Анализ подходов к оценке поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

1. Особенность существующих механизмов управления закупками
2 Сущность практических методов оценки возможностей поставщиков

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Согласно источнику, расстановка приоритетов при выборе поставщика зависит от очень большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегий фирмы-производителя.

Решение вопроса о выборе поставщика должно не только обеспечивать удовлетворение наилучшим образом конкретной потребности предприятия, но и соответствовать выбранной логистической концепции, а также реализовывать общую стратегию предприятия (например, ориентацию на долгосрочные связи). В целом выбор поставщика можно определить как процесс поиска и отбора организацией потенциальных поставщиков, их оценки по различным критериям и окончательного выбора для размещения заказа. Для оценки поставщиков необходимо определить (выработать) критерии.

Согласно, имеются два основных критерия выбора поставщика:

    • стоимость приобретения продукции или услуг;
    • качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т.п.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.

Кроме основных критериев выбора поставщика существуют прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико. К ним относятся:

    • удаленность поставщика от потребителя;
    • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
    • наличие у поставщика резервных мощностей;
    • организация управления качеством продукции у поставщика;
    • психологический климат в трудовом коллективе поставщика;
    • риск забастовок у поставщика;
    • способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
    • кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.

На приоритетность (ранжирование) и соответственно весовые коэффициенты критериев будут влиять в первую очередь характер, объем и стоимость закупки. Например, при небольшом объеме закупки для нового разрабатываемого изделия первоочередными критериями будут качество и скорость поставки. Для этих же деталей при большом объеме закупки наиболее важным критерием будет цена. Для осуществления выбора лучшего поставщика анализируются все критерии по каждому потенциально приемлемому поставщику, проводится их ранжирование и используются соответствующие методы для осуществления выбора (например, метод аналитической иерархической процедуры, который основан на попарном сравнении оценок поставщиков).

Так как оценка поставщика по нескольким десяткам показателей затруднительна (отсутствие информации, многовекторность оценки), то на практике предлагает объединять эти показатели в один обобщенный показатель - надежность поставщика. Надежность он определяет, как гарантированность обеспечения потребителя материальными ресурсами обусловленного количества и качества, в течение определенного промежутка времени, вне зависимости от возможных недопоставок, нарушений сроков поставки и т.п. Для расчета этого показателя, который носит вероятностный характер, в каждом конкретном случае определяются наиболее существенные характеристики и используются соответствующие методы теории вероятностей, теории надежности и др.

Задачу выбора поставщика можно также решать на основе следующего анализа потенциальных поставщиков:

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса.

Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и, сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

В отличие от других авторов методика, предложенная Кузнецовой М., является более объективной, так как индексные показатели, не зависящие от мнения экспертов (необходимого при бальной оценке отдельных показателей) более полно освещают динамику деятельности поставщиков.

Так как конечной целью логистики является удовлетворение потребителей, то уровень обслуживания потребителей может определяться эффективностью логистики, слагаемыми которой выступают:

    • срок поставки как время, под которым подразумевается промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки;
    • обязательность (точность) поставки как оценка верности поставщика согласованным срокам. Она является мерой надежности и доверия клиента к изготовителю;
    • готовность к поставке, т.е. согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланием клиента;
    • качество поставок как характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
    • информационная готовность как готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию поставляемой ему продукции;
    • гибкость как готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.

Некоторые экономисты на примере своих компаний отмечают, что процесс менеджмента взаимоотношений с поставщиками начинается со стадии разработки продукции и охватывает весь ее жизненный цикл. Процесс отбора поставщиков построен на основе стандарта компании, являющегося многоцелевым, поскольку может использоваться как для отбора новых поставщиков, так и для улучшения деятельности уже имеющихся.

Ключевыми показателями для оценки поставщиков авторы называют:

    • особенности использования принципов всеобщего менеджмента качества;
    • система качества;
    • менеджмент затрат;
    • поставки;
    • деятельность и процессы по менеджменту материалов;
    • техническая поддержка и возможности оборудования.

Внутри каждого показателя подвергается оценке еще ряд критериев, отбираемых в зависимости от характера поставщиков, поскольку некоторые критерии невозможно применить ко всем без исключения поставщикам.

Каждый критерий оценивается рангом в масштабе от единицы до пяти.

Ранг 1: осознание. Поставщик осознает требование, но еще не приступил к его выполнению.

Ранг 2: инициирование. Поставщик начал реализацию требования. Он уже внедрил некоторые процедуры и частично распределил ответственность.

Ранг 3: развитие. Поставщик реализовал требование, использует новые процессы, проводит оценку первого изделия, аттестацию процессов, сбор данных; все процедуры разработаны и применяются.

Ранг 4: приемлемость. Поставщик обладает документированной системой, которая внедрена, активно применяется и демонстрирует положительные результаты.

Ранг 5: выдающийся поставщик. Наиболее желаемый уровень. Поставщик имеет хорошо структурированную систему, демонстрирует прекрасные результаты и постоянное улучшение.

Ранги базируются на личных наблюдениях или документированных доказательствах, таких как политика, процедуры, отчеты и схемы распределения ответственности. Каждый критерий может содержать обязательные положения, выполнение которых минимально необходимо для присвоения соответствующего ранга.

Как только команда установит критерии оценивания и минимальные значения ранга, необходимые для каждого критерия, а также минимально необходимое значение совокупного ранга, поставщик может провести самооценку. В ходе такой самооценки поставщик оценивает, насколько его деятельность соответствует уровню, установленному командой и определяет свой ранг.

Особенность предлагаемого метода оценки поставщиков заключается в том, что авторы отмечают необходимость введения в отношения с поставщиками менеджмента деятельности поставщиков. Он заключается не только в оценке способности поставщика удовлетворять всем требованиям компании, но и в прослеживании всех корректирующих действий поставщика по выявленным отклонениям в оцениваемых показателях.

В отличие от раннее рассмотренных подходов, процесс оценки и выбора поставщиков можно рассматривать как проект. Преимуществами такой формы оценки по его мнению являются следующие: уже на раннем этапе реализации идеи оцениваются риски, определяются бюджет и численность персонала, а также сроки создания и проверки качества первого образца. Наличие заказчика - спонсора проекта, заказывающего, финансирующего его выполнение и принимающего решение о его продлении, гарантирует создание продукта, соответствующего требованиям заказчика.

Суть данного подхода заключается в том, что весь процесс оценки поставщиков разбивается на четыре основные фазы, отражающие логический ряд событий: предварительная подготовка, изучение, выполнение и завершение.

На фазе предварительной подготовки оформляются заказ-спецификация, вырабатывается общая стратегия по выбору поставщиков и проводится анализ рынка и обоснование приобретения материалов и комплектующих.

На фазе изучения проводятся следующие основные мероприятия:

Производится оценка поставщиков комплектующих. Собирается внутренняя (на предприятии) и внешняя информация, позволяющая судить о финансовом состоянии потенциальных поставщиков. Проверяется наличие договоров данного поставщика с другими подразделениями предприятия. У поставщика запрашиваются подробные сведения, включая информацию о его системе качества.

Оцениваются сами объекты приобретения. Готовится план тестирования приобретаемых объектов и, при необходимости, проверяется процесс их изготовления у поставщика.

Разрабатывается договор по закупке/приобретению, включая запрос на котировки, определение условий закупки, производится выбор поставщиков на основе соответствия внутренним критериям, расчет затрат и сравнение с другими, проведение переговоров и составление проекта договора.

Определяются требования к объекту покупки и окончательный выбор объекта. Объект регистрируется в базе данных предприятия. Подписывается договор на поставку с выбранным поставщиком.

В фазе выполнения происходит интегрирование приобретенного компонента в систему или в оборудование производителя-закупщика, а также проверка его на соответствие требованиям спецификаций.

В последней фазе руководителем проекта составляется отчет (что сделано), анализируется ход выполнения проекта (как проходила работа), а также регистрируются нерешенные вопросы.

Разновидностью рассмотренной методики можно назвать и разработку системы оценки поставщиков, включающую следующие элементы: согласование целей деятельности поставщика и покупателя, выбор подхода к оценке поставщиков, разработка метода сбора информации, проектирование ясной системы оценок, функционирование системы, организация активной обратной связи и выработка решений.

В ходе оценки поставщиков возможно использование целого ряда методов и инструментов, а также их различных комбинаций.

1. Оценка по результатам  работы (анализ работы поставщиков). Такая оценка может проводиться без участия и без ведома поставщика на основе информации о работе поставщика, накопленной в организации. В ходе сотрудничества с поставщиком у потребителя накапливаются данные о качестве его работы, о несоответствиях, о нарушениях контрактных обязательств, о достижениях поставщика в области качества, о его производственных возможностях, управленческих процедурах и т.д. Эти данные дают первичную пищу для анализа качества. Такой анализ осуществляется постоянно, по крайней мере, в рамках службы закупок потребителя. Тем не менее, прежде чем приступать к более детальному исследованию и для того, чтобы сделать это исследование максимально результативным, следует собрать и изучить всю накопленную информацию о поставщике.

Информация о работе Анализ подходов к оценке поставщиков