Условия правильной постановки вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Правда практика здесь пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много для разработки его ло­гической структуры, оказался в тупике, не получив подкрепления в логико-философском обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического подхода в решении этой проблемы пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в силу того, что они ра­ботают в основном в традиционных философских направлениях, где вопросу, как уже говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.

Содержание

Введение……………………………………………….3

Глава 1 Вопросно-ответный комплекс………………4

§1. Роль ВОК в познавательном процессе……..4

§2. Вопрос как особая форма мышления………6

§3. Структура вопроса…………………………..8

§4. Виды вопросов………………………………11

Глава 2 Правила постановки вопросов………………17

Глава 3 Сущность и виды ответов……………………20

Заключение…………………………………………….22

Список литературы……………………………………23

Глоссарий………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логика.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с  целью запутать отвечающего, то такой  вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой  уловки – древнегреческий софистический1 вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него –  и «да», и «нет» - приводит к признанию, что ты бил своего отца.

 

2. Функции вопросов.

 

По познавательной функции  вопросы подразделяются на два основных вида: 1) уточняющие, или ли-вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.

 

 

    Уточняющим называется  вопрос, направленный на выявление  истинности выраженного в нем  суждения. Например: «Верно ли, что  Колумб открыл Америку?»; «Является  ли Швейцария членом НАТО?».

 

 

Грамматический признак  уточняющих вопросов – наличие в  предложении частицы ли: «Верно ли, что…»; «Является ли…»; «Действительно ли, что…» - и другие синонимические выражения. Отсюда название уточняющего  вопроса – «ли-вопрос».

 

Схема ли-вопроса в символической  записи - ?(p), где ? – оператор вопроса, p – суждение, истинность которого выясняется.

 

Явно выражается в ли-вопросе  предпосылка – это знание о  предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.). Неизвестным  в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.

 

Область поиска ответа в ли-вопросе  ограничена выбором одной из альтернатив: p v ך p. Отсюда другое название этого вопроса – закрытый или альтернативный вопрос.

 

 

    Восполняющим называется  вопрос, направленный на выяснение  новых свойств у исследуемых  явлений. Например: «Где состоялся  международный суд над преступниками  Второй мировой войны?»; «Кто  открыл Америку?»; «Каким законом  предусмотрено данное преступление?».

 

 

Грамматический признак восполняющих вопросов – наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? – и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса – «что-вопрос».

 

Схема что-вопроса в символической записи: ?Q(p), где ? – оператор вопроса, Q – переменная для вопросительного слова, p – исходная, нуждающаяся в дополнении информация.

 

В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку»; «Совершено определенное (данное) преступление».

 

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос – это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.

 

3. Структура вопросов.

 

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) простыми или 2) сложными.

 

 

    Простым называется  вопрос, не включающий в качестве  составных частей других вопросов.

 

 

В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суждение ?(p). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопросительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в дополнении суждению - ?Q(p). Все приведенные выше примеры ли-вопросов и что-вопросов являются простыми.

 

2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных  частей другие вопросы, объединяемые  логическими связками. В зависимости  от типа связки сложные вопросы  могут быть: а) соединительными  (конъюнктивными); б) разделительными  (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

 

а) Соединительный вопрос – это два или более простых вопроса, связанных союзом и.

 

Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид: ?(p q), т.е. «верно ли p и верно ли q?» Пример такого вопроса: «Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

 

Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?()(p), т.е. «где и когда имело место p». Пример такого вопроса – «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант – одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ? т.е. «где имело место p и q?» Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?» Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса – объединение первых двух: ?(, т.е «где и когда имело место p и q?»

 

б) Разделительный вопрос – это два и более простых вопроса, связанных союзом или.

 

Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид: ?(pq) т.е. «верно p или верно q». Например: «Верно ли, что в данном случае имело место убийство или это было самоубийство?»

 

Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант: ?(, т.е. «где или когда имело место p?» Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант: ?, т.е. «Q относится к p или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или Поляков?» Третий вариант вопроса: ? (, т.е. « или относится к p или q?»

 

в) Смешанный вопрос – это объединение соединительных и разделительных вопросов:

 

(1) ?((pq) (mn)), т.е. «верно ли p и q или m и n?». Это дизъюнктивный  вопрос, включающий два конъюнктивных  сочетания.

 

(2) ?((), например: «Где могут  быть обнаружены p или q и когда  появятся m или n?»

 

Приведем пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

 

Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них – ли-ворос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его схема - ?(p). Второй – что-вопрос: «Каким именно уголовным законом это деяние предусмотрено?»; его схема - ?Q(p). Вопросы эти связанны последовательной конъюнктивной связью: лишь получив утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вопрос. Схема смешанного вопроса имеет следующий вид: ?(p)?Q(p), т.е. «Содержит ли деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

 

4. Отношение к обсуждаемой  теме.

 

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип – это вопросы по существу темы, другой – не по существу темы.

 

 

1) Вопрос по существу  темы – это запрос мысли,  прямо или косвенно связанный  с обсуждаемой темой, ответ  на который уточняет либо дополняет  исходную информацию. Такие вопросы  допустимы и правомерны в любом  информационном общении. При этом  оценка вопроса как релевантного, или по существу темы – это не формально-структурная, а информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик обсуждаемой проблемы.

 

2) Вопрос не по существу  темы – это вопрос, который  не имеет непосредственного отношения  к обсуждаемой теме. Обычно такие  вопросы лишь чисто внешне  кажутся связанными с поставленной  на обсуждение проблемой. Принятие  и обсуждение таких вопросов  часто уводит дискуссию в сторону  от решения основной идеи. Нередко  их используют с целью затянуть  дискуссию.

 

Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к обсуждению в рационально организованной дискуссии. Стороны вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не имеющих отношения к делу.

 

Глава 2. Правила постановки вопросов

 

Вопрос может быть поставлен правильно и неправильно, но прежде всего в зависимости от того, истинны или ложны его предпосылки.

 

Ясно, что вопросы: «Кто зажигает звезды?»; «Кто изобрел иррациональные числа?» явно не правильны как раз в силу того, что звезды никто не зажигает, то есть не верна предпосылка, что звезды кто-то зажигает; иррациональные числа никто не изобрел.

 

Правда, кажется, что некоторые вопросы не имеют предпосылок. Например: «Знаете ли Вы этого человека?» (подразумевается, что имеется указание на определенного человека). Тогда напрашивается вывод – если правильность или неправильность вопроса связывать только с истинностью или неистинностью предпосылок, как это обычно делается, - что подобные вопросы нельзя оценивать ни как правильные, ни как неправильные. Однако только что приведенный вопрос неправилен потому, что неясно, каковым должен быть ответ на него, знать можно фамилию человека, профессию, его физические и нравственные качества и т.д. Он не имеет предпосылки как раз в силу именно того, что неясно, что подлежит выяснению согласно этому вопросу. Конечно, тот, кто ставит такой вопрос, должен был конкретизировать его, т.е. уточнить, какие сведения об этом человеке его интересуют. Тот же, кому был адресован вопрос, мог формально ответить «знаю» или «не знаю», но в этих ответах, по существу, нет никаких сообщений. Однако предъявить претензии к нему по этому поводу было бы явно несправедливо: вина за это лежит на задающем вопрос. Кстати, известны недоразумения, случающиеся на экзаменах в силу как раз того, что неясный характер имеют обращенные к экзаменуемому вопросы.

 

Вообще, второй причиной неправильно поставленных вопросов может быть неясность в их формулировках. Неясность может быть и с грамматической (синтаксической) точки зрения, и с точки зрения смысла, и т.д. Но основное – неясен характер ожидаемого ответа.

 

Бывает в жизни и так, что из-за неясности поставленных вопросов лица терпят большие неприятности.

 

При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:

 

 

    Вопросы ставить  необходимо корректно. Они должны  быть правильно сформулированы  по содержанию и форме. Провокационные  и неопределенные вопросы недопустимы.

 

    В соответствии  с вопросом следует предусмотреть  альтернативность ответа («да» или  «нет») на уточняющие вопросы.

 

    Вопрос формулируется  кратко и ясно. Длинные, запутанные  вопросы затрудняют их понимание  и ответ на них.

 

    Вопрос должен  быть простым. Если вопрос сложный,  то его лучше разбить на  несколько простых.

 

    В сложных разделительных  вопросах необходимо перечисление  всех альтернатив. Например, «К  какому виду суда по стадии  рассмотрения дел относится данный  суд: первой или кассационный  инстанции?» Здесь не указана  третья альтернатива – суд  надзорной инстанции.

 

    При формулировке  вопросов следует отличать их  обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как  в них содержится утверждение  или отрицание; обычные же вопросы  суждениями не являются.

 

 

Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии, и в обучении.

 

Например, одним из наиболее распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни является опрос. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных (мнения, настроения, интересы и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. Многие правовые проблемы вообще нельзя изучать, не прибегая к опросу: общественное мнение о нормах уголовного права, престиж правоохранительных органов, правовое сознание, эффективность правовой пропаганды и т.п.

 

Главное в этом методе – формулирование вопросов. В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки.

 

 

    Вопрос должен  быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.

 

    Вопрос должен  указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать  при ответе.

 

    В вопросе не  следует употреблять слова с  двойным и более значений.

 

    Контрольные вопросы  не должны следовать сразу  за основными.

 

    Вопрос должен  указывать на все возможные  альтернативы ответов.

 

    При необходимости  конкретизации ответа в вопросе  можно ввести краткое предисловие.

 

    Формулировка вопроса  и его смысл должны учитывать  личный персональный опыт опрашиваемых  в той области, на которую  направлен вопрос.

 

 

 

Глава 3. Сущность и виды ответов

 

Ответ – это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями ответа являются: а) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. При этом один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Отсюда различают следующие виды ответов.

 

 

    По области поиска  ответы делятся на прямые и  косвенные. Прямыми называется  ответ, который берется непосредственно  из области поиска ответов,  без дополнительных сведений  или рассуждений. Косвенный ответ  берется из более широкой области,  нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности. По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и поэтому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.

 

    По объему информации  различают полные и частичные  ответы. Полный ответ без остатка  устраняет сообщаемую вопросом  неопределенность и дает неизвестное  известным. Им является всякий  прямой ответ, а также всякое  непротиворечивое суждение, из которого  следует прямой ответ. Истинный полный ответ называется исчерпывающим. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот. Частичный ответ только в некоторой степени устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и приближает превращение неизвестного в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот.

 

 

Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующие правила формулирования ответа:

 

 

    Ответ должен  быть ясным, однозначным и кратким.  Это во многом зависит от  того, как отвечающий понимает  вопрос и хочет ли он на  него давать ответ.

 

    Ответ должен  уменьшать неопределенность вопроса,  быть информативнее его. Многие  споры и дискуссии бесплодны  в силу отступления от этого  правила. «Толкут воду в ступе» - говорят в таких случаях.

 

    При некорректной  постановке вопроса ответ должен  содержать и указание на эту  некорректность. В некоторых случаях  достаточно сказать, что в таком-то  пункте вопрос не ясен и  требует уточнения. В других  – вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки.

Информация о работе Условия правильной постановки вопросов