География морского транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:51, реферат

Краткое описание

Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность, методы погрузки и разгрузки за счет контейнеров и других инноваций, специализация по составу перевозимых грузов и т.д. Поэтому тоннаж и грузоподъемность мирового флота увеличивались медленнее, чем его грузооборот: растущий объем работы морских перевозок обеспечивается все меньшими суммарными мощностями флота.

Вложенные файлы: 1 файл

0056 География морского транспорта.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

Длина Суэтского канала

161 км.

Ширина по дну 

120-150 м.

Глубина

45-60м.

Скорость прохода судов  через канал 

11-12 ч.




 

 

 

 

 

 

 

Входные порты - Порт-Саид(с  Порт-Фуадом) из Средиземного моря; Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного моря. Для снабжения канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия. Географическое положение канала, в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобычу стран Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой, обусловило высокую степень загруженности Суэтского канала.

 

Таблица 14. Загруженность Суэцкого канала

Год

Кол-во судов 

Общий тоннаж

1870г 

486 судов 

4 млн. т.

1913г 

5.1 тыс. 

20 млн. т.

1966г

21,25 тыс. 

274,3 млн. т.

1975г

32,5 тыс. 

420,4 млн.т.


 

Свыше 70% перевозок составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала бывшая Арабская Республика Египта получила в 1966 году 95млн. египетских фунтов. По тоннажу перевозимых грузов Суэцкий канал до 1967 года стоял на первом месте среди всех международных каналов. На него приходилось около 15% мировых перевозок грузов, и свыше 20% перевозок нефти и нефтепродуктов. Авторами проекта Суэцкого канала были инженеры: французы Линан и Мужель и итальянец Негрелин.

Строительство канала было начато в 1859 году и завершено в 1869 году. Суэцкий канал часто закрывали  из-за военных действий в регионе. В 1983 году он был реконструирован  после чего функционирует по сей  день.

Панамский канал

В середине IX века Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция, воспользовавшись их противоречиями, начала строительство в 1879 году, но в связи с крахом французской компании право на сооружение Панамского канала в 1901 году перешло к США.

Панамский канал - искусственный водный путь на территории Панамы и Центральной Америки, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны.

Панамский канал долго  считался один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Он и сейчас проходит в пределах особой зоны под юрисдикцией США.

В 1904 году военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через Панамский канал в 1914 году, но официально открытие состоялось в 1920 году после чего канал фактически вступил в строй.

Таблица 15. Панамский канал

Длина Панамский канал 

81,6 км

Гарантийная глубина  на шлюзах

12,5 м

Ширина 

150 м

Скорость прохода судов  через канал 

7-8 ч,минимум - 4 ч.




 

 

 

 

 

У атлантического входа  в Панамский канал расположены порты Крисюбальи Колон, у тихоокеанского - Бальбоа и Панама. На Панамском канале имеются шесть ступеней (по три на каждом шлюзе) парных шлюзов с размером 305*33,5 м. Провозка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Средняя пропускная способность Панамского канала 36 судов, max - 48 судов в 1 сутки.

Панамский канал избавил  суда от необходимости следовать  по Магеланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направление ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение Панамский канал имеет для связей восточного и западного побережья США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальнего Востока, а также между странами Латинской Америки.

В 1971 году через Панамский  канал прошло 15,3 тыс. судов, общим  тоннажем 121 млн. т. из Атлантического в  Тихий океан, и 69 млн. т. из Тихого в  Атлантический. Из них свыше 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступаемые в порты США.

Пропускаемая способность  Панамского канала уже почти исчерпана. К тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т. - крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры и новейшие авианосцы[3, c. 90].

 

 

3.3 Морские порты, их классификация и специализация

 

 

Порт - участок моря, озера, водохранилища или реки, и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищенная от волн и оборудованная для стоянки и обслуживания морского судоходства.

Общее число морских  портов в литературе оценивается  по-разному. Л. И. Василевский в свое время привел цифру в 25—30 тыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречается и цифра 10 тыс. портов. Однако более крупных портов, участвующих не только в местном каботаже, но и в международных перевозках, примерно 2,2 тыс. Около 900 из них находится в Европе, более 500 — в Америке, около 400 — в Азии, остальные — в других частях света.

Главный показатель работы морского порта — его грузооборот. В мире несколько сотен портов, имеющих грузооборот более 1 млн. т в год. Но «погоду» на мировом морском транспорте делают те из них, которые имеют грузооборот более 10—30 млн. и в особенности более 50 и 100 млн. т. в год. Последние две категории подпадают под понятие «мировые пор ты», что характеризует их роль в мировом хозяйстве. Всего таких портов в мире около 40.

Все морские порты  подразделяют на два основных типа.

 

К первому типу относятся универсальные порты, т. е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы — генеральные, наливные, насыпные, навалочные. В связи с этим их отдельные участки обычно Рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т. д. Такие порты резко преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой, да и в целом мире их подавляющее большинство. Данные о грузообороте крупнейших из универсальных портов представлены в таблице 150.

 

Таблица 16 Универсальные морские порты мира с грузооборотом более 75 млн.т. в середине 1990-х гг.

Название порта

Страна

Грузооборот,

млн т

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

Нидерланды

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Республика Корея

150

Антверпен

Бельгия

130

Лонг-Бич

США

125

Инчхон

Республика Корея

120

Пусан

Республика Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

О. Тайвань

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Циньхуандао

Китай

95

Нинбо

Китай

95

Марсель

Франция

95

Осака

Япония

90

Ричардс-Бей

ЮАР

90


 

Анализ таблицы 16 позволяет сделать несколько интересных выводов. Например, о том, что из 23 портов, внесенных в нее, 15 находятся в Азии, что само по себе может служить показателем возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Или, например, о том, что из отдельных стран наибольшим числом крупнейших портов обладают Китай и Япония, а за ними следуют США (4) и Республика Корея (3), тогда как все остальные страны имеют только по одному такому порту. Интересно также сравнить этот перечень со списком крупнейших портов мира в середине 1980-х гг.

Универсальных портов с  годовым грузооборотом от 20 млн. т до 50 млн. т в мире около 50. Больше всего их в США и Италии (по 6), затем идут Великобритания, Франция и Япония (по 3). В эту категорию входят также Амстердам, Гданьск-Гдыня, Бремен, Гёте-борг в Европе, Мумбаи, Бангкок, Далянь, Циндао в Азии, Александрия в Африке, Монреаль, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро в Америке, Сидней в Австралии[9, c. 76].

Ко второму типу относятся специализированные порты. В отличие от универсальных они ориентированы, как правило, на погрузку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта этой страны. Специализированные порты особенно характерны для развивающихся стран. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе. Это Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Мина-эль-Ахмади в Кувейте, о. Харк в Иране. Все они принимают самые крупные супертанкеры, а их грузооборот в период максимальных добычи и экспорта превышал грузооборот Роттердама. К числу очень крупных нефтеэкспортных портов принадлежат также Бонни в Нигерии и Тампико в Мексике, Эс-Сидер в Ливии, Думай в Индонезии, Валдиз на Аляске. Крупнейшим в мире портом по экспорту железной руды в последнее время стал бразильский порт Тубаран, принимающий рудовозы тоннажем в 250 тыс. т.

Морские порты классифицируют также по особенностям их транспортно-географического положения.

Если принимать во внимание микроположение, учитывающее прежде всего морфологию берегов, то порты принято прежде всего подразделять на:

1) расположенные в  глубоких природных бухтах, защищенных  от открытого моря мысами, выполняющими  роль естественных волноломов;

2) расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защиту от открытого моря обеспечивают при помощи искусственных волноломов;

3) расположенные вдали  от устья в эстуариях судоходных  рек. Примерами таких портов  могут служить соответственно  Иокогама, Касабланка и Гамбург.

Кроме того, есть порты, оборудованные шлюзами для задержки воды в портовых бассейнах на время отлива (например, Лондон) и другие подвиды.

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЙ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

 

 

Наибольшая часть мирового грузооборота, особенно в международных перевозках по прежнему приходится на основной традиционный вид транспорта - морской. За истекшее столетие значительно возросла его роль в мировой экономике и процессах глобализации.

В середине столетия (1950 г.) объем мировых морских перевозок  достиг 525 млн. т, в 1960 г. - 1 млрд. т. Далее он исчислялся уже в миллиардах: в 1970 г. - 2,6; в 1980 г. - 3,7; 1990 г. - 4 , 2000 г. - более 5 млрд.т.

В 2005 г. объем мировых морских перевозок составил около 6 млрд. т. Ввиду того что одновременно с увеличением количества перевозимых грузов возрастали в целом и расстояния, фактически динамика работы морского транспорта более наглядно характеризуется грузооборотом в тонно-милях (млрд.): 1937 г. - 1,8; 1950 г. - 2; 1960 г. - 4; 1970 г. - 10,6; 1980 г.-13,1; 2000 г. - 21. В 2005 г. данный показатель составил 22-23 млрд. тонно-миль.

Таким образом, общий объем грузов, перевозимых в международной морской торговле, в первой половине прошлого столетия возрос в 50 раз, а во второй в 10 раз..

Перемены в географии  морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением дальности перевозок. Возросли магистральные грузопотоки между континентами, появились новые направления.

Нефть из Персидского  залива в значительных количествах  направляется в Северную Америку, Западную Европу и Японию. Зерно - из Мексиканского залива в Европу, уголь - из Южной Америки и Западной Африки в Европу, а также из Австралии и Южной Азии в Японию и т.д.

Для промышленных товаров  направлениями весьма интенсивных  перевозок остаются Северная Атлантика, маршруты между Европой и странами Индийского океана, между США и Японией, Китаем и США и др.

Во второй половине прошлого столетия значительно возросла дальность  морских перевозок. Это означало, что транспортировка грузов, особенно сырьевых, крупными партиями стала сравнительно более выгодной.

Трассы морских судов  постепенно превращаются в сеть постоянных морских коммуникаций, формируя вместе с другими видами транспорта общемировую  транспортную систему.

В количественном отношении  чрезвычайно высокими темпами рос общий мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн. peг. т в начале столетия до 81,6 млн. в 1950 г., а затем до 514,5 млн. peг. т к 2000 г.

При этом темпы прироста были весьма неравномерны. В первую половину века тоннаж вырос в 2,8 раза. В период "транспортной революции" всего за 20 лет (1960 - 1980 гг.) он увеличился в 3,3 раза, т.е. в среднем годовые темпы прироста составляли 6,2%.

Информация о работе География морского транспорта