География морского транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:51, реферат

Краткое описание

Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность, методы погрузки и разгрузки за счет контейнеров и других инноваций, специализация по составу перевозимых грузов и т.д. Поэтому тоннаж и грузоподъемность мирового флота увеличивались медленнее, чем его грузооборот: растущий объем работы морских перевозок обеспечивается все меньшими суммарными мощностями флота.

Вложенные файлы: 1 файл

0056 География морского транспорта.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

Первыми к такой регистрации  перешли Либерия и Панама, под флагами которых ныне находятся крупнейшие флоты мира. Пользуясь таблицей 2, нетрудно подсчитать, что современный флот Панамы по дедвейту намного превосходит флоты таких традиционных морских держав Европы, как Греция, Норвегия, Великобритания, Германия, Италия, Дания вместе взятые! Затем на этот же путь встали Кипр, Мальта, Багамские Острова, а также Бермуды и Сент-Винсент и Гренадины в Америке, Вануату в Океании и др. И вот уже Багамские Острова и Кипр вошли в первую пятерку стран — владельцев торгового флота. В результате доля судов, плавающих под «дешевыми флагами», увеличилась с 19% в 1970 г. до 34% в 1990 г., а затем возросла еще более. Однако эта статистика не должна вводить в заблуждение. Ha самом деле флот, плавающий под «дешевыми флагами», фактически на 2/3 принадлежит судовладельцам из экономически развитых стран (США, Японии, Великобритании, ФРГ, Греции и др.), а на 1/3 — из развивающихся государств.

Что же касается причин такого «бегства» тоннажа из стран Запада в развивающиеся страны, то они заключаются в следующем. Отсутствие в странах открытой регистрации трудового законодательства позволяет западным судовладельцам при комплектовании судовых команд жителями этих стран экономить на заработной плате моряков, на затратах по обеспечению безопасности судов, а также избегать выплаты высоких налогов. Вот почему перевод флота под «дешевые флаги» особенно усилился в период кризиса судоходства и общего сокращения мирового тоннажа. То обстоятельство, что экипажи либерийских, панамских и других судов, плавающих под такими флагами, обычно плохо обучены и на них приходится 3/4 всех аварий, при этом в расчет не принималось. А ведь ежегодно в мире от таких аварий гибнут 200—250 судов.

 

Таблица 6. Состав мирового транспортного флота (более 300 gt)

Состав  мирового транспортного флота (более 300 gt)

На  начало года

Количество  судов, ед.

Дедвейт, млн. тонн

Объем мировых морcких 
перевозок, млн. тонн

Транспортная  работа мирового 
флота, млрд. тонно-миль

1995

33039

677,5

4712

20263

1996

37015

702,3

4906

20968

1997

37965

722,5

5468

22118

1998

38500

743,6

5172

22018

1999

38564

750,8

5296

22533

2000

38917

761,9

5595

23693

2001

39008

778,8

5653

23891

2002

39113

799,8

5820

24253

2003

39415

816,4

6133

25854

2004

39665

840,4

6493

27574

2005

39932

888

6662

29094

2006

41110

944,5

6983

30687

2007

42872

1009,5

 

 
 

 

 

Таблицам 7. Мировой транспортный флот по флагам регистрации

Мировой транспортный флот по флагам регистрации 

Страна  и территория

на 01.01.2006 г.

на 01.01.2007 г.

         

Число 
судов

Двт, 
млн. т

Тыс. 
TEU

Число 
судов

Двт, 
млн. т

Тыс. 
TEU

         

Панама

5704

210,2

1845

6015

230,5

2128

         

Либерия

1560

91

1286

1804

103

1803

         

Греция 

1110

52,5

181

1091

54,8

227

         

Гонконг

1013

50,7

398

1081

54,8

527

         

Маршалловы  острова 

735

47,7

349

840

53,4

450

         

Багамы 

1192

49,6

373

121

52,4

371

         

Сингапур 

1131

47,5

423

1196

49,6

453

         

Мальта 

1178

36,9

220

1235

40,1

216

         

Китай

2326

31,9

313

2364

33,4

344

         

Кипр 

892

30,1

342

883

30,2

382

         

Соединенное Королевство (в том числе):

845

25

543

862

26

578

         

- Соединенное  Королевство о. Мэн 

301

13,4

50

300

13,7

46

         

- Соединенное  Королевство 

544

11,6

494

562

12,3

532

         

Норвегия (в том числе):

964

22

88

979

23

101

         

- Норвегия, реестр NIS

543

19,6

87

545

20,4

98

         

- Норвегия, реестр NOR

421

2,4

1

434

2,6

3

         

Корея, Республика

976

13,9

106

1008

15,5

109

         

Япония 

2551

14

35

2557

14

35

         

Индия

407

12,9

17

429

13,5

18

         

Италия 

751

11,8

125

776

13,2

138

         

Германия 

473

13,4

912

455

13,2

900

         

Соединенные Штаты Америки 

513

11,9

289

515

11,7

277

         

Дания (в том числе):

387

9,5

397

378

10,2

407

         

- Дания,  реестр DIS

311

9,4

394

294

9,9

403

         

- Дания,  реестр DOR

76

0,1

3

84

0,3

4

         

Антигуа и Барбуда 

996

9,4

566

1043

10,2

625

         

Иран, Исламская  Республика

196

8,9

55

218

8,8

48

         

Сент-Винсент  и Гренадины 

658

8,4

79

667

8,7

82

         

Бермуды

121

8,3

58

135

8,6

64

         

Малайзия

443

7,5

59

442

7,9

66

         

Франця (в том числе):

221

6,7

100

228

7,3

146

         

- Франция  о. Кергелен 

85

6

94

58

2,3

46

         

- Франция 

136

0,7

5

170

5

100

         

Турция 

840

7,6

53

848

7,2

54

         

Бельгия

67

6,7

24

69

6,8

22

         

Нидерланды (в том числе):

762

6,8

271

738

6,7

274

         

- Нидерландские  Антилы 

169

1,7

40

156

1,6

42

         

- Нидерланды 

593

5,1

232

582

5

232

         

Россия 

1385

6,6

59

1364

6,6

59

         

    1. Изменение спроса на грузы и структуры на мировом рынке товаров

 

Структура морских перевозок  по объему грузооборота за полвека претерпела существенные сдвиги. Но всё же по-прежнему в общей структуре грузооборота ведущие позиции занимает нефть и нефтепродукты (9,8 %), из-за стагнации экономики в развивающихся странах, кризиса в странах Центрально-Восточной Европы и СНГ несколько снизилась доля железной руды и угля.

Таблица 8 Изменение структуры морских перевозок по основным группам товаров, (%)

Годы

Нефть

Нефтепродукты

Генеральные и массовые

1980

41,2

9,3

49,5

1990

32,1

11,7

56,2

1995

32,9

12,2

55,9

1997

33,9

11,2

55.9


 

Таблица 9 Структура морских перевозок по группам стран, % .

Группы стран

год

Отправление

Прибытие

 

 

нефть

нефтепродукты

другие грузы

нефть

нефтепродукты

другие грузы

Развитые страны'

I980 ,

6,3

25,5

64,7

2,0

79,5

67,8

 

1997

12,1

35,6

63,3

75,0

81,0

62,1

Страны Центрально-Восточной Европы и СНГ

1980

3,6

14,6 '

5,2

2,3

0,4

6,0

 

1997

2,9

9,4

 

13 .

0,2

4,5

Страны Азии

1980

1,4

1,7

1.0

1.4'

1,6

4,0

 

1997

2,4

0,9

2,1

0,2

0,5

3,7

Развивающие ся страны

1980

88,7

58,2

29,0

24,3

18,5

22,3

 

1997

82,5

54,0

31,3

23,4

18,3

29,7


Произошло абсолютное снижение грузоперевозок зерновых культур и их доли (около 5 %), в 1,5 раза возрос объем грузооборота генеральных и других грузов при незначительном снижении их доли (27 %) (табл. 23).

Международное географическое разделение труда привело к тому, что большинство морских трасс и путей сохраняет свою важную роль на протяжении многих десятилетий.

Таблица 10 Объем и структура грузооборота морского транспорта в 1980-1990-х гг.

Годы

Единицы измерения

Общий

объем

перевозок

В том числе

 

 

 

нефть

нефтепродукты

железные руды

уголь

зерно

другие грузы

1985

Млрд тонно-километров

24 196

7 421

2130

3 102

2 739

1859

6945

 

%

100,0

30,7

8,8

12.3

11,3

7,7

28,7

1996

Млрд тонно-километров

38 049

13 705

3712

4111

4 102

2 065

10 359

 

%

100,0

36,0

9,8

10,8

10,8

5,4

27,2


 

Таблица 11. Рост тоннажа мирового морского флота

Годы

Валовая вместимость, млн  бр.-per. т (BRT)

Общая грузоподъемность,

1950

82

100

1960

130

170

1970

205

320

1980

420

640

1990

425

665

2000

514

788


 

Таблица 12 Распределение тоннажа морского флота по группам стран

Группы стран

1980 г.

1996 г.

 

млн т дедвейт

% к итогу

млн т дедвейт

% к итогу

Развитые страны

350,1

51,3

203,0

26,8

Страны «открытой регистрации»

212,6

31,1

339,5

44,8

Центрально-Восточная  Европа и бывш. СССР/СНГ

37,8

5,5

29,0

3,8

Соцстраны Азии

10,9

1.6

27,1

3,6

Развивающиеся страны

68,4

10,0

147,4

19.5

Остальные страны

3.0

0.5

12,1

1,5

Итого

682.8

100,0             758,1

100,0


 

2.3 Роль контейнеризации  транспорта

 

 

В середине 1960-ых годов, когда  контейнерный транспорт только появился, вместимость контейнеровозов была от 700 до 1000 TEU. Однако, уже к моменту  открытия Азиатско-Европейских сервисов в начале 70-ых в ходу были суда вместимостью по 2-3 тыс. TEU. В 1988 году появились суда типа пост-Панамакс емкостью 4300 TEU. Сегодня доминирующее место занимают суда по 6 тыс. TEU, в то время, как заказываются контейнеровозы вместимостью до 8-10 тыс. TEU.

Последнее десятилетие еще раз подтвердило, что развитие мировой торговли прямым образом влияет на рост контейнерных перевозок. Их ежегодный прирост был в последнее время (и будет в ближайшие пять лет) несравнимо выше, чем на перевозках навалочных и неконтейнерных грузов: около 9% против 1,4%. Конечно, аналитики с опаской поглядывают на высокие цены на нефть, способные затуманить безоблачное небо над любым процветающим бизнесом, но, тем не менее, полны оптимизма. Он основан на стабилизации экономики в Азиатском регионе и начавшемся укреплении экономики США. Таким образом, спрос и предложение на контейнерном рынке останутся сбалансированными до конца этого года, и фрахтовые ставки сохранят прибыльность[3, c. 132].

Информация о работе География морского транспорта