Шпаргалка по "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логика" .

Вложенные файлы: 1 файл

логика.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

 

35. Закон  тождественности.

Закон тождества или иными словами  закон определенности мышления. В  ходе любого обсуждения той или иной проблемы, будь это судебное заседание или научная дискуссия объект мысли, рассматриваемый в данном конкретном случае должен оставаться самим собой. За этим законом объективно стоит определенность или тождественность объектов бытия самим себе. При всей изменчивости существующей реальности любой объект мысли на данный момент его рассмотрения остается равным самому себе, т.к. в противном случае невозможно определить что же является предметом рассмотрения. Своеобразным отражением закона постоянства и является логический закон тождества, требующий не подменять рассматриваемый или исследуемый объект мысли чем-то иным.

36. Закон  непротиворечивости.

Закон логического непротиворечия, согласно этому закону необходимым требованием  нормального мышления является принцип: два противоположных высказывания об одном и том же объекте мысли в одном и том же отношении одновременно истинным быть не могут. Сознательное использование этого закона в практике мышления позволяет избегать противоречивых высказываний и обеспечивает логическую убедительность и обоснованность приводимых аргументов в доказательстве.

37. Закон  исключительного третьего.

Закон исключенного третьего является дополнением  к закону логического непротиворечия и утверждает, что из двух противоречащих друг другу высказываний, одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. При знании истинности одного из противоречащих суждений можно отбрасывать другое как, несомненно, не истинное, не прибегая к доказыванию этой неистинности.

38. Закон  достаточного основания.

Закон достаточного основания был сформулирован  уже в Новое время в ХУII в. немецким философом Лейбницем. Этот закон требует, чтобы выдвигаемое  утверждение, если оно не самоочевидно, было достаточно обосновано. По поводу этого закона в современной логике нет однозначного мнения. Что касается обоснованности теоретических утверждений, то вряд ли здесь можно обойтись данным законом. В юридической деятельности этот закон сохраняет свое значение в полном объеме. Любое юридическое решение не может не быть достаточно обоснованным.

16. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.

Дедуктивные умозаключения подразделяются, прежде всего, на непосредственные и  опосредованные. Дедуктивным называется умозаключение, в котором переход  от общего знания к частному является логически необходимым. Непосредственные умозаключения – это такие, которые делаются из одной посылки. Опосредованные – те, которые делаются из нескольких (двух и более) посылок. Непосредственные умозаключения можно получать, прежде всего, из простых суждений – как атрибутивных, так и реляционных (суждений с отношением). Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми (категорическими) или сложными суждениями.

Суждение, содержащее новое знание, может быть получено посредством преобразования некоторого суждения. Поскольку исходное (преобразуемое) суждение рассматривается как посылка, а новое, полученное в результате преобразования суждение – как заключение, высказывания, построенные посредством преобразования суждений, называются непосредственными умозаключениями. К ним относятся: 1) превращение, 2) обращение, 3) противопоставление предикату, 4) умозаключения по логическому квадрату.

17. Отношения между понятиями.

Отношения между понятиями Связь между двумя понятиями по содержанию может быть весьма далекой. Эта связь может выражаться только в том, что оба понятия отражают какие-то предметы или свойства предметов (например, безответственность и нитка; романс и кирпич). Такого рода далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми, остальные понятия называются сравнимыми. Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не имеют общих элементов). Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида) Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Если понятие единичное, то оно также изображается кругом (см. таблицу Сравнимые понятия). Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые различаются по своему содержанию, во объемы которых совпадают, т.е. в них мыслится или один и тот же класс, состоящий из одного элемента, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) Волга и самая длинная река в Европе; 2) русский писатель Иван Бунин и автор повести Деревня; 3) равносторонний прямоугольник и квадрат, равноугольный ромб. Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими. Понятия А и В называются перекрещивающимися, если их объемы не только частично совпадают, т.е. содержат общие элементы, но и вытачают элементы, принадлежащие одному, и только одному, из них. Примерами таких понятий являются следующие пары: сельский житель и человек, работающий на арендном подряде; школьник и филателист; спортсмен и старшеклассник.

18. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».

существует».

      Отношения между  простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным  содержанием, а с другой –  логической формой. По содержанию  простые суждения бывают сравнимые  и несравнимые.

      У несравнимых  суждений предметные области совершенно не совпадают.

      Сравнимые суждения  имеют одинаковые термины, но  могут различаться по количеству  и качеству.

Умозаключение по «логическому квадрату»  – это определение истинности или ложности одного суждения из истинности или ложности другого.

19. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.

Между сложными суждениями существуют определенные отношения, они могут  быть совместимыми и несовместимыми.

      Совместимые суждения  – это суждения, которые могут быть одновременно истинными.

       Выделяют три  вида совместимости сложных суждений:

      1) эквивалентность;

      2) частичная совместимость;

      3) подчинение.

       Эквивалентнымиявляются  суждения, являющиеся истинными  или ложными одновременно.

       Частично совместимымиявляются  суждения, которые могут быть  одновременно истинными, но не  могут быть одновременно ложными.

      К подчиненнымотносятся  такие суждения, в которых при  истинности подчиняющего подчиненное  всегда истинно.

      Суждения, которые одновременно не могут быть истинными, являются несовместимыми.

       Выделяют два  вида несовместимости:1) противоположность; 2) противоречие.

       Противоположность–  отношение между суждениями, которые  одновременно не могут быть  истинными, но могут быть одновременно ложными.

       Противоречащимиявляются  суждения, которые не могут быть  одновременно истинными и ложными.

Логическое следование– это  отношение, которое существует между  утверждением и выводимыми из него заключениями. Выводимое следствие должно быть связано с тем, из чего оно выводится. Наиболее полное развитие данное положение получило в релевантной логике.

20. Понятие как форма мышления. Образование понятий.

       Понятие– это  форма мышления, отражающая предметы  или явления на основе существенных и отличительных признаков.

      Исходной формой  абстрактного человеческого мышления  является понятие. Любая мысль  выражается посредством понятия.

      Понятие образуется  на основе ощущения, восприятия  и представления с помощью  общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

      Чтобы составить  понятие о предмете, нужно  сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

      Выделение признаков  связано с мысленным расчленением  предмета на составляющие  его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

      Выделение с помощью  анализа признаков позволяет  отличить существенные признаки  от несущественных и отвлечься,  абстрагироваться от последних.  Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

      Элементы, стороны,  признаки предмета, выделенные с  помощью анализа, должны быть  соединены в единое целое. Это  достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза,представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения– приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

       Признаки– это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

      Следовательно, свойства  предметов и их отношения являются  признаками. Предметы могут быть  тождественны по своим признакам  (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

      Понятие неразрывно  связано с основной языковой  единицей – словом. Понятия выражаются  и закрепляются в словах и  словосочетаниях, без которых  невозможно ни формирование понятий,  ни оперирование ими.

      Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

       Объем понятия–  совокупность предметов, которая  мыслится в данном понятии.  Объем понятия «преступление»  охватывает все преступления, поскольку  они имеют общие существенные  признаки.

       Содержание понятия– это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

       Образование понятия–  это сложнейший процесс, который  предполагает активность субъекта  и включает в себя множество  логических приемов. Важнейшими  из них принято считать анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

       Анализ– это  мысленное разложение предмета  на его признаки.

       Синтез– мысленное  соединение признаков предмета  в единое целое.

       Сравнение– мысленное сопоставление  одного предмета с другим, выявление признаков их сходства или различия в том или ином отношении.

       Абстрагирование– мысленное упрощение  предмета путем выделения в  нем одних признаков и отвлечения  от других.

       Обобщение– мысленное объединение  однородных предметов и их  группировка на основе тех или иных общих признаков. Его конечным итогом является мысль, имеющая разнообразное содержание, но принимающая одну и ту же форму – понятия.

      С изменением и развитием действительности  возникают новые понятия. Возникновение  новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений.

21. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.

Логика - это  наука, исследующая механизм интеллектуальной деятельности человека и имеющая целью получение истинного знания об окружающем мире. Следовательно, она должна оперировать понятиями «истинность мышления» и «правильность мышления». «Правильное мышление» основано на логике. Именно логика, умело подобранная в соответствии с предметом рассмотрения, делает мысли адекватными реальности. Обычно истинность мышления определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истина не существует вне человеческого познания, и в этом смысле она зависит от субъекта познания. Однако соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью. Таким образом, истинность определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Согласно основному принципу логики, правильность мышления или рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Правильное мышление можно определить как такое, которое при истинности посылок гарантирует истинность заключения. Однако не любые истинные посылки и истинное заключение образуют правильное рассуждение. Вопрос о том, является ли некоторое умозаключение правильным или неправильным, нельзя смешивать с вопросом: какими - истинными или ложными - являются его посылки и заключение. Истинность посылок является необходимым, но недостаточным условием истинности заключения рассуждения.  Для того чтобы рассуждение было правильным, т.е. истинность его посылок с необходимостью гарантировала бы истинность заключения, рассуждение должно иметь правильную структуру, или логическую форму. Именно логическая форма является основанием для перехода от посылок к заключению в дедуктивных рассуждениях (для других типов рассуждений основания будут другие). Теперь можно более точно сформулировать критерий правильности дедуктивных рассуждений: умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно (всегда, каждый раз) получим истинное заключение, т.е. не существует умозаключения данной логической формы с истинными посылками и ложным заключением.

Информация о работе Шпаргалка по "Логика"