Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 01:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике" по специальности – юриспруденция

Вложенные файлы: 1 файл

OTVET логика.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

Индуктивное умозаключение  – умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам некоторого класса, делают вывод о принадлежности признака всему классу в целом.

Посылками индуктивного умозаключения являются суждения, в  которых фиусируется полученная информация о повторяемости признака Р у ряда явлений – S1, S2, S3…, принадлежащих одному и тому же классу К.

(в основе логического  перехода от посылок к заключению  в индуктивном выводе лежит  подтверждаемое тысячелетней практикой  положение о закономерном развитии  мира, проявлении необходимых признаков  явлений через их всеобщность  и устойчивую повторяемость)

Полная индукция – умозаключение, в котором на основе принадлежности определенного признака каждому элементу класса делают вывод о его принадлежности классу в целом. (умозаключения такого типа применяются лишь в случае, когда имеют дело с закрытыми класса, число элементов которых является конечным и легко обозримым) (стр 141) – при истинности посылок заключение всегда будет необходимо истинным.

Если обхватить весь класс предметов, то умозаключение  строится в форме неполной индукции.

Неполная индукция – умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам класса делают вывод о принадлежности признака всему классу.

Заключение следует  из истинных посылок с определенной степенью вероятности.

Логический переход  от некоторых элементов ко всем не является произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями – объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью.

Неполная индукция делится  на 2 вида: популярную и научную.

Популярная индукция – обобщение, в котором путем перечесления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу. Обоснованность вывода определяется главным образом количественным показателем: соотношением исследованного подмножества предметов ко всему классу. Однако не исключается возможность поспешного обобщения.

Научная индукция – умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. В зависимости от способов исследования различают:

  • Индукцию методом отбора (селекции) – умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу основывается на знании об подклассе, полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса. (стр 146)
  • Индукция методом исключения (элиминации) – система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи.

Познавательная роль элиминативной индукции – анализ причинных связей.

Причина – связь между  явлениями, когда одно из них –причина – предшествует и вызывает другое – действие.

Свойства: всеобщность (не существует беспричинных явлений), последовательность во времени (причинв предшествует действию), необходимость (действие может осуществиться лишь при наличии причины, отсутствие причины с необходимостью ведет к отсутствию действия), однозначность (каждая конкретная причина вызывает определенное конкретное действие)

  1. Каковы схемы установления причинной зависимости по методам: сходства, различия, остатков, сопутствующих изменений, сходства и различия. (стр 149)
  2. Опишите структуру и виды рассуждений по аналогии.

Умозаключение по аналогии – вывод о сходстве двух объектов (предметов или отношений между предметами) на основании их сходства в одних признаках и переносе признаков, обнаруженных у одного объекта на другой объект, у которого эти признаки не обнаружены.

Умозаключению по аналогии предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения а совпадение в существенных признаках при несущественных различиях. Именно такие сходства служат основой для уподобления двух объектов.

  • Аналогия предметов – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают 2 сходных единичных предмета, а переносимым признаком – признак одного из них.  (стр 162)
  • Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – признак одного из этих отношений.
  1. Дайте характеристику понятия проблемы, ее структуры и видов.

Проблема – вопрос или комплекс вопросов, на которые  еще не найдены ответы. Проблема возникает тогда, когда наука не может объяснить некоторые явления. Такая ситуация называется проблемой.

  1. Дайте понятие гипотезы и ее видов.

Гипотеза – форма  развития знаний, представляющая собой  обоснованное предположение, выдвигаемое  с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Гипотеза форам развития знаний.

Построение гипотезы сопровождается построением предположения  о природе исследуемого явления  и формируется в виде отдельного проблематичного суждения.

Гипотеза сожержит в  себе нуждающееся в проверке вероятное знание.

Возникающее при построении гипотезы предположение – результат  анализа фактического материала, оно  должно быть рационально обоснованно, а не выдвинуто интуитивно и должно опираться на конкретные материалы.

Гипотезы различаются по познавательным функциям и по объекту исследования.

  • По функциям в познавательном процессе:
    1. описательные – предположение о свойствах, присущих исследуемому объекту. (что представляет собой данный предмет? Какими свойствами обладает?)

описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, объяснения его механизма или процедурный особенностей его деятельности, его функциональных хараетеристиках. (гипотеза о волновом распространении света гипотеза о механизме светового движения)

экзистенциональные –  гипотезы существования. (атлантида)

    1. объяснительные – предположения о причинах возникновения объекта исследования. (почему произошло данное событие? Каковы причины появления?) (гипотеза о происхождении тунгусского метеорита)

 

  • по объекту исследования:
    1. общие – обоснованные предположения о закономерных связях и эмпирических регулярностях (выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний – приливы и луна)
    2. частные – обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. (историк строит гипотезу о связях между конкретными событиями)
    3. рабочая гипотеза – выдвигаемое на 1 этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. (1 этап систематизации фактов)
  1. Опишите процесс построения гипотезы и этапы ее развития.

1. анализ отдельных фактов и отношений между ними.

Необходимо мысленно расчленить фактический материал на составляющие и последовательно изучить его. Цель анализа – выделить среди множества фактических обстоятельств такие, которые прямо или косвенно связаны с событием. В процессе анализа важно выделить у различных фактических обстоятельств нечто общее.

Умозаключения могут  протекать в различный формах (дедукция и др.)

2.синтез фактов

Мысленное объединение  аналитически выделенных фактов в единство, при отвлечении от случайных обстоятельств.

3.выдвижение  предположения 

Исходный фактический  материал анализируют, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивое множество. Которое служит предпосылкой для вероятностного заключения.

 

  • Принцип объективности исследования (истолковывается в 2 планах)
  1. психологический – объективность означает отсутствие предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истинности, а не субъективными склонностями.
  1. Логико-методологический – всесторонность исследования с целью установления вины.  – при построении гипотезы должен учитываться весь фактический материал, а также следует построить все возможные в конкретных условиях гипотезы.
  • Условие состоятельности гипотезы
    1. гипотезв должна быть непроиворечивой
    2. гипотезв должна быть проверяемой – допускать проверку фактами.
    3. гипотеза должна быть обоснована
    4. гипотеза должна быть информативной (где и как отыскать новые еще не известные факты и дать им рациональные объяснения)
  1. Охарактеризуйте способы доказательства и опровержения гипотез.
  2. Какая форма знаний и представлений называется теорией? Какова структура научных теорий?

Теория – наиболее развитая форма научного знания, подтвержденная гипотеза.

  1. Какие модели представления знаний вам известны?

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"