Неликвидный - длительно  неиспользуемый запас (или нереализуемый  запас). Неликвидный запас может  образовываться из-за изменения  качества ТМЦ в процессе хранения, а также их морального износа. Неликвидным также считается  запас, потребность в котором  отсутствует - излишний запас. Он  образуется в результате прекращения  выпуска продукции для изготовления которой он предназначался и при замене более рациональными прогрессивными видами материальных ресурсов.

5. По способу планирования:

- на начало периода

- на конец периода

-нормальный

-неизрасходованный

В процессе планирования и анализа статистики остатков запасов на складах удобно пользоваться оценками запасов на начало периода и на конец периода (переходящий запас). Переходящий запас обеспечивает непрерывность потребления в отчетном или следующем за отчетным периоде на время до очередной поставки.

Уровень запаса соответствующий планируемому называется нормальным (базовым, стандартным, обычным).

Запас, который остается на складе на определенный момент времени представляет собой неизрасходованный запас.

6. По цели:

- стратегический

- рекламный

- спекулятивный

- подготовительный

Стратегический запас создается государством, включая запасы продовольствия, топлива, товаров, а также запас сырья в неразработанных месторождениях. Цель создания стратегического запаса - обеспечение экономической безопасности в критических ситуациях.

Рекламный запас- запас продвижения, создается и поддерживается в каналах распределения для быстрой реакции на повышение потребления в результате проведения маркетингового (рекламного) мероприятия.

Спекулятивный запас - создается в целях защитной от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также для использования конъюнктуры рынка для получения дополнительной прибыли.

Подготовительный (буферный запас) - выделяется из запаса сырья и материалов при необходимости их дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка леса). Подготовительный запас готовой продукции и подготовительный запас товаров вызван к необходимости их подготовки, отпуску потребителям.

7. По времени:

- максимальный желательный  запас (МЖЗ)

-пороговый запас (ПЗ)

- текущий запас (ТЗ)

- гарантийный (страховой  запас) (ГЗ)

Максимальный желательный запас - определяет уровень запаса экономически целесообразный в данной системе управления запасом. В различных системах управления МЖЗ используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса - используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас - соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпадать максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас - предназначен для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств. ГЗ в нормальных условиях не должен расходоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. В чем основные причины  создания запасов?

 

 Основными причинами  создания запаса в организации, в звене ЛС или цепи поставок  являются следующие ситуации:

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Логистика"