Шпаргалка по "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логика" .

Вложенные файлы: 1 файл

логика.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

      Требование классификации  состоит в том, чтобы она  давала возможность сделать наибольшее  число утверждений. Та классификация  будет наилучшей, в которой  предметы сходны друг с другом  в возможно большем числе признаков. Выделяют следующие виды классификаций:

      1) естественная классификация.  В качестве ее основания берутся  существенные признаки, из которых  вытекают многие производные  свойства упорядочиваемых объектов;

      2) искусственная классификация – использует для упорядочения объектов несущественные признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы классифицируемых объектов.

      Искусственная классификация  дает очень скудные и неглубокие  знания о своих объектах; естественная  же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

4.Дилеммы, их виды и правильные формы.

Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другое — разделительное суждение, называется условно — разделительным суждением. Условно-разделительные суждения делятся на дилеммы и трилеммы. Различают 2 вида дилемм: конструктивные и деструктивные, каждый из которых делится на простые и сложные.

 

В простой конструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания, из которых вытекает 1 следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия. Если я пойду по мосту — меня заметят. Если я пойду вброд — меня заметят. Я могу идти по мосту или вброд. Меня заметят.

 

В сложной конструктивной дилемме условная посылка содержит 2 основания и 2 следствия. Разделительная посылка утверждает 2 возможных варианта. Рассуждение направлено от утверждения  истинности оснований к утверждению истинности следствий.

 

Если сберегательный сертификат является представительским, то он передается другому лицу путем  вручения, если он является именным, то передается в порядке, установленном  для уступки требований. Но сберегательный сертификат может быть потребительским или именным. Заключение: сберегательный сертификат может передаваться путем вручения или в порядке, установленном для уступки требований.

 

В простой деструктивной  дилемме условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает 2 возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицание истинности следствий к отрицанию истинности основания. Если Н. совершил умышленное преступление, значит, в его действиях был прямой или косвенный умысел. Но в действиях Н. не было ни прямого, ни косвенного умысла. Заключение: Н. е совершил умышленного преступления.

В сложной деструктивной  дилемме условная посылка содержит 2 основания и 2 следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований. Если предприятие является арендным, то оно осуществляет предпринимательскую деятельность на основе взятого им в аренду имущества, если предприятие является коллективным, то оно осуществляет свою предпринимательскую деятельность а основе находящегося в его собственности имущества. Данное предприятие не осуществляет свою деятельность ни на основе взятого в аренду имущества, ни на основе находящегося в его собственности имущества. Заключение: данное предприятие не является ни арендным, ни коллектиным.

5.Индукция как метод познания. Индуктивные умозаключения.

       Индукция– это умозаключение  от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности.

      Посылками индуктивного умозаключения  являются суждения, в которых  закрепляется информация, полученная  опытным путем, об устойчивости  признака у ряда явлений, принадлежащих  одному и тому же классу.

       Основной функцией индукции является генерализация, т. е. получение общих суждений. Данные обобщения могут носить различный характер – от простейших до эмпирических.

      Общее, существенное, повторяющееся  и закономерное в предметах познается через изучение отдельного, и одним из средств познания общего выступает индукция. В зависимости от избранного основания выделяют два вида индуктивных умозаключений: полную и неполную индукцию.

       Полная индукция– это умозаключение,  в котором общее заключение о всех элементах класса предметов делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса.

      Данные индуктивные умозаключения  применяются в тех случаях,  когда имеется дело с замкнутыми  классами, в которых число элементов  конечно и которые легко обозримы (например, число планет Солнечной системы).

      Заключение по полной индукции  может быть сделано не только  из единичных, но и из общих  суждений. Она дает достоверное  заключение, поэтому ее часто  применяют в математике и в  других строгих доказательствах.

       Неполная индукция– это умозаключение,  в котором при повторяемости  признаков у явлений опреде-. ленного  класса делают вывод о принадлежности  этого признака всему классу  явлений.

      Неполная индукция применяется  в тех случаях, когда нельзя рассмотреть все интересующие элементы явлений; если число объектов либо бесконечно, либо конечно, но достаточно велико; рассмотрение уничтожает объект. При данном виде индукции исследуются не все, а некоторые элементы класса, и если у каждого из них обнаруживается повторяющийся признак, то делают вывод о его принадлежности всему классу явлений.

      Одним из видов неполной индукции  является научная индукция. Научной  индукцией называется такое умозаключение,  в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делается общее заключение обо всех предметах этого класса. Научная индукция так же, как полная и математическая, дает достоверное заключение.

      Научная индукция опирается не  столько на большое число исследованных фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение необходимых признаков или необходимых связей, предметов и явлений. Поэтому она и дает научное заключение.

      Научная индукция в посылках опирается только на существенные связи и отношения, благодаря чему достоверность ее заключений носит необходимый характер.

      Другим видом неполной индукции  является популярная индукция. На  основании повторяемости одного  и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Такая индукция дает заключение вероятное, а не достоверное.

6. Категорические суждения. Классификация суждений.

Обладая определенной структурой, суждения различаются прежде всего по степени сложности. В зависимости от этого суждения делятся на две большие группы – простые и сложные.

       Простые суждения–  это суждения, в которых нельзя  выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением. Например: «Я – человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо».

      Сложные суждения  состоят из двух или более  простых суждений, они выражаются  при помощи сложных предложений  или предложений с однородными членами. Например: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Поскольку в простых суждениях  выражается безусловная связь между  компонентами мысли, то их еще называют категорическими.

      Особое значение  в логике придается делению  простых суждений на виды по характеру связки (ее качеству) и субъекта (по его количеству).

       Качество суждениявыражает  не фактическое содержание, а  логическую форму: утвердительную  или отрицательную.

      По характеру связки  простые суждения делятся на  утвердительные и отрицательные.

      В утвердительных  суждениях раскрывается наличие  какой-либо связи между субъектом  и предикатом: «S есть Р».

      В отрицательных  суждениях раскрывается отсутствие  той или иной связи между  субъектом и предикатом: «S не  есть Р».

      Также простые  суждения делятся по количеству.

      Количество суждения  определяется логическим объемом  суждения. В зависимости от этого  выделяются общие, частные и  единичные суждения.

      Общими называются  суждения, в которых что-либо утверждается для всей группы предметов в раздельном смысле: «Все S есть Р» («Ни одно S не есть Р»).

      Частные суждения  – это суждения, в которых что-либо  высказывается о части какой-то  группы предметов:

      «Некоторые S есть (не  есть) Р».

В логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Выделяют четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные.

       Общеутвердительнымиявляются  суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные. Например: «Все адвокаты – юристы».

       Частноутвердительные  суждения– частные по количеству, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные  показания».

       Общеотрицательные– общие по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Ни один обвиняемый не оправдан».

       Частноотрицательные–  частные по количеству, отрицательные  по качеству. Например: «Некоторые  свидетели не дают верных показаний».

 

7. Классификация, виды классификации.

Классификацией называется распределение  вещей по классам согласно сходству между ними. Классификация вещей, или распределение их по классам, преследует определенные задачи, которые  можно формулировать так: распределение  вещей по группам в таком порядке, который наиболее полезен для припоминания вещей и для определения их свойств.

      Классификация широко  используется в науке, и именно  здесь встречаются наиболее сложные  и совершенные классификации.  Отличным примером научной классификации  является Периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Она фиксирует связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице. Первое требование хорошей классификации заключается в том, чтобы пункты сходства, на основании которых мы составляем классы, были важны в практическом отношении.

      Требование классификации  состоит в том, чтобы она  давала возможность сделать наибольшее  число утверждений. Та классификация  будет наилучшей, в которой  предметы сходны друг с другом  в возможно большем числе признаков. Выделяют следующие виды классификаций:

      1) естественная классификация.  В качестве ее основания берутся  существенные признаки, из которых  вытекают многие производные  свойства упорядочиваемых объектов;

      2) искусственная  классификация – использует для упорядочения объектов несущественные признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы классифицируемых объектов.

      Искусственная классификация  дает очень скудные и неглубокие  знания о своих объектах; естественная  же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

8.  Место и роль логики в деятельности специалиста

9. Методы сопутствующих изменений и остатков.

Метод сопутствующих  изменений. Данный метод применяется  в случаев, в которых имеет  место изменение одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое изменением исследуемого действия. В основе указанного метода лежит следующая зависимость: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. Например, чем больше сила трения, тем меньше скорость движения тела.

Схема рассуждения  по этому методу:

АВС1 — вызывает d1

АВС2 — вызывает d 2

…… 

АВСn — вызывает d n.

По-видимому, С  является причиной d.

Специальное правило  по указанному методу гласит:

Если два  или более случаев наступления  некоторого явления сходны во всех предшествующих обстоятельствах, кроме  одного, которое изменяется каким-то образом от случая к случаю, и  при этом изменяется и исследуемое  явление, то это обстоятельство находится в причинной связи с исследуемым явлением, то есть выступает либо его причиной, либо необходимым условием действия причины, либо релевантно сопутствующим обстоятельствам.

 

Метод сопутствующих  остатков. Этот метод применяется  в том случае, если необходимо установить причину части комплексного явления при условии, что причины, вызывающие другие части этого явления, уже установлены. Схема рассуждения здесь такова:

ABC — вызывает  х, у, z

А — вызывает х 

В — вызывает у 

По-видимому, С- вызывает z.

Примером рассуждения  по этому методу может быть следующий: Иванов, Петров и Сергеев совершили  хищение из офиса. Были похищены компьютер, копировальный аппарат и сканер. Доказано, что Иванов похитил из офиса копировальный аппарат, Петров — компьютер. Следовательно, Сергеев вынес из офиса сканер.

Информация о работе Шпаргалка по "Логика"