Анализ подходов к оценке поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

1. Особенность существующих механизмов управления закупками
2 Сущность практических методов оценки возможностей поставщиков

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Закупка ТМЦ и услуг может осуществляться на основании разовых контрактов, генеральных договоров на несколько поставок, долгосрочных договоров, открытого контракта, а также соглашений о долгосрочных партнерских отношениях. Основным критерием выбора формы договора является снижение общих издержек предприятия при удовлетворении потребности. Важной задачей при этом является нахождение оптимального баланса между повышением риска невыполнения поставки или размещении заказа у одного поставщика (затраты на возможное возникновение дефицита) и увеличением затрат на поставку при размещении заказа у нескольких поставщиков (увеличение затрат на транспортировку, подачу и оформление заказа).

Поставка материальных ресурсов также включается в механизм оценки и выбора поставщиков, так как позволяет оценить правильность сделанного выбора. Данный этап заключается в том, что после выполнения обязательств покупателя по оплате заказа поставщик, как правило, приступает к выполнению своих обязательств по поставке товара. В намеченные сроки товар должен быть доставлен покупателю, и если это сложное оборудование, то продавец проводит работы по его монтажу, обучению персонала и выполняет другие условия послепродажного обслуживания.

Следующим этапом в механизме выбора поставщика является контроль и оценка выполнения закупок. Отдел материально-технического снабжения или элементы закупочного центра должны вести контроль за ходом выполнения заказа.

Своевременный анализ информации по результатам поставки позволяет также выявить на ранней стадии потенциальные неликвиды.

Итак, при организации логистического управления снабжением важную роль играют координация действий, а также внутренняя и внешняя интеграция компаний.

Добиться внешней интеграции, то есть тесного взаимодействия с другими компаниями можно посредством развития долгосрочных отношений, выработки общих стандартов, передачи поставщику требований потребителя к качеству, срокам выполнения заказа, а также уровню сервиса. Внешняя интеграция происходит также при вовлечении поставщика в процессы проектирования новых изделий и разработки совместных рыночных стратегий. Характерными особенностями такой интеграции являются:

    • проведение мониторинга с последующим интенсивным обменом информацией;
    • введение единой системы скидок, надбавок и тарифов;
    • разработка универсальных схем оценки расходов и результатов;
    • постоянная координация, преследующая цель повышения качества.

При внутренней интеграции в компании на плечи отдела снабжения ложатся дополнительные обязанности, например: контроль и анализ количества и качества заказываемых товаров для удовлетворения потребностей предприятия, участие в проектировании новых изделий и т.д.

Реализация логистического процесса снабжения базируется на принципах координации и интеграции.

Логистическая координация - это управление взаимодействием в логистической цепи, сети, системе, основанное на согласовании выполнения различных операций. В свою очередь логистическую интеграцию можно определить как объединение участников с целью организации на основе логистической координации движения материального, информационного и финансового потоков в русле логистической цепи. Для сферы снабжения можно выделить внутреннюю и внешнюю интеграции.

Отличительной особенностью внешней интеграции является сближение интересов поставщика и заказчика, а также их взаимное влияние на производственную деятельность друг друга.

Внутренняя интеграция связана с изменением характера взаимодействия между производственными подразделениями предприятия, она подразумевает появление общих функций и приводит к появлению областей совместного контроля и анализа.

 

2 Сущность практических  подходов оценки возможностей поставщиков

Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием улучшения организации закупочной деятельности предприятия является изучение рынка закупок.

Рассмотрены и проанализированы следующие подходы:

    • оценка поставщиков на основе определенного набора критериев;
    • двухкритериальный метод оценки поставщиков: по стоимости приобретения продукции и качеству обслуживания;
    • рейтинговая оценка поставщиков;
    • метод, увязывающий выбор поставщика со всем жизненным циклом продукции;
    • проектный метод оценки.

К оценке поставщиков с помощью определенных критериев относится метод, который для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков использует следующие критерии:

    • характер деятельности и возможности поставщика;
    • конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;
    • процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;
    • вероятность обеспечения необходимых номенклатуры и объема продукции;
    • условия, гарантирующие качество потребляемого товара;
    • адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;
    • условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;
    • предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

Согласно материалам работы, анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров на предприятие.

Хотя данная методика и имеет удобный для практического применения набор критериев поставщика, тем не менее, она не учитывает всех особенностей работы поставщиков за счет минимального набора параметров их оценки и отсутствия критериев, оценивающих опыт работы с данным поставщиком и его потенциал.

Уровень обслуживания потребителей поставщиками может определяться эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:

    • срок поставки - время, под которым подразумевается lead lime, т.е. промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки (lead time);
    • обязательность (точность) поставки - оценка выполнения поставщиками согласованных сроков. Она является мерой надежности и доверия, которое клиент проявляет к изготовителю продукции;
    • готовность к поставке - согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;
    • качество поставок - характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
    • информационная готовность - готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
    • гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ.

Кроме того, выделяется следующая шкала приоритетов выбора производителей продукции потребителями (табл. 1.1).

 

Таблица 1 - Критерии оценки поставщиков по бальной шкале

Типичные требования, предъявляемые к поставщику

Параметр

Значимость по 5-бальной шкале

1

2

3

Качество продукции

Качество

4,9

Цена должна соответствовать ожиданиям потребителей

Цена

4,4

Согласованный срок должен надежно соблюдаться

Верность поставок

4,3

Соответствие плановым потребностям клиентов

Время поставок

3,0

 

Готовность

3,6

Необходимо кратчайшее изменение сроков и объемов поставки

Гибкость

3,4

Быстрая и компетентная выдача справочных данных

Информация

3,1

Отсутствие краткосрочных изменений параметров качества продукта

Надежность

3,1

Техническая консультация

Консультация

3,0

Собственный цикл развития частично длиннее, чем уровень инноваций (нововведений)

Инновация

2,7


 

Преимуществом данного подхода является то, что он рассматривает поставщика как составляющую часть логистической системы, хотя сами параметры и их значимость, приводимая автором, не являются универсальными для любого предприятия.

Выбор поставщика может рассматриваться как двухступенчатую процедуру с предварительным формированием критериев оценки и выбора поставщиков и ранжированием их по категориям. Здесь же представлен следующий примерный список базовых критериев, по которым формируется предварительный перечень на втором этапе вышеприведенной процедуры выбора:

    • размер компании; конкурентоспособность по издержкам; внутренний/иностранный поставщик; финансовое состояние;
    • наличие локальной (в данной стране) поддержки; местоположение; производитель/дистрибьютор;
    • доля рынка; репутация на рынке;
    • история взаимоотношений с поставщиком; репутация в области качества;
    • рекомендации других клиентов; единственный (исключительный) ли поставщик.

Данный перечень, по мнению автора, является весьма общим, однако он отражает основные параметры, характеризующие поставщиков, и проведение подобного экспресс-анализа позволяет «отсечь» заведомо неприемлемые варианты. Окончательная оценка поставщиков, объединенные в четыре группы:

Стоимостные и внутрипроизводственные показатели: финансовая стабильность; наличие активно проводимой программы управления затратами на этапе конструкторско-технологических разработок; текущие прибыль, объем продаж, статистические данные по этим показателям; производственные возможности, использование производственной мощности (загрузка); производительность труда; устойчивость по части обеспеченности трудовыми ресурсами; планируемые капиталовложения, статистические данные по инвестициям; наличие системы анализа затрат; прочие.

Показатели поставок: длительность цикла поставок; местоположение; время обработки заказа; наличие автоматизированной системы обработки заказов; использование производственной мощности (загрузка); логистическая система предприятия; прочие.

Показатели качества: результаты оценки предприятия по стандартам качества (например, серии І8О-9000);политика в области гарантийного обслуживания; статистика показателей качества поставщика; отношение работников управления поставщика к клиентам; прочие.

Показатели уровня обслуживания (сервис): уровень технической поддержки; время отклика на запрос; уровень гарантийного и послегарантийного обслуживания; возможности развития системы обслуживания; возможность налаживать систему пополнения запасов клиента без дополнительного уведомления или с минимальным уведомлением по долгосрочным договорам; прочие.

Существует так же подход ранжирования поставщиков по категориям:

1. «Партнеры», с которыми  налажены тесные долгосрочные  связи по кооперации, часто именуемые  «партнерством» или «альянсом», строящиеся на базе обмена  информацией и совместной работе, что требует доверия, хороших  коммуникаций и веры в будущее  сотрудничество. Такие отношения  характерны для небольшой доли  поставщиков компании. Партнерство  предполагает сообщение друг  другу важной информации (маркетинговой, производственной, прочей); совместное  решение проблем; сотрудничество  в разработке новых продуктов; отказ от действий только в  собственных интересах, учет мнения  партнера.

«Сертифицированные» поставщики, которые способны постоянно поставлять продукцию такого качества, что не требуется проведение входного контроля. Наличие подобного статуса позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие партнерских отношений.

Предпочтительные поставщики, т.е. поставщики, отвечающие требованиям компании по параметрам качества, поставки, обслуживания и издержек. Не обязательно необходимо переводить всех поставщиков в более высокую категорию, это действие должно выполняться только при оправданности усилий в этой сфере.

«Одобренные» поставщики - обычно это либо вновь отобранные поставщики, не имеющие длительной истории поставок, либо те, у кого компания производит закупки не на регулярной основе.

Потенциальные поставщики, которые еще не прошли процедуру оценки.

«Забракованные» поставщики, которые прошли процедуру оценки, но не подошли предприятию по результатам анализа.

Автор систематизировал выбранные им критерии оценки поставщиков, объединив в четыре основные группы, но по сути данный подход включает в себя, так же как и остальные в данной группе, оценку отдельных показателей, не в полной мере характеризующих деятельность поставщика как элемента логистической системы.

Анализ поставщиков конкретного вида материальных ресурсов и их последующий выбор может осуществляться и в соответствии с набором критериев, ранжирование которых устанавливаться высшим менеджментом фирмы производителя, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса. К числу важнейших критериев выбора поставщика можно отнести качество поставляемых материальных ресурсов и сервиса, надежность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требование фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис и другие.

Не последнюю роль в выборе поставщика отводится его географическому расположению. Важность такого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку материальных ресурсов. Партнерство с близлежащими поставщиками обеспечивает, как правило, доставку материальных ресурсов с баз промежуточного хранения, лучшие условия для внедрения ЛТ подхода, более короткие производственные циклы, большую надежность поставок, лучшие условия для кооперации

Информация о работе Анализ подходов к оценке поставщиков