Условия правильной постановки вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Правда практика здесь пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много для разработки его ло­гической структуры, оказался в тупике, не получив подкрепления в логико-философском обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического подхода в решении этой проблемы пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в силу того, что они ра­ботают в основном в традиционных философских направлениях, где вопросу, как уже говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.

Содержание

Введение……………………………………………….3

Глава 1 Вопросно-ответный комплекс………………4

§1. Роль ВОК в познавательном процессе……..4

§2. Вопрос как особая форма мышления………6

§3. Структура вопроса…………………………..8

§4. Виды вопросов………………………………11

Глава 2 Правила постановки вопросов………………17

Глава 3 Сущность и виды ответов……………………20

Заключение…………………………………………….22

Список литературы……………………………………23

Глоссарий………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логика.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

 

Также сбивающие вопросы  задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она  не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так  делать), либо она неудобна.

 

Эстафетные вопросы —  направлены на опережение и требуют  умения схватывать на лету реплики  партнера и провоцировать его  на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

 

Вопросы демонстрирующие  свои знания. Их цель  блеснуть собственной  эрудицией и компетентностью  перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это  некая форма самоутверждения. Задавая  такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить  дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

 

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек  увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный  смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте  мне этого!», следует вопрос  - «Не поручать вам? А разве  есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться?»

 

Вопрос «Почему?», примененный  в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог  бы закончиться даже обвинениями  и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

 

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию  инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать  за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

 

Вопрос, заполняющий молчание. Хорошим правильным вопросом можно  заполнить неловкую паузу, порой  возникающую в беседе.

 

Успокаивающие вопросы оказывать  заметное успокаивающее воздействие  в трудных ситуациях. Вам они  должны быть хорошо знакомы, если у  вас есть маленькие дети. Если они  чем-то расстроены, отвлечь и успокоить  их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так  же можно успокоить и взрослого.

Умение правильно задавать вопросы предполагает соблюдение следующих  правил:

 

Краткость сестра таланта. Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность  ответа на него. Когда вы начинаете  сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. А ваш собеседник, в  то время когда вы пять минут излагаете  свой вопрос, ломает голову, о чем  именно вы хотите его спросить. И  может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым. Если уж вы хотите зайти издалека, пусть  сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

 

Чтобы у собеседника, после  ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации. Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного  выхода), звучать он должен в непринужденной форме. Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения — «Можно задать вам для уточнения несколько  вопросов?»

 

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением  слушать собеседника. Люди очень  отзывчивы к тем, кто их внимательно  слушает. И к вашему вопросу они  отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая  может послужить поводом для  уточняющих вопросов или для корректировки  уже заготовленного.

 

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности  в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или  стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что  дал вам ответ нужно его  заинтересовать, объяснить ему, что  отвечать на ваши вопросы в его  интересах.

 

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?»  или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда  ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему  в утвердительной форме, а не в  форме вопроса.

Итак, узнав как правильно  задавать вопросы, вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и  узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения  с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность  разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи  чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы.


Информация о работе Условия правильной постановки вопросов